— Хороший редактор всегда востребован, точно так же, как и хороший сценарист, режиссер, художник по костюмам, осветитель и реквизитор. Мне кажется, что тут дело не в конкретной кинопрофессии, а в том, что ценится профессионализм.
Редактор — это агент зрителя и одновременно человек, который обеспечивает по ходу написания сценария диалог и рефлексию для сценариста. А уровень рефлексии и диалога уже зависит от профессионализма редактора.
— Как часто вас привлекают?
— Я возглавляю редакторский отдел на студии, и одновременно мы пишем по 5-10 сценариев. Это постоянный процесс, который никогда не прекращается. При этом регулярно приходят запросы и предложения со стороны, но в большинстве случаев я вынуждена отказываться, так как в сутках всего 24 часа.
— Насколько современный редакторский цех отличается от редакторского искусства времен СССР?
— Мне сложно говорить о том времени, которое я не застала в работе. Думаю, что в 1990-х, когда кино снималось очень мало, произошел провал в этой профессии, как и во многих других. Но не думаю, что современный редакторский цех значительно отличается от советского. Судя по рассказам старших товарищей, было тоже самое: 5-10 профессионалов и большое количество слабо компетентных людей.
Хотя мне ужасно не нравится выражение «редакторское искусство». Одна из проблем, которые я вижу у коллег, — попытка заниматься «искусством» и писать сценарий за сценариста. Это кажется мне дорогой в ад.
Редактура в кино — это ремесло. Суть которого в том, что ты должен встроиться мозгами в замысел сценариста и режиссера или продюсера и помочь им прийти к желанному результату при помощи своего профессионализма. А станет ли этот результат коллективного творчества искусством или нет — судить зрителям и кинокритикам.
— Может ли проект обойтись без редактора? Если да, каковы будут, на ваш взгляд, последствия?
— Мы не только знаем примеры проектов, которые обходились без редакторов, но бывало, что режиссер был одновременно оператором, композитором и исполнителем главной роли. Были проекты, снимавшиеся малыми группами: среди них есть и треш, и прекрасные работы. Но, уверена, если есть возможность пойти в проект с хорошим редактором, то это лучше, чем без него.
Мы занимаемся творческой работой, в которой последствия практически всегда непредсказуемы. Можно собрать суперпрофессиональную команду, вложиться огромными силами и ресурсами, а на выходе получить весьма среднее кино. А бывает, что весь проект идет через пень-колоду, с огромными проблемами, а в результате получается крутой фильм. Кино — это работа на результат, но ты никогда не знаешь, каким он будет.