Например, нужно было знать, каким объективом будут снимать каждый задник, чтобы он стал продолжением декорации, которую, к примеру, могли построить с использованием усиленной перспективы.
Студийный задник
В поисках истока этого приема в кино мы снова возвращаемся к творчеству Жоржа Мельеса. Мельесу задники нужны были по одной простой причине: он снимал все свои фильмы в крайне замкнутом пространстве, а большую часть декораций просто рисовал на висящих на стенах холстах.
Один из ранних фильмов Жоржа Мельеса «Леди исчезает» (1896)
Тот же прием использовали и британские пионеры кино. Это сильно упрощало создание декораций и ускоряло процесс, а также позволяло нарисовать на холсте такие красоты, какие кинематографисты никогда не смогли бы себе позволить снять вживую.
Фильм британского пионера Дж. А. Смита (1899). Рисованные декорации можно увидеть в центральной части картины
Кроме того, действие в кино часто развивается в исторических или фантастических локациях, которые по каким-то причинам могут либо уже не существовать, либо просто быть нереальными.
Схема театральной циклорамы «Бен-Гура»
Здесь циклораму можно увидеть на 1:09
Циклорамой также называли и неподвижный живописный задник, который висел на стенах павильона по его периметру, давая кинематографистам обзор в 180 градусов и более.
С появлением звука кинопроизводство вынужденно переехало в огромные павильоны киностудий, и кинематографистам пришлось имитировать съемку на локации внутри помещений. Это дало толчок развитию спецэффектов и других инструментов «обмана», в том числе — искусству рисованных задников. Если на ранних этапах кинематограф иной раз и не скрывал искусственности изображения, то с начала 20-х годов кинематографисты постепенно совершенствовали свои инструменты. К 30-м годам имитация съемки на локации превратилась в настоящее искусство, и студии начали скрывать, каким образом создаются те или иные трюки, засекретив даже некоторые технологии — лишние знания не должны были отвлекать зрителя от истории на экране. Так что создававшие задники художники иной раз даже не упоминались в титрах.
Кадр со съемки фильма «Казанова» Федерико Феллини (1976)
В 1938 году студия MGM построила отдельное здание для художников по фонам, а главой отдела стал Джордж Гибсон. В 50-х, когда мейджоры стали избавляться от балласта специализированных департаментов, протеже Гибсона Джон Гарольд Кокли основал на месте бывшего департамента компанию JC Backings (John Coakley Backings), которая существует и сегодня, снабжая Голливуд фонами и сохраняя исторические полотна. Так, в фильме «Да здравствует Цезарь!» братья Коэн использовали классический задник из фильма «Бен-Гур» (1959).
Фото департамента живописных задников студии MGM примерно 40-50-х годов. Здание имело несколько этажей, художники писали на верхнем, в полу которого была прорезь, позволявшая опускать полотна вниз для удобства.
Так сегодня хранятся исторические задники в компании JC Backings
Иногда эту технологию использовали вместе с технологией дорисовки. Например, на иллюстрации ниже мы видим дорисовку Ли Ле Бланка и задник Джорджа Гибсона, на фоне которого сняты актеры. Это кадр из фильма «На север через северо-запад».
Кстати, даже имея в своем арсенале фотографии и возможность напечатать их на холсте нужного размера, кинематографисты все равно предпочитали использовать рисованные задники. Оказывается, рисованный задник зачастую выглядит реалистичнее, чем обычная фотография, потому что, в отличие от абсолютно непредвзятого объектива камеры, человек способен воспринимать реальность эмоционально, а значит — не такой, какая она есть на самом деле. Художник может не только «подыграть» линзе объектива, но и сделать фон теплее или холоднее в соответствии с задумкой художника-постановщика, или внести какие-либо другие коррективы, влияющие на настроение и атмосферу сцены.
Сегодня искусство рисованного задника постепенно исчезает — с появлением компьютерной графики в кино огромные полотна рисуют все реже и реже. Их мало, но они все еще живы. Среди относительно недавних картин, для которых создавали подобные полотна — «Лемони Сникет: 33 несчастья», «Анна Каренина», «Омерзительная восьмерка», «Интестеллар» и даже «Аватар».