Они — другие: почему поколение Z так стремится снимать кино

Дмитрий КотовПоколение Х, как известно, выбирало «Пепси». Впервые в своем счастливом советском детстве попробовав на зубок все зарубежное, многие мои ровесники, которым сейчас в районе полтинника, до сих пор считают, что «фирмА однозначно круче, чем совок», а «русское кино в жопе», как говорил герой фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Поднять его оттуда можно, максимум, на уровень «желудка». Мол, мы так далеко отстали, что Америку нам уже никогда не догнать.

Реклама Pepsi  с участием Майкла Джексона

Те мои ровесники, которые сейчас работают в отечественной киноиндустрии, полдетства провели перед черно-белым телевизором «Горизонт», крутили диафильмы, осваивали отцовские 8-миллиметровые камеры и смотрели отснятое и проявленное на домашнем кинопроекторе.

В 70-е годы прошлого века, когда я был маленьким, фотография, так популярная сегодня, была уделом либо профессионалов, либо увлеченных и кропотливых любителей. Надо было не только выбрать правильный фотоаппарат и подходящую пленку, не только разобраться с диафрагмой и выдержкой, но потом еще набраться терпения, чтобы устроить целое таинство — под прицелом закрепленного на штативе фотоувеличителя вручную откадрировать снимок на эмульсионной фотобумаге, а потом в специальных ванночках с правильными химическими растворами сделать проявку и закрепление. Я помню, как наблюдал за действиями моего отца, который мне казался настоящим волшебником, когда он в свете красного фонаря колдовал в ванной с завешенным шерстяным одеялом входом. Это был трудоемкий процесс, требующий времени и усидчивости, что подходило не каждому. И тем не менее, фотография даже тогда была весьма популярным хобби.

Все изменилось, когда в мобильных телефонах появилась функция фото. Абсолютно каждый стал «фотографом». Теперь снимок можно было сделать моментально, а выкладывание фоточек в соцсетях стало всеобщим помешательством. Селфи, лифтолуки, фото еды — все, на что падал глаз, тут же запечатлялось и выплескивалось в остальной мир. Теперь этим уже никого не удивишь, фотографирование стало таким же рутинным процессом, как чистка зубов утром и вечером. Поэтому неуемная душа человеческая требует новых увлечений и развлечений. Каких же?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что в истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Сейчас мы с вами в самом начале очередной такой смены. Заметнее всего это в детях. У них поменялась так называемая «сенсорная модальность», то есть преобладающий способ восприятия мира через их ощущения — дети все меньше читают и все больше смотрят. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это совершенно другое восприятие. Оно не требует особого напряжения, активности, и даже воображения. Оно более легкое и комфортное.

По результатам исследования британской компании «Чайлдвиз», представители молодого поколения Z (те, кому сейчас 15-20 лет) каждый день используют компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и котиков в соцсетях. Они абсолютные визуалы. Добавлю: многие из них с трех-пяти лет уже снимали на телефон мультфильмы с пластилиновыми героями и декорациями из лего. Поэтому для них модное увлечение filmmaking (cоздание фильмов) — это естественный логичный шаг после «статичной» фотографии в развитии своих способов коммуникации с миром. Нынешние 20-летние не рассказывают, как они живут, а показывают. И, конечно, каждому показывающему хочется, чтобы его «движущиеся картинки» были эффектнее, чем у других. Выигрышнее. Производили наиболее яркое впечатление на зависть злопыхателям и на радость друзьям.

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени: у них разная картина мира и ценности. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. Теперь, когда мы живем в мире, где почти не осталось границ (по крайней мере, с возможностью общения в онлайне), гораздо большую роль играет картинка. Зачастую она, как в рекламе белых, посыпанных кокосовой стружкой, конфет, говорит сама за себя «больше тысячи слов». Не говоря уже о том, что это универсальный язык, не требующий перевода. В старом советском фильме «Доживем до понедельника» одна из героинь была убеждена: «Счастье — это когда тебя понимают». Новое поколение пытается достичь понимания, транслируя изображения — сначала статичные, а теперь и «движущиеся картинки».

Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»

Кроме коммуникативной функции увлечение фильммейкингом — это еще и способ достижения важной жизненной цели «найти своих и успокоиться». Мы все социальные животные, а социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. У нынешнего молодого поколения социализация происходит в онлайне, тогда как родители в их возрасте общались лично — в школах, во дворах и подворотнях. Поэтому все, что выкладывается представителями поколения Z в соцсетях — это месседж выкладывающего, его послание миру. И очень печально, когда это послание сводится к фоткам еды. Потому что это очень напоминает такой рассказ о себе: «А еще у меня есть голова. Я ей кушаю». (Я не беру те случаи, когда выкладывание собственноручно приготовленной еды — это демонстрация своих кулинарных талантов или реклама собственного милого ресторанчика). Но очень круто, когда послание молодых этому миру креативно и отражает их глубокие, интересные личности.

Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»

Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z, поколения около-двадцатитилетних. Подхватив это новое увлечение — филммейкинг, его приверженцы становятся настолько плотно заняты, что времени поскучать у них просто нет. Одна из самых простых задач, которые им надо решить, — сделать закат солнца вручную.

Молодые фильммейкеры либо создают иные вселенные, которые интересны им самим, в которых им комфортно и приятно, либо показывают значимым людям те миры, которых хотели бы избежать.

Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»

А что же с поколением Y? С теми, кому сейчас за тридцать? Это поколение «мигрантов в стране цифровых технологий»: в их детстве не было интернета, но они прекрасно им пользуются. То есть, с точки зрения развития и расширения своих коммуникативных возможностей, филммейкинг для них, может быть, даже вдвойне актуален. Потому что поколение Z дышит в спину, они с пеленок сильны в визуализации и скоро именно они будут диктовать и моду, и тренды, и, что самое важное, начнут конкурировать за лучшие места под этим солнцем, вытесняя неприспособившихся к новым реалиям с рынка труда, высоких зарплат и вытекающих из этого удовольствий. Не думаю, что «игреки» готовы без боя сдать все свои позиции!

Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»Студенты курса Filmmaking на съемках короткометражки «Пранк»

Однако представители нового поколения Z завоевывают новые плацдармы стремительно. Они — другие. Пока менее опытные, где-то еще растерянные, робко осматривающиеся по сторонам, долго запрягающие, но быстро едущие. Им бесполезно сопротивляться, бесполезно навязывать свои стандарты и мнения, им надо помочь. Пустить в новый мир Большого Кинематографа, поделиться накопленным опытом и знаниями, обеспечить возможность подъема на «социальных лифтах». Дать им возможности и в творческой самореализации, и в создании того, что по вкусу именно им самим. И тогда они в ответ помогут нам не превратиться в старперов, отставших от жизни, адаптироваться в меняющихся реалиях и остаться актуальными в стремительно приближающихся 20-х годах нового века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *