Оператор: Антон Зенкович

Оператор: Антон Зенкович
Антон Зенкович, оператор 
 

Поиск визуального решения в хорроре

Поиск визуального решения в хорроре / Оператор: Антон Зенкович
 

Хоррор для меня – новый жанр. До этого я в основном работал над комедиями, но сделать что-то в направлении триллера или ужасов хотелось давно. Готовясь к фильму, мы с режиссером Славой Подгаевским ориентировались на классический канон американских фильмов. Для этого отсмотрели картины западных коллег, которые выходили за последний год, и выделили референсы по свету, по монтажу, по движению камеры. От этого уже отталкивались. Это не значит, что мы что-то копировали, скажем, по свету. Копировать, во-первых, невозможно, а во-вторых, неинтересно. Просто жанр хоррора для нашего кино новый, а значит, нам необходимо было найти направления, в которых было бы интересно двигаться. Думаю, это нормальная практика – в кино уже многое снято, сделано, много гениальных вещей придумано. Подсмотрев их и от них оттолкнувшись, можно придумать что-то новое. Ну а те, кто говорят, что так не делают, мне кажется, просто лукавят.

 

Преимущества работы над хоррором

Преимущества работы над хоррором / Оператор: Антон Зенкович
 

Работать над «Пиковой дамой» мне действительно понравилось, и сейчас, когда мне предлагают что-то снимать, я в первую очередь рассматриваю именно ужасы и триллеры. При работе над комедией есть такой момент – у меня как у оператора все-таки связаны руки. Конечно, комедии бывают разные, многое зависит от сценария, от режиссера. Но в основном жанр диктует свои правила в плане света, движения камеры и всей операторской работы. Есть определенные рамки. Ты не можешь их переступить. И если переступишь, сделаешь что-то новое, тебя просто не поймут. А хоррор открывает более широкие возможности для творчества. И почти все, что придумаешь, имеет право быть.

 

Оборудование

Оборудование / Оператор: Антон Зенкович
 

Раньше я снимал на камеру Arri. На «Пиковой даме» решил попробовать Red Dragon. Ни капли не жалею, мне очень понравилась эта камера и ее пластика. Думаю, что она помогла создать именно тот эффект от изображения, которого я и хотел добиться.

Оборудование / Оператор: Антон Зенкович

Поскольку я заранее понимал, что времени у нас будет мало, я в основном использовал ручную камеру Easyrig. С ней проще, легко можно менять точку съемки. Также мы почти не использовали долли, поскольку она забирает много времени – снимать надо много, а на каждое движение требуется перестановка. К тому же долли вещь громоздкая, а снимали мы не в декорациях – в интерьерах квартир, где места мало. Долли заменял слайдер. Его можно быстро поставить и он позволяет делать необходимые движения.

Оборудование / Оператор: Антон Зенкович

Ещё на фильме использовался коптер. К нему был прикреплен фотоаппарат. Делалось все просто. У Славы Подгаевского были знакомые ребята, которые этим занимаются, и мы пригласили их. Всего с коптером было две смены по два часа. Этого хватило, чтобы набрать материал. Ничего сложного.

 

Свет

Свет / Оператор: Антон Зенкович

Я вообще не любитель использовать много световых приборов, если только это действительно не оправдано. В «Пиковой даме» я старался светить очень локально, много использовал документального света, то есть торшеры, бытовые лампы. Например, некоторые портреты создавали с помощью обыкновенных лампочек. Подобные документальные вещи я давно хотел попробовать, то есть тут для меня они тоже были новыми.

 

О раскадровках

О раскадровках / Оператор: Антон Зенкович
 

Раскадровки мы использовали в основном на более сложных сценах, вроде сцены изгнания. На простых сценах, например, диалогах – это необязательно. Хотя, конечно, все тоже зависит от режиссера. Но в принципе, если в сцене нет ничего особенно сложного, и если команда четко понимает свои задачи, то раскадровки не обязательны.

 

Выбор локаций

Выбор локаций / Оператор: Антон Зенкович

У нас есть локейшн, который присылает фотографии, мы из них отбираем, и дальше едем смотрим. Объекты в фильме – это те, на которые мы приехали, и они нам сразу понравились. В целом мы искали такое направление объектов, чтобы было не совсем понятно, что это Россия. В итоге наши локации похожи одновременно на спальные районы где-то в Чехии или в Германии. То есть возникает ощущение, что это вроде и Россия, а вроде и не Россия. Один дом на Ленинградке нам понравился просто по цвету – не традиционный белый или серый, а такой темно-зелено-серый. Помимо этого конечно для нас было важно, чтобы в кадре это смотрелось графично. То есть, выбирая объекты, в первую очередь необходимо думать, как это будет выглядеть в кадре. Замечу, что часто бывают такие моменты, когда на подготовительном периоде приезжаешь на объект и сразу видишь какую-то картинку, представляешь визуальный ряд. И именно такое решение потом оказывается лучшим, именно его и используешь.

 

О сжатых сроках и сложных сменах

О сжатых сроках и сложных сменах / Оператор: Антон Зенкович

Времени в кино всегда не хватает. «Пиковая дама» была снята за двадцать одну смену. Такие сжатые сроки, конечно же, влияют на работу. Одно дело, когда тебе надо выдавать в смену одну-две минуты съемочного материала, и совсем другое, когда речь идет о четырех-пяти минутах. Особенно если при этом есть еще и переезды между объектами. Одной из самых сложных была финальная сцена изгнания. На нее мы даже попросили две смены. И в кадре это видно – и планов больше, и материала больше.

Не могу сказать, что в фильме были какие-то действительно сложные сцены. Скорее были сложные смены. Одна смена длилась что-то часов пятнадцать. То есть сложность скорее заключалась в продолжительности работы и, соответственно, усталости. В целом же просто было очень интересно работать, поэтому и сложностей не возникало.

 

Сотрудничество с режиссером

Сотрудничество с режиссером / Оператор: Антон Зенкович
 

Я поработал со многими режиссерами, и могу сказать, что понять, сложится ли работа, можно в первые минут двадцать-тридцать общения. Обычно начинаешь с обсуждения сценария, решений. Уже на этом этапе возникает понимание, есть ли у тебя с человеком связь или нет. Бывают моменты, когда взаимопонимание не возникает. Допустим, режиссер предлагает тебе один вариант, а ты думаешь, что твой вариант лучше, и вы не сходитесь. А бывает, что вы совпадаете, потому что есть творческое взаимопонимание. Вот именно оно, это творческое взаимопонимание, и необходимо. Но как его наладить – я не знаю. Оно, наверное, или есть, или нет. В любом случае, режиссер главный на площадке, и как бы там ни было, его необходимо слушаться. Бывают моменты, когда ты хочешь что-то сделать, у тебя есть задумки по кадру, по движению. Ты предлагаешь их режиссеру, а он говорит «нет», хочет по-другому. Тут надо себя перестраивать. В любом случае вариантов, как можно решить сцену по свету, по движению, по мизансцене всегда масса. И все эти варианты хороши по-своему. Просто нужно искать то, что больше подходит под идею режиссера. А на «Пиковой даме» работать было очень комфортно и гладко, потому что со Славой Подгаевским было абсолютное творческое взаимопонимание.

 

О сравнении зарубежного кино и российского

О сравнении зарубежного кино и российского / Оператор: Антон Зенкович

Когда люди смотрят наши фильм, они все равно сравнивают их с американской продукцией. Зритель уже привык к зарубежным приемам и штампам. Я показывал трейлер знакомым, и все удивлялись, говорили, что снято как будто не у нас. Сравнения с иностранными картинами неизбежно, и поэтому нам сложно – у нас, как правило, не те возможности. Говорю это, потому что мне есть с чем сравнить. Я работал над фильмом «Ограбление по-американски» в second unity, так что прекрасно знаю, как там все делается. Нам приходится конкурировать, бывает непросто, но надо работать. И это касается не только операторов, а всех департаментов.

 


 
 

  

Антон Зенкович

Оператор
Работал над фильмами:  «Беременный», «Мамы», «Тот ещё Карлосон!», «С новым годом, мамы!», «Друзья друзей», «Что творят мужчины!», «Чемпионы», «Легок на помине», «Смешанные чувства», «Женщины против мужчин», «Приличные люди», «Пиковая дама: Черный обряд», «Мафия»
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *