Лучшая короткометражка по версии «Кинотавра» – драматическая зарисовка из жизни провинциальной строгой женщины в полицейской форме. Заглавной героине в мастерском исполнении Инги Оболдиной предстоит сделать ряд важных нравственных выборов, когда судьба преподнесет ей встречу с молодой и дерзкой тезкой-преступницей (Мария Шульга).
Кирилл Плетнев, режиссер
Идея
«Она заключается в вопросе: «Что есть свобода?» А саму историю кассирши волгоградского почтамта, совершившей крупную кражу ради любви, мне рассказал Вася Пичул (царствие ему небесное), у которого я снимался как актер. Правда, я решил сделать главной героиней не преступницу, а полицейскую, которая ее задержала. Мне было важно, чтобы эта строгая женщина, застегнутая на все пуговицы, фигурально выражаясь, расстегнула хотя бы одну».
О работе над фильмом
«Бюджет фильма составил полтора миллиона рублей, а снимали мы его прошлым летом в течение шести смен. В России у «Насти» складывается отличная фестивальная судьба, а вот за границей ленту берут только для внеконкурсных показов, наверное, потому что история слишком русская».
Про сотворчество на площадке
«Я верю в то, что из материала может выйти что-то толковое, только если в нем есть энергия. А она может появиться лишь тогда, когда работают единомышленники, ведь кино – это коллективное дело. Конечно, собрать команду единомышленников не так уж просто. Режиссер – это такой Колумб, который плывет открывать Америку и верит, что там действительно что-то есть, когда соратников тянет домой в привычное. Поэтому его задача – заразить команду своей верой и энергией. И вот когда это получается, испытываешь, пожалуй, самый большой кайф в режиссерской профессии».
Про самостоятельный подход к кинопроизводству
«Такой подход кажется мне абсолютно логичным в эпоху интернета и огромного количества монтажных программ. Например, я снял «Настю» по своему сценарию, потратил собственные средства на производство и вернул уже треть, продавая права на ТВ, в киноальманах и так далее. Хотя у моего фильма высокий бюджет для короткометражки, я видел картины и за 30 тысяч рублей, которые что-то зарабатывают. Так что, по-моему, всё идет к независимости».
Про женские образы
«Меня воспитывали две женщины – мама и тётя, и у меня даже не было в этом смысле выбора – мне интересны именно женские характеры. Хотя специально я себе установок, что буду снимать кино про женщин, не делал».
«Кира» (Владлена Санду, 2015, 20 минут)
Социальная проблематика и визуальное воплощение драмы вгиковки Владлены Санду вызывает в памяти образы из картин братьев Дарденн. Героиня в исполнении дебютантки Анастасии Белоусовой переживает первый день на свободе, который оказывается едва ли не более удручающим, чем предыдущие два года колонии. Историю уже высоко оценило жюри «Кинотавра», присудившее ленте диплом за цельность художественного высказывания.
Владлена Санду, режиссер
Идея
«Один (и он же единственный) день на свободе».
О работе над фильмом
«Работа над фильмом длилась около года, я долго искала подходящую актрису на роль Киры. Бюджет составил 600 тысяч рублей».
Про сотворчество на площадке
«Режиссерская работа продуктивна, если команда полностью подключена к процессу. Из такого подключения, даже если оно происходит с конфликтами, появляется коллективная энергия, которая рождает какую-то правду. Если же люди как статисты выполняют определенные действия, хорошего результата не получится».
Про самостоятельный подход к кинопроизводству
«Первый драфт «Киры» мы делали вместе со сценаристом, но после правок получился совершенно другой сценарий, и человек попросил меня не ставить его имя в титры. По-моему, сегодня существует такая проблема, что люди не умеют работать в команде. На мой взгляд, работа режиссера со сценаристом должна быть совместной, необходим диалог, который возможен, только если у соавторов один интеллектуальный уровень и похожий бэкграунд. Иначе люди начинают доказывать друг другу то, что не нужно доказывать, и в итоге режиссеру приходится делать всё самому».
Про женские образы
«В данном случае этот мир мне понятен и я его знаю. Вообще, есть такая тенденция, что женщина не только на экране, но и в жизни становится более активной. Например, на режиссерском факультете во ВГИКе сегодня 60-70% студентов – девушки. На операторском – примерно такая же картина. Лет 30-50 назад, конечно, были совершенно другие цифры».
«Как жизнь без любви» (Светлана Самошина, 2015, 22 минуты)
Лирическая история о том, что сердце красавиц склонно к измене и перемене, рассказанная на примере короткой встречи молодой актрисы и кинорежиссера, которого она, как ей кажется, любит. Главные роли в дипломной работе выпускницы МШНК исполнили звезда сериала «Школа» Анна Шепелева и Александр Яценко.
Светлана Самошина, режиссер
Идея
«Мне хотелось зафиксировать ощущение ускользающей, не случившейся любви и рассказать о женском сознании».
О работе над фильмом
«У нас было 4 съемочных дня. Бюджет фильма был крошечным, но мне он казался большим, так как это полностью мои личные средства. Многие участвовали в проекте бесплатно, потому что загорелись идеей и хотели помочь».
Про сотворчество на площадке
«Для меня кино – это коллективное творчество. Естественно, у меня есть изначальное видение, но я открыта к тому, что говорят люди. Люблю, когда команда предлагает свои идеи, а если они слишком кардинальные, их можно трансформировать, придать какие-то новые черты. Это тот путь, которым я хочу идти».
Про самостоятельный подход к кинопроизводству
«Я все-таки не отношусь к авторам, которые делают всё сами. Мне важно быть окруженной людьми, которые меня поддерживают. Здесь, например, идея была полностью моя, но сценарий создавался совместно с Ольгой Шакиной и Анной Арушанян. То же и с продюсерской работой – финансирование целиком мое, но организационной частью занималась исполнительный продюсер Юлия Цвитко. Она же помогала мне в качестве второго режиссера. Без Юли мне было бы намного сложнее организовать съемочный процесс».
Про женские образы
«Все мои учебные работы были про женскую сущность – это то, в чем мне пока интереснее разбираться, то, что мне понятнее и ближе. Сейчас у меня в монтаже документальный фильм о четырех женщинах-музыкантах, а еще мы с Анной Арушанян пишем сценарий полного метра о женском мировосприятии. Пока у меня так складывается, не знаю, как будет дальше, но точно могу сказать, что хочу снимать про человеческие, простые вещи, а не про глобальные катастрофы».
Лирическое видеописьмо, по форме напоминающее кинематограф Терренса Малика. В основу короткометражки легли размышления Павла Руминова о природе любовных отношений между мужчиной и женщиной и кадры, снятые режиссером за время его реального романа с певицей Натальей Анисимовой.
Павел Руминов, режиссер
Идея
«Этой десятиминутной новеллой я хотел еще раз напомнить, что жизнь и есть реальный, настоящий фильм, который происходит прямо сейчас. Я лучшие годы посвятил просмотрам черно-белого кино, а теперь предпочитаю компанию женщины компании Бергмана – вот в чем месседж».
О работе над фильмом
«Я расставался с девушкой. Был сложный момент, и я наговорил свои мысли на диктофон. А потом уже у меня были сложные отношения с другой девушкой. Я думал, что она на свидании, и не знал, куда себя деть. В таких случаях я обычно сажусь и монтирую. Потом я на какой-то вечеринке рассказал Антону Сазонову, что делаю короткометражный фильм на основе своего монолога. А дальше Антон, по сути, это кино спродюсировал, без него оно бы никогда свет не увидело».
Про сотворчество на площадке
«Раньше я был за подчинение, хотя внешне делал вид, что люблю слушать чужие идеи. Но последние пять лет – такого нет, конечно. Я достаточно страдал от разных своих заблуждений, чтобы потом кое-что поменять. Любую книжку про режиссера-автора прочтите – это дневник невротика, а кино можно делать проще и веселее. Я не утверждаю, что у меня это получается, но я точно говорю, что такая возможность есть».
Про самостоятельный подход к кинопроизводству
«Благодаря тому, что ученые подарили нам новые камеры, кино стало дешевле, и мы можем делать интимные произведения похожие на музыку или поэзию. Это просто есть, и глупо это не использовать. В данном случае мы старались сделать несюжетное лирическое кино, и мне хотелось сказать людям что-то важное напрямую. Писать сценарий и привлекать актера, который выразил бы мои мысли, было бы долго, поэтому здесь я говорю всё сам.
А вообще приятно видеть, что кино может быть не только индустриальным. То есть, конечно, кино как индустрия остается, но важно, чтобы у людей в сознании произошел слом, и они перестали воспринимать кинематограф как что-то дорогостоящее и недоступное. Это уже совсем не так, и очень хорошо, что этот альманах показывает, что всё реально».
Про женские образы
«Женщина похожа на некую страну или материк, и ты не до конца знаешь, что тебя ждет там. Это рождает дух приключений, который, по-моему, важнее в любви, чем стабильность. Мне кажется, что люди, которые посмотрят наш фильм, смогут мягче посмотреть на себя и свои отношения. Перестанут бояться, что это закончится и будут просто ощущать».
«Portfolio» (Никита Тамаров, 2015, 15 минут)
Фильм-победитель калининградского смотра короткометражного кино «Короче» – комедия абсурда, сдобренная сатирой и черным юмором. В отличие от других картин киноальманаха, здесь главный герой – мужчина. Но это, по сути, формальность – самый яркий и эксцентричный персонаж короткометражки всё равно женского пола, и играет его КВНщица Ирина Чеснокова.
Никита Тамаров, режиссер
Идея
«Клиенты бюро ритуальных услуг хотят внести правки, когда тело уже захоронено по всем правилам. Подрядчик выкручивается «в рамках бюджета»».
О съемках
«Деньги на фильм (325 тысяч рублей) собрали с помощью краудфандинга. Потом много людей бесплатно помогали делать саунд-дизайн, графику и цветокоррекцию. Съемки проходили весной в течение пяти дней, а работу над фильмом мы закончили за неделю до отправки на «Кинотавр»».
Про сотворчество на площадке
«Для меня важно, чтобы все были на одной волне, вносили свои предложения. Именно так получается синергетический эффект, который в итоге оказывается намного круче, чем когда ты один что-то думаешь. Режиссеру важно собрать команду, которая будет понимать, что нужно делать, и больше ему можно ни о чем не беспокоиться».
Про самостоятельный поход к кинопроизводству
«Сейчас у всех есть камера, звук и монтажные программы. При наличии идеи можно всё сделать самостоятельно. Кино, снятое за небольшие деньги, может получиться очень хорошим, но на первый план сейчас выходит продвижение. Фильмов снимается много, и сложно пробиться через информационный шум. Чтобы картину увидели, нужно вкладываться в маркетинг, и вот на этом этапе без поддержки уже сложно».
Про женские образы
«В принципе, сценарий писался под Ирину. Мы давно знакомы, я понимал, как она играет, и знал, что эту роль она очень круто комично преподнесет. А вообще для меня женские образы ничем от мужских не отличаются, я исхожу из сценария. В данном случае я посчитал, что заказчиком должна быть именно женщина, это добавляло комизма. В другой истории мог бы быть мужчина».
Картина «Город-бомба», снятая режиссёром Джэми Бруксом, относится к жанру криминальной драмы. Это история о столкновениях между техасскими жителями и представителями...
Поклонники мистических историй ждали сериал Первое убийство, который рассказывает о сложных взаимоотношениях двух девочек-подростков, принадлежащим противоборствующим кланам. Вот только после...
1«Великая иллюзия» (Жан Ренуар, 1939)Трейлер фильма «Великая иллюзия» (1937)Страна: ФранцияПервой иностранной и одновременно первой неанглоязычной картиной, которая добралась до номинации...