1890-1900-е: Братья Люмьер в своих первых фильмах снимают обычных людей, «играющих самих себя», причем не только в документальных зарисовках, но и в постановочных (например, «Политый поливальщик»). Тем не менее, отказ от обращения к профессиональным актерам становится основой, прежде всего, документального кино, хроники, научных и видовых фильмов. В игровом кино непрофессионалы, как правило, появляются в эпизодах или в массовке.
«Политый поливальщик» (Братья Люмьер, 1896)
1910-е: По мере возникновения института кинозвезд, с профессиональными актерами, имеющими театральный опыт, начинают конкурировать непрофессионалы, наделенные «природной естественностью» и киногенией. Евгений Бауэр разрабатывает теорию «натурщика» (получившую развитие у Льва Кулешова), согласно которой врожденные данные актера, а не профессиональные навыки, определяют достоверность исполнения. Именно Бауэр открывает Веру Холодную, неопытную актрису, с первых ролей получающую славу «королевы экрана».
«Жизнь за жизнь» (Евгений Бауэр, 1916)
1920-е: Участие непрофессиональных актеров становится чертой экспериментального кинематографа: их привлекают режиссеры французского авангарда (Луи Деллюк, Жан Эпштейн) и сюрреализма (Луис Бунюэль). Сергей Эйзенштейн, заменяя одного главного героя коллективным героем-массой, разрабатывает теорию «типажа». Актер по Эйзенштейну должен, прежде всего, обладать яркой внешностью, воплощающей необходимый образ, гармоничный для окружающей действительности и социальной среды. Не удивительно, что в поисках исполнителей с нужной «натуральной выразительностью» режиссер обращается к непрофессионалам, которых зачастую находит буквально на улице. Схожим образом с непрофессионалами работают другие мастера советского киноавангарда: Всеволод Пудовкин и Александр Довженко. Сцена из фильма «Броненосец “Потемкин”» (Сергей Эйзенштейн, 1925)
1940-50-е: Стремясь к максимальной достоверности в отражении действительности на экране, режиссеры итальянского неореализма делают участие непрофессиональных актеров обязательным условием создания фильма. В ранних работах Витторио Де Сики, Роберто Росселлини, Лукино Висконти большинство ролей исполняют непрофессионалы, играющие самих себя. Робер Брессон не только снимает исключительно непрофессионалов, но и разрабатывает теорию «модели». В его трактовке по-настоящему чистое исполнение возникает тогда, когда исполнитель, не испорченный какой-либо актерской школой, доводит (после 20-30-ти дублей) до «автоматизма» некий набор действий (становится «моделью»). Девиз Брессона, адресованный к «моделям»: «Не думайте, что вы говорите, не думайте, что вы делаете».
Кадр из фильма «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948)
1960-70-е: Использование непрофессиональных актеров становится характерно для обновляющихся национальных кинематографий. С непрофессионалами работают представители «новых волн» разных стран: Джон Кассаветис в США, Жан-Люк Годар во Франции, Пьер Паоло Пазолини в Италии, Милош Форман в Чехословакии, Миклош Янчо в Венгрии, Андрей Кончаловский в СССР, Кен Лоуч в Великобритании, Вернер Херцог в Германии.
Сцена из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (Андрей Кончаловский, 1967/1988)
1990-2010-е: Непрофессиональных актеров задействуют кинодвижения и направления, претендующие на реалистическое отражение действительности, например «Догма», румынская новая волна или мамблкор. В целом привлечение непрофессионалов можно считать одним из проявлений тренда на сближение игрового кино и неигрового. Участие непрофессионалов характерно для стиля Бела Тарра, Джима Джармуша, Бруно Дюмона, братьев Дарденн, Ульриха Зайдля, Мохсена Махмальбафа, Аббаса Киаростами, Абделатифа Кешиша, Нури Бильге Джейлана и многих других. В отечественном кино непрофессионалов задействуют Лидия Боброва, Валерия Германика, Бакур Бакурадзе, Сергей Лобан, Алексей Балабанов, Ангелина Никонова, Рената Литвинова, Александр Расторгуев и Павел Костомаров, Владимир Козлов, Иван И. Твердовский и другие.
Сцена из фильма «Шапито-шоу» (Сергей Лобан, 2012)
Причины использования непрофессиональных актеров
Реализм
Непрофессиональный актер приносит на экран «прелесть настоящей жизни», то есть самого себя, свою историю, свою речь, свое поведение и привычную для себя среду. Он не играет, а существует, за счет чего его исполнение может быть более достоверным и реалистичным, чем у профессионала. Словами Жана Эпштейна: «Никакой профессиональный актер не способен воспроизвести своеобразные и неповторимые движения пильщика или рыбака. Добрую улыбку, крик ярости так же трудно подделать, как и радугу в небе над бурным океаном».
Кадр из фильма «Земля дрожит» (Лукино Висконти, 1948)
Выразительность
Актер выражает социальные, характерные, психофизические и другие необходимые режиссеру черты. При этом порой ему достаточно просто находиться в кадре, не прилагая каких-либо дополнительных усилий. Вера Холодная, чьи драматические способности подвергались сомнению, покоряла зрителя тем, что естественным образом олицетворяла собой «саму женскую природу».
Вера Холодная в фильме «Дети века» (Евгений Бауэр, 1915)
Сходство с героем
Актер внешне и/или внутренне похож на героя. Например, рабочий цементного завода Василий Никандров был выбран Сергеем Эйзенштейном на роль Ленина в «Октябре» (впервые в истории кино!) исключительно благодаря тому, что был неотличим от вождя.
Василий Никандров в фильме «Октябрь» (Сергей Эйзенштейн, 1927)
Уникальность
Профессиональных актеров с необходимыми режиссеру характеристиками, может просто не быть. Например, если речь идет о детях, людях с ограниченными возможностями или обладающих необычными внешними (и внутренними) характеристиками. В этом смысле можно вспомнить «Уродцев» Тода Браунинга, где в большинстве ролей были задействованы цирковые артисты с физическими отклонениями, сыгравшие самих себя (даже имена не стали менять), или «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера, где роль безрукого ветерана исполнил солдат, прошедший Вторую мировую (между прочим, получил два «Оскара»). Современные примеры: фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого с глухими актерами и «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского с участием актеров с ограниченными возможностями.
Сцена из фильма «Лучшие годы нашей жизни» (Уильям Уайлер, 1946)
Мирослав Слабошпицкий(режиссер фильма «Племя»): Кастинг — это, конечно, самый главный, наиболее ответственный момент. На «Племени» он длился что-то около полугода. Но выбора между профессионалами и непрофессионалами у меня, по большому счету, не было, потому что нужны были люди, свободно владеющие жестовым языком. Существуют, конечно, театры глухих и в России, и в Украине, но все равно выбор весьма ограничен, так что пришлось искать людей, что называется, с улицы. На кастинге, в общем-то, сразу становилось понятно, из нашего фильма человек или нет.
Иван И. Твердовский (режиссер фильма «Класс коррекции»): Существует много студий и любительских театров для людей с ограниченными возможностями. Мы приходили туда, рассказывали, что будем снимать, что у нас кино про любовь, про другие серьезные темы. А режиссеры нам говорили: «Какая любовь, посмотрите на них — они все бедные-несчастные». Хорошо, что у нас была очень крутая кастинг-директор, которая сидела во всех соцсетях, на форумах, и там по одному выискивала людей, готовых хотя бы пообщаться. Особенно важно для меня было, что когда мы рассказывали этим людям, о чем собираемся снимать, у них буквально загорались глаза. Это значит, что они понимали, что эта история нужная, что это история про них, что мы не врем. В итоге, всякая дистанция между нами уходила совершенно.
Нехватка средств
Порой к помощи непрофессионалов обращаются вынужденно — в случае нехватки средств. Непрофессиональные актеры, как правило, готовы сниматься за скромный гонорар или и вовсе бесплатно. По этой причине в дебютных фильмах, микробюджетном и безбюджетном кино зачастую заняты именно непрофессионалы.
Способы работы с непрофессиональными актерами
Автоматизм
Предполагает прописанные диалоги и движения, большое количество репетиций и дублей, позволяющих довести действия актера до бессознательного автоматизма, а значит, открыть «его чистую суть». Метод разрабатывался Робером Брессоном: «Жесты, которые репетировались машинально двадцать раз, твои модели, брошенные в действие фильма, приспособят к себе. Слова, выученные их губами, найдут, без участия самосознания, истинно природные модуляции и мелодию».
Сцена из фильма «Возможно, дьявол» (Робер Брессон, 1977)
Мирослав Слабошпицкий: Все очень просто — наш секрет в репетициях, в диком количестве репетиций. Если на кастинге ты в человеке разглядел какую-то энергетику, то дальше посредством репетиций ты помогаешь ему раскрыться. Но никакая импровизация при этом не допускалась. Наш фильм сделан, сделан и еще раз сделан.
Трейлер фильма «Племя» (Мирослав Слабошпицкий, 2014)
Импровизация
Предполагает отсутствие прописанных диалогов и действий, а иногда и самого сценария. Актеры могут не репетировать и порой узнают о том, что им предстоит, непосредственно перед съемкой эпизода. Импровизированная сцена получает характер «подсмотренной». Подобным образом работал, например, Джон Кассаветис.
Сцена из фильма «Тени» (Джон Кассаветес, 1959)
Иван И. Твердовский: В нашем случае была драматургия, в которой было прописано, что я хочу от той или иной сцены, но не было прописано пространство, диалоги. Соответственно задача актеров и группы в целом была в том, чтобы сделать то, что хочу я, но через самих себя. Актерам не надо было ничего играть, запоминать точки, ловить лицом свет, им просто нужно было быть самими собой.
Трейлер фильма «Класс коррекции» (Иван И. Твердовский, 2014)
Особенности работы с непрофессиональными актерами
Переигрывание
Непрофессионалам непривычна съемочная площадка. Камера, группа, незнакомые люди, отсутствие опыта могут приводить как к недоигрыванию, так и переигрыванию. Владимир Козлов (режиссер фильмов «Десятка», «Кожа»): Иногда я замечал у непрофессиональных актеров некоторую скованность. Но больше сталкивался с желанием «сыграть» и переиграть, сделать что-то нарочито, как-то по-особому использовать мимику, произнести слова. Поэтому первое, что я говорил: «Не надо играть. Будьте теми, кто вы есть». А уже дальше я смотрел, и если было надо, старался что-то подсказать.
Ограниченный диапазон
Непрофессиональные актеры точно играют себя или героев, близких себе, но обычно не обладают необходимым актерскими навыками и опытом для перевоплощения или передачи сложных психологических нюансов. Владимир Козлов: Непрофессионалу проще играть человека, с которым он себя может идентифицировать, который существует в его реальности, который ему понятен. Для героев, с которыми идентифицировать себя сложней, актер, имеющий хотя бы театральный опыт, подходит лучше. В возможность перевоплощения человека без актерского опыта я не верю.
Неестественность действия
Непрофессионалы не могут сделать то, что им кажется неестественным. Если в сценарии присутствует фальшивая или неудачная сцена, непрофессионалу, в отличие от профессионала, сложнее ее обыграть.
Знание текста
У непрофессионального актера, как правило, нет навыка заучивания текста. Владимир Козлов: Делать текст и ожидать его воспроизведения один к одному не стоит. По этой причине я всегда предлагаю непрофессионалам менять слова, пересказывать так, как им понятно и удобно. Главное, определиться с этим до того, как включится камера, чтобы я понимал, что я услышу и чтобы не получилось искажения изначального смысла.
Соавторство
Непрофессионалу сложно, в отличие от обычного актера, быть соавтором режиссера. Он — прежде всего исполнитель требующейся режиссеру задачи.
Владимир Козлов: Непрофессионал может быть соавтором в том плане, что внесет какие-то свои особенности личности, речевые характеристики. Но творческое соавторство или импровизация вряд ли возможны. Собственно поэтому непрофессионалы и играют людей, на которых они сами похожи, где импровизация сводится, например, к выражению текста своими словами, но в заданных рамках.
Год назад из студии научно-производственного объединения «Перспектива» начали транслироваться эфиры NATEXPO TV — телеканала, созданного специально для тех, кто профессионально...