Те мои ровесники, которые сейчас работают в отечественной киноиндустрии, полдетства провели перед черно-белым телевизором «Горизонт», крутили диафильмы, осваивали отцовские 8-миллиметровые камеры и смотрели отснятое и проявленное на домашнем кинопроекторе.
В 70-е годы прошлого века, когда я был маленьким, фотография, так популярная сегодня, была уделом либо профессионалов, либо увлеченных и кропотливых любителей. Надо было не только выбрать правильный фотоаппарат и подходящую пленку, не только разобраться с диафрагмой и выдержкой, но потом еще набраться терпения, чтобы устроить целое таинство — под прицелом закрепленного на штативе фотоувеличителя вручную откадрировать снимок на эмульсионной фотобумаге, а потом в специальных ванночках с правильными химическими растворами сделать проявку и закрепление. Я помню, как наблюдал за действиями моего отца, который мне казался настоящим волшебником, когда он в свете красного фонаря колдовал в ванной с завешенным шерстяным одеялом входом. Это был трудоемкий процесс, требующий времени и усидчивости, что подходило не каждому. И тем не менее, фотография даже тогда была весьма популярным хобби.
Все изменилось, когда в мобильных телефонах появилась функция фото. Абсолютно каждый стал «фотографом». Теперь снимок можно было сделать моментально, а выкладывание фоточек в соцсетях стало всеобщим помешательством. Селфи, лифтолуки, фото еды — все, на что падал глаз, тут же запечатлялось и выплескивалось в остальной мир. Теперь этим уже никого не удивишь, фотографирование стало таким же рутинным процессом, как чистка зубов утром и вечером. Поэтому неуемная душа человеческая требует новых увлечений и развлечений. Каких же?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что в истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Сейчас мы с вами в самом начале очередной такой смены. Заметнее всего это в детях. У них поменялась так называемая «сенсорная модальность», то есть преобладающий способ восприятия мира через их ощущения — дети все меньше читают и все больше смотрят. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это совершенно другое восприятие. Оно не требует особого напряжения, активности, и даже воображения. Оно более легкое и комфортное.
По результатам исследования британской компании «Чайлдвиз», представители молодого поколения Z (те, кому сейчас 15-20 лет) каждый день используют компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и котиков в соцсетях. Они абсолютные визуалы. Добавлю: многие из них с трех-пяти лет уже снимали на телефон мультфильмы с пластилиновыми героями и декорациями из лего. Поэтому для них модное увлечение filmmaking (cоздание фильмов) — это естественный логичный шаг после «статичной» фотографии в развитии своих способов коммуникации с миром. Нынешние 20-летние не рассказывают, как они живут, а показывают. И, конечно, каждому показывающему хочется, чтобы его «движущиеся картинки» были эффектнее, чем у других. Выигрышнее. Производили наиболее яркое впечатление на зависть злопыхателям и на радость друзьям.
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени: у них разная картина мира и ценности. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. Теперь, когда мы живем в мире, где почти не осталось границ (по крайней мере, с возможностью общения в онлайне), гораздо большую роль играет картинка. Зачастую она, как в рекламе белых, посыпанных кокосовой стружкой, конфет, говорит сама за себя «больше тысячи слов». Не говоря уже о том, что это универсальный язык, не требующий перевода. В старом советском фильме «Доживем до понедельника» одна из героинь была убеждена: «Счастье — это когда тебя понимают». Новое поколение пытается достичь понимания, транслируя изображения — сначала статичные, а теперь и «движущиеся картинки».
Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»
Кроме коммуникативной функции увлечение фильммейкингом — это еще и способ достижения важной жизненной цели «найти своих и успокоиться». Мы все социальные животные, а социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. У нынешнего молодого поколения социализация происходит в онлайне, тогда как родители в их возрасте общались лично — в школах, во дворах и подворотнях. Поэтому все, что выкладывается представителями поколения Z в соцсетях — это месседж выкладывающего, его послание миру. И очень печально, когда это послание сводится к фоткам еды. Потому что это очень напоминает такой рассказ о себе: «А еще у меня есть голова. Я ей кушаю». (Я не беру те случаи, когда выкладывание собственноручно приготовленной еды — это демонстрация своих кулинарных талантов или реклама собственного милого ресторанчика). Но очень круто, когда послание молодых этому миру креативно и отражает их глубокие, интересные личности.
Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»
Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z, поколения около-двадцатитилетних. Подхватив это новое увлечение — филммейкинг, его приверженцы становятся настолько плотно заняты, что времени поскучать у них просто нет. Одна из самых простых задач, которые им надо решить, — сделать закат солнца вручную.
Молодые фильммейкеры либо создают иные вселенные, которые интересны им самим, в которых им комфортно и приятно, либо показывают значимым людям те миры, которых хотели бы избежать.
Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»
А что же с поколением Y? С теми, кому сейчас за тридцать? Это поколение «мигрантов в стране цифровых технологий»: в их детстве не было интернета, но они прекрасно им пользуются. То есть, с точки зрения развития и расширения своих коммуникативных возможностей, филммейкинг для них, может быть, даже вдвойне актуален. Потому что поколение Z дышит в спину, они с пеленок сильны в визуализации и скоро именно они будут диктовать и моду, и тренды, и, что самое важное, начнут конкурировать за лучшие места под этим солнцем, вытесняя неприспособившихся к новым реалиям с рынка труда, высоких зарплат и вытекающих из этого удовольствий. Не думаю, что «игреки» готовы без боя сдать все свои позиции!
Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»
Однако представители нового поколения Z завоевывают новые плацдармы стремительно. Они — другие. Пока менее опытные, где-то еще растерянные, робко осматривающиеся по сторонам, долго запрягающие, но быстро едущие. Им бесполезно сопротивляться, бесполезно навязывать свои стандарты и мнения, им надо помочь. Пустить в новый мир Большого Кинематографа, поделиться накопленным опытом и знаниями, обеспечить возможность подъема на «социальных лифтах». Дать им возможности и в творческой самореализации, и в создании того, что по вкусу именно им самим. И тогда они в ответ помогут нам не превратиться в старперов, отставших от жизни, адаптироваться в меняющихся реалиях и остаться актуальными в стремительно приближающихся 20-х годах нового века.