1Франция в начале Второй мировой войны (1940)
На съемках фильма «Дети райка» (1945) / Фото: Pathé
С момента рождения кинематографа Франция всегда была одним из лидеров мирового кинопроцесса. Однако был в истории страны момент, когда кинопроизводство полностью остановилось. Это произошло летом 1940 года — страна капитулировала под натиском нацистской Германии и разделилась на оккупационную зону и марионеточное государство режима Виши. Параллельно Францию покинули многие выдающиеся режиссеры и актеры, вроде Жана Ренуара и Жана Габена.
Но, как ни странно, вынужденный простой в несколько месяцев и оккупация вскоре обернулись подъемом национального кино. Вишистское правительство рассматривало кинематограф как пропагандистский инструмент и поэтому щедро его финансировало. В отсутствие конкуренции Голливуда зритель стал больше смотреть свою продукцию.
Введенная цензура исключала прямое отражение современности на экране, но способствовала дальнейшему развитию притчевой выразительности «поэтического реализма» (были сняты такие выдающиеся фильмы, как «Вечерние посетители» и «Дети райка» Марселя Карне). А начинающие авторы, вроде Анри-Жоржа Клузо или Робера Брессона в этих условиях стали искать пути обновления киноязыка. Таким образом пауза в процессе иногда предшествует более бурному развитию.
2Забастовка аниматоров студии Disney (1941)
О забастовке аниматоров студии Disney в 1941 году
В Голливуде первым «катаклизмом», парализовавшим работу крупной студии, стал профсоюзный скандал с Disney. Конфликт между работниками компании и ее руководителем зрел несколько лет — с момента запуска дебютной полнометражки «Белоснежка и семь гномов». Из-за масштаба картины штат студии разросся, переработки увеличились, а вот денежное вознаграждение сотрудников оставляло желать лучшего, несмотря на прокатные успехи.
После начала Второй мировой Дисней потерял весомую часть рынков, а компенсировать сокращение доходов он решил урезанием зарплат не только рядовых сотрудников, но и ведущих аниматоров. В мае 1941 года более половины аниматоров и других работников студии объявили о забастовке. Их поддержали конкурирующие студии через Гильдию мультипликаторов. Протестующие взяли штаб-квартиру Мышиного дома в автомобильное кольцо, разбили палаточный городок и, вооружившись протестными плакатами, стали требовать пересмотра отношения руководства к зарплатам, пенсиям, страховкам и прочим вопросам.
Из-за 4-месячной забастовки затянулась работа над «Дамбо» (некоторые протестующие в итоге были изображены в мультфильме в виде клоунов) и Диснею со скрипом, но пришлось пойти на уступки. Правда, прежде он разразился гневной статьей с обвинениями забастовщиков в большевизме, а также попытался решить проблему с помощью гангстеров. Условия труда аниматоров улучшились, но многие из них попали в черные списки студии или были вскоре уволены. Сама же студия до сих пор о событиях 1941 года вспоминает неохотно.
3Послевоенная Германия (1945)
Кадр из фильма «Убийцы среди нас» (1946) / Фото: DEFA
Если во Франции кинопроизводство остановилось с началом Второй мировой войны, то в Германии в конце войны оно и вовсе исчезло. Стране, по сути, начинавшей свое существование с нуля, было ни до съемок, ни до финансирования фильмов.
Крупнейшая студия в Бабельсберге лежала в руинах, большинство кинематографистов или погибли, или оказались в тюрьме (многие обвинялись в преступлениях против человечности), кроме того любая идея проекта требовала одобрения Союзных сторон: США, Франции, Великобритании и СССР.
Только в мае 1946 года на подконтрольной Советскому Союзу зоне была организована государственная киностудия DEFA, на которой был снят первый немецкий послевоенный игровой фильм «Убийцы среди нас». Чуть позже в том же году стали подтягиваться студии в западной зоне оккупации. Что любопытно, картины советской зоны больше тяготели к драме, а западной — к более легким жанрам, к комедии и мелодраме. Однако и в тех, и в других делались попытки переосмыслить недавнее прошлое и дать представление о будущем.
4Советское «малокартинье» (1946-1953)
Кадр из фильма «Тарас Шевченко» (1951) / Фото: Киевская киностудия художественных фильмов
Этот пример необычен тем, что снижение объемов кинопроизводства было вызвано не столько внешними факторами (хотя, безусловно, без последствий войны не обошлось), сколько сознательной государственной политикой. При этом полностью кинематографический процесс не останавливался, но опустился до рекордно низких показателей (в 1951 году было сделано всего девять картин, хотя даже в войну в среднем снимали в три раза больше).
Была провозглашена установка «лучше меньше, да лучше», то есть при снижении количества фильмов ожидалось, что вырастет их качество. Концепция не оправдалась — эпоха оставила не так много выдающихся лент. Ухудшению обстановки в кино способствовал и ряд постановлений ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов, в которых подвергались резкой критике многие известные кинематографисты (вплоть до прямого запрета некоторых картин). Из-за этого даже великие кинореволюционеры и авангардисты 1920-х были вынуждены или прекратить снимать, или работать в жесткой унифицированной и бесконфликтной манере.
Преодолен искусственный кризис был со смертью Иосифа Сталина, когда реорганизовали процесс государственного управления кинопроизводством и ослабили цензуру.
5Китайское кино «Культурной революции» (1966-1976)
Первым фильмом после долгого застоя становится фильм режиссера Се Цзинь «Морской порт» / Фото: Asiateca Cine Asiatico
Еще один случай, когда кинопроизводство тормозилось «сверху», но в еще более жестком варианте. Относительно стабильное развитие кинематографа КНР было резко остановлено печально известной Культурной революцией. Значительная часть ранее снятых картин (в том числе признанной классики) оказалась под запретом. Многие кинематографисты подверглись репрессиям, а новые съемки по-началу сократились, а затем и вовсе были прекращены.
С 1967 по 1972 год в стране не было снято ни одного игрового фильма. Экраны же заполнялись документальными лентами, прославляющими Мао Цзедуна, фильмами из Албании, Вьетнама, Северной Кореи и сталинского СССР, а также редкими разрешенными старыми национальными картинами.
В 1972 году кинопроизводство возобновилось, но в очень скромных объемах и с упором на пропаганду (главным жанром стала «революционная опера»). С арестом же «банды четырех» и окончанием Культурной революции начался этап восстановления и «переизобретения» кинематографа, по сути, с нуля.
Обложка: кадр из фильма «Дети райка» (1945) / Pathé