Релиз на цифровых платформах VS отложенный кинопрокат: дилемма эпохи пандемии

Что делать продюсерам и режиссерам, если фильм уже полностью готов, но показать его в кино пока нет возможности? В этой ситуации выход проектов сразу на цифровых платформах, минуя кинотеатральный прокат, стал новой реальностью.

В конце марта было объявлено о первом исключительно цифровом релизе российского блокбастера — «Спутника» Егора Абраменко. Почти одновременно с ним в онлайн вышла «Фея» Анны Меликян, а также другие российские картины.

Каждую неделю появляются новости о релизах, решивших выйти онлайн в обход кинопроката. Недавно стало известно, что «Гроза» Григория Константинопольского, которую планировали выпустить в кинотеатрах в мае, будет также доступна на онлайн-сервисе PREMIER с 21 мая.

Но в то время как некоторые проекты смело вышли в цифре, другие не торопятся, дожидаясь полноценного кинопроката. Мы расспросили кинематографистов, чтобы узнать о причинах принятых решений.

 

«Спутник», «Счастье в конверте» и «Небо измеряется милями»: фильмы, вышедшие на цифровых платформах

В то время как для «Спутника» цифровой релиз оказался коммерчески выгодным, другие российские проекты нашли выгоду в большем охвате аудитории и ее лояльности.

 

«Спутник»

Трейлер фильма «Спутник» (2020)
 

  Режиссер: Егор Абраменко
Описание: СССР, 1983 год. На землю возвращается космический аппарат, но из двух космонавтов живым можно считать только одного.
Бюджет: 190 млн рублей
Цифровые релизы: с 23 апреля на Wink, more.tv и Ivi.
 
 

Илья Стюарт, продюсер: «Онлайн-премьера оказалась коммерчески выгодной для продюсеров».

— Почему вы приняли решение выпустить фильм в онлайн?

— С нашими партнерами, компаниями Art Pictures Studio и «Водород», мы рассматривали разные варианты развития в тот момент, когда стало очевидно, что кинотеатральный релиз в заявленную дату рассматривать уже невозможно. Даже пару месяцев спустя мы можем лишь предполагать, как будет выглядеть постепенный выход из пандемии и что будет происходить с кинотеатрами, зрителями. Наше решение было единогласным.

— Вы остались довольны условиями, предложенными цифровыми платформами?

— Сделка в связи с онлайн-премьерой в России стала для продюсеров коммерчески выгодной. Отмечу, что еще до приостановки работы кинотеатров, «Спутник» отобрали в один из самых престижных кинофестивалей США Tribeca Film Festival. Попадание в такой киносмотр влечет за собой интерес и больших международных дистрибьюторов.

На сегодняшний день заключено несколько важных сделок на кинопрокат в других странах, в том числе в США. После выхода из пандемии, картину потенциально ждут премьеры на других фестивалях жанрового кино, что будет способствовать дополнительному вниманию к «Спутнику» на кинорынках.

— Планируется ли прокат «Спутника» после показа на VOD?

— Идея с ограниченным кинотеатральным прокатом после возобновления работы кинотеатров обсуждалась среди продюсеров, но говорить сейчас об этом преждевременно. Конечно, для авторов, которые создавали фильм для больших экранов, это было бы важно.

В любом случае, мне кажется принципиально важным поддерживать кинотеатры как только это станет безопасным для всех. Я точно буду первым в очереди, когда кинотеатры возобновят работу.

 

«Небо измеряется милями» 

Трейлер фильма «Небо измеряется милями» (2020)
 

  Режиссер: Константин Буслов
Описание: байопик великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля, посвятившего жизнь вертолетостроению.
Бюджет: не разглашается
Цифровой релиз:с 8 мая на Ivi.
 
 

Константин Буслов, режиссер: «Зритель сидит дома и смотрит наш фильм — я этим доволен»

— Почему было принято решение сделать онлайн-релиз?

— Изначально мы хотели выпустить фильм в кинотеатральный прокат 30 апреля, чтобы захватить майские праздники и важный для нас День Победы.

Но поскольку случилась пандемия, было принято решение выпустить «Небо измеряется милями» 8 мая в онлайн-кинотеатре ivi. Обычно фильм выходит на цифровые платформы после 6-8 недель проката в кино, поэтому выход на цифровой платформе уже сейчас для нас, конечно, вынужденная мера.

Существует также телеверсия проекта, которая выйдет осенью на телеканале «Россия 1». Помимо кинотеатрального проката и продажи прав на цифровые площадки, это наша третья статья дохода от реализации прав на фильм. Несмотря на закрытие кинотеатров, стоимость показа фильма на телевидении никак не возрастает.

— Вы довольны сборами с цифрового проката?

— Цифровые платформы отчитываются поквартально, поэтому пока еще нет конкретной статистики, сколько зрителей посмотрели «Небо измеряется милями».

Но посмотрели фильм многие. Из разных источников в интернете, в том числе по комментариям в Facebook и Instagram, я вижу, что кино нравится зрителям. Важную роль сыграл и тот факт, что фильм вышел 8 мая, накануне Дня Победы и захватил большую часть нашей целевой аудитории.

Зритель смотрит наш фильм — и я этим доволен. Иначе он лежал бы на полке, и ждал своего часа в прокате. Когда бы это случилось в таком случае, с учетом огромного вала картин, ожидающих очередь в прокате? В 2022 году?

 

«Счастье в конверте» 

Трейлер фильма «Счастье в конверте» (2020)
 

  Режиссер: Светлана Суханова
Описание: три истории о любви и дружбе, о том, как не предавать себя и оставаться человеком в любой жизненной ситуации.
Бюджет: 32 млн рублей
Кинотеатральный прокат: 12-17 марта, сборы — 6,2 млн рублей.
Цифровые релизы: с 20 апреля— в Okko, с 20 июня — в онлайн-кинотеатре Wink, с 20 февраля 2021 г. — на ivi и Megogo.
 
 

Мария Безрук, PR-директор: «Для подобных экстремальных условий как сейчас, онлайн-платформы — это единственное спасение»

— Как было принято решение выпустить фильм на онлайн-платформах? 

— Семейный фильм «Счастье в конверте» вышел 12 марта и простоял в прокате меньше недели: уже 17 марта закрылись муниципальные кинотеатры, а еще через несколько дней наступил всеобщий карантин и закрылись все остальные. В этой ситуации я сразу начала «бить копытом»: пока люди сидят дома, необходимо срочно выпускать фильм на онлайн-платформы, чтобы все его увидели.

Сейчас у нас есть эксклюзивный договор с онлайн-кинотеатром Оkko, и «Счастье в конверте», фактически, пришло в каждый дом. Для подобных экстремальных условий, как сейчас, онлайн-платформы — это единственное спасение, и мы рады, что усилия по продвижению фильма не пропали даром.

— Вы довольны монетизацией проекта?

— Что касается кинотеатрального проката — он принес нам совсем не те суммы, на которые мы рассчитывали: фильм вышел уже когда нашей целевой аудитории — возрастной и семейной, рекомендовалось не посещать массовые мероприятия.

После выхода на цифровых платформах, наша картина станет зарабатывать «в долгую». Я надеюсь, дальше у нас будут и телевизионные продажи, и повторный прокат в муниципальных кинотеатрах. Но монетизация не исчисляется лишь «чистыми» деньгами. «Счастье в конверте» — это дебют и для продюсера, и для режиссера. Для них критически важно, чтобы зрители увидели результат их искреннего труда.

Конечно, кино — это дорогой вид искусства, и хочется, чтобы оно окупалось в прокате. Но в нашей стране это не у всех получается. Мы далеко не единственные, кто пока не вернул вложенные деньги.

 

«Аутло»», «Смотри как я» и «Хеппи-энд»: отказавшиеся от цифрового релиза

Цифровой релиз в обход кинопроката нежелателен, как минимум, для двух категорий фильмов. Во-первых, это картины, которым жизненно необходимо вернуть вложенные инвестором деньги. Кстати, по информации ряда источников, цифровые платформы стали платить правообладателям меньшие суммы после того, как началась пандемия: видимо, коммерчески выгодная онлайн-премьера «Спутника» — это редкое исключение.

Во-вторых, это авторское кино, «инициация» которого происходит на российских и международных фестивалях, отмененных в дни коронавируса. По словам продюсера Владислава Пастернака («Мятный Пряник» Андрея Карасова), «без фестивальной жизни невозможны ни мировые, ни российские онлайн-продажи».

Вместе с тем, решения дождаться кинопроката принимались кинематографистами исходя из специфики каждого конкретного проекта.

 

«Аутло» 

Трейлер фильма «Аутло» (2020)
 

  Режиссер: Ксения Ратушная
Описание: старшеклассник-гей и загадочная бунтарка пытаются добиться взаимности одного и того же парня.
Бюджет: не разглашается
Кинотеатральный прокат: был запланирован в апреле 2020 г., но не состоялся.
 
 

Ксения Ратушная, режиссер и продюсер: «С кинотеатрами фильм дольше живет, его больше обсуждают и смотрят»

— Какие у вас планы на прокат «Аутло»?

— Предварительно мы договорились о показах в кинотеатрах после карантина и заключили договор с онлайн-площадкой, но без определенных дат. В онлайн фильм выйдет уже после премьеры в кино. Сейчас ждем, когда кинотеатры откроются.

— Почему это лучше, чем выпустить фильм в онлайн сейчас?

— Мне кажется, с кинотеатрами фильм дольше живет, его больше обсуждают и смотрят. А нам это важно, даже важнее, чем сборы. Но, я думаю, так будет лучше и с точки зрения объема сборов.

 

«Смотри как я» 

Трейлер фильма «Смотри как я» (2020)
 

  Режиссер: Егор Сальников
Описание: Оля — безбашенная девчонка, сбежавшая из детдома. Максим — слепой парень, уставший от причуд богатого отца. Случайно встретившись, ребята решают бросить все и уехать на море.
Бюджет: 40 млн рублей
Кинотеатральный прокат: был запланирован на апрель 2020 г., но не состоялся.
 
 

Илья Шемятов, продюсер: «Выйдя в прокат, мы соберем раз в 5-6 больше, чем продавшись на онлайн-платформы».

— Когда вы планируете выйти в прокат?

— Несколько дней назад разговаривали с нашими прокатчиками, и думаю, что «Смотри как я» выйдет все-таки не осенью, а летом. Есть информация, что кинотеатры откроются в августе, и пока «большие» фильмы будут разгоняться и ждать запуска системы в полную мощь, мы выйдем уже в первые недели проката.

— Почему вы приняли решение не выпускать фильм на цифровых платформах?

— Во-первых, мы снимали «Смотри как я» для большого экрана: так он производит большее впечатление, чем если смотреть его на телефоне или на компьютере. Во-вторых, в фильме использованы инвесторские деньги, которые необходимо вернуть. Продавшись на онлайн-платформы, сделать это невозможно.

— Правда ли, что цифровые платформы стали платить за фильмы меньше?

— Не буду называть конкретные цифры, но думаю, что, выйдя в прокат, мы соберем раз в 5-6 больше, чем нам заплатили бы цифровые платформы.

 

«Хэппи-энд» 

Трейлер фильма «Хэппи-энд» (2020)
 

  Режиссер: Евгений Шелякин
Описание: загадочный мужчина со скверным характером приходит в себя на пляже в Таиланде. Он не помнит ни своего имени, ни причины, по которой оказался так далеко от дома.
Бюджет: 80 млн рублей
Кинотеатральный прокат: был запланирован 14 мая, но не состоялся.
 
 

Василий Соловьев, продюсер: «У нашей компании есть договоренность с Sony о прокате и мы не намерены ее пересматривать»

— Когда вы планируете выпустить фильм?

— Мы с прокатчиком ждем ясности относительно открытия кинотеатров. Сначала разрешения властей, затем — хотя бы ориентировочного плана запуска. Мы готовы быть с нашим фильмом в первых рядах, так сказать, поддержать кинотеатры на старте в обмен на лояльность их владельцев и управляющих, чтобы они подольше подержали наш фильм в залах. Ожидаем хороший «сарафан» и хотим раскачать прокат вместе. Естественно, мы поддержим выход фильма ощутимой рекламной кампанией, провозглашающей возвращение фильмов на большие экраны.

— Почему выход на цифровых платформах не стал для вас решением?

— По многим причинам, в которые я бы не хотел углубляться. Так что вкратце — у нашей кинокомпании «2Д Целлулоид» договоренность с Sony о прокате, и мы не намерены ее пересматривать.

 

Будущее российского кино: рост цифровых релизов

Кинематографистам не привыкать к сложностям, и вынужденный перерыв может быть использован авторами для доработки своих картин. Как отметила Мария Безрук, после кризиса 2008 года на фестивалях появились прекрасные фильмы: «Они отлежались, „выстрадались“, и этот простой пошел им только в плюс».

Очевидно, что после пандемии цифровые платформы начнут играть в нашем кинематографе намного большую роль. Продюсер Илья Шемятов отметил со слов коллег, что многие продюсеры уже сейчас запускают проекты, профинансированные стриминговыми сервисами во время карантина.

Остается надеяться, что в новой реальности онлайн-кинотеатры не вступят в конфликт с кинотеатрами, а смогут спокойно существовать с ними в одной экосистеме.
 


Обложка: на съемках фильма «Аутло» (2020) / Irony Production

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *