Антон Зенкович, оператор
Поиск визуального решения в хорроре
Преимущества работы над хоррором
Оборудование
Поскольку я заранее понимал, что времени у нас будет мало, я в основном использовал ручную камеру Easyrig. С ней проще, легко можно менять точку съемки. Также мы почти не использовали долли, поскольку она забирает много времени – снимать надо много, а на каждое движение требуется перестановка. К тому же долли вещь громоздкая, а снимали мы не в декорациях – в интерьерах квартир, где места мало. Долли заменял слайдер. Его можно быстро поставить и он позволяет делать необходимые движения.
Ещё на фильме использовался коптер. К нему был прикреплен фотоаппарат. Делалось все просто. У Славы Подгаевского были знакомые ребята, которые этим занимаются, и мы пригласили их. Всего с коптером было две смены по два часа. Этого хватило, чтобы набрать материал. Ничего сложного.
Свет
Я вообще не любитель использовать много световых приборов, если только это действительно не оправдано. В «Пиковой даме» я старался светить очень локально, много использовал документального света, то есть торшеры, бытовые лампы. Например, некоторые портреты создавали с помощью обыкновенных лампочек. Подобные документальные вещи я давно хотел попробовать, то есть тут для меня они тоже были новыми.
О раскадровках
Выбор локаций
У нас есть локейшн, который присылает фотографии, мы из них отбираем, и дальше едем смотрим. Объекты в фильме – это те, на которые мы приехали, и они нам сразу понравились. В целом мы искали такое направление объектов, чтобы было не совсем понятно, что это Россия. В итоге наши локации похожи одновременно на спальные районы где-то в Чехии или в Германии. То есть возникает ощущение, что это вроде и Россия, а вроде и не Россия. Один дом на Ленинградке нам понравился просто по цвету – не традиционный белый или серый, а такой темно-зелено-серый. Помимо этого конечно для нас было важно, чтобы в кадре это смотрелось графично. То есть, выбирая объекты, в первую очередь необходимо думать, как это будет выглядеть в кадре. Замечу, что часто бывают такие моменты, когда на подготовительном периоде приезжаешь на объект и сразу видишь какую-то картинку, представляешь визуальный ряд. И именно такое решение потом оказывается лучшим, именно его и используешь.
О сжатых сроках и сложных сменах
Времени в кино всегда не хватает. «Пиковая дама» была снята за двадцать одну смену. Такие сжатые сроки, конечно же, влияют на работу. Одно дело, когда тебе надо выдавать в смену одну-две минуты съемочного материала, и совсем другое, когда речь идет о четырех-пяти минутах. Особенно если при этом есть еще и переезды между объектами. Одной из самых сложных была финальная сцена изгнания. На нее мы даже попросили две смены. И в кадре это видно – и планов больше, и материала больше.
Не могу сказать, что в фильме были какие-то действительно сложные сцены. Скорее были сложные смены. Одна смена длилась что-то часов пятнадцать. То есть сложность скорее заключалась в продолжительности работы и, соответственно, усталости. В целом же просто было очень интересно работать, поэтому и сложностей не возникало.
Сотрудничество с режиссером
О сравнении зарубежного кино и российского
Когда люди смотрят наши фильм, они все равно сравнивают их с американской продукцией. Зритель уже привык к зарубежным приемам и штампам. Я показывал трейлер знакомым, и все удивлялись, говорили, что снято как будто не у нас. Сравнения с иностранными картинами неизбежно, и поэтому нам сложно – у нас, как правило, не те возможности. Говорю это, потому что мне есть с чем сравнить. Я работал над фильмом «Ограбление по-американски» в second unity, так что прекрасно знаю, как там все делается. Нам приходится конкурировать, бывает непросто, но надо работать. И это касается не только операторов, а всех департаментов.
Антон Зенкович Оператор |