Обязанности специалиста по рендерингу
Максимально упрощая, можно сказать, что моя работа заключается в создании красивой картинки. Нужен солнечный свет или требуется зажечь лампочку? Сделать волосатую ногу? Или, может, нужен «продающий» красный? Это все ко мне.
Область применения довольно широкая: кинематограф, телевидение, клипмэйкинг, анимационные фильмы, реклама.
Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова
Как попал в профессию
В 18 лет я улетел в Ванкувер, где провел три месяца на подготовительных курсах в один из университетов с упором на изобразительное искусство (Fine Arts). Однако в процессе обучения понял, что мне ближе именно компьютерная графика.
Специалист по рендерингу Саид Хаджиматов / Фото: предоставлено : Саидом Хаджиматовым
Через год я поступил на годовой курс обучения 3D-аниматором в Vancouver Film Shool (VFS). Обычно обучение длится два года, но я выслал портфолио, после рассмотрения которого меня приняли сразу на основной курс в обход подготовительного. Относительно софта, в VFS я обучался с нуля работать во многих программах, включая Maya, Zbrush, Adobe Premiere (видеомонтаж), Photoshop, Nuke.
О курсе обучения в Vancouver Film School
Также мы изучали все базовые направления 3D: моделирование, анимацию, виртуальное освещение, рендеринг, риггинг, текстурирование, шейдинг, композитинг. Спустя пару семестров нам нужно было выбрать одно направление, которое впоследствии изучали углубленно.
На тот момент я выбрал анимацию, однако нам никто не запрещал посещать занятия и по другим направлениям, что я и делал. Иногда случается, что многие в течение работы меняют направление. Это произошло и со мной — будучи аниматором по образованию, я переквалифицировался в специалиста по рендерингу, когда присоединился к проекту «Маша и медведь».
По возвращению в Россию я искал работу около года. Часто требования к кандидатам превышали мои навыки, а еще чаще нужен был опыт работы, которого у меня еще не было. Но все же нашлась небольшая компания, которая занималась рекламой. Меня приняли. Там я занимался всем, что касается 3D: моделированием, анимацией, делал освещение, рендерил. Тут-то мне и пригодились основы, которым я научился в период обучения. Это позволило мне выполнять задачи разной направленности. Так начался мой профессиональный путь.
Техника vs творчество
Без технических знаний не сделаешь красивый рендер, так же как и без творческого подхода. Поэтому, я считаю, что моя работа делит технические и творческие навыки пополам. Чтобы сделать красивое изображение, нужно грамотно все настроить, правильно подобрать параметры, верно выставить свет, блики, поработать с рельефом объекта и еще много чего. Техника следует за творчеством и наоборот.
Этапы работы
Моя работа начинается с получения 3D-сцены, которая уже прошла через моделеров, супервайзеров, аниматоров и других специалистов. Сперва я очищаю сцену от ненужных элементов: контролы, риги, геометрия, которая не попадает в кадр и так далее.
Затем готовлю кэш на анимацию, шерсть и волосы персонажа, после чего выставляю источники освещения, задаю тон и делаю необходимые тени. Если требуется, регулирую цвета, настраиваю шейдинг и «параметры качества» — разрешение, сэмплирование, дефокусирование, motion-blur.
Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова
Для новых персонажей шерсть нужно создать или, как мы говорим, «причесать». Эта работа не быстрая, но интересная. Классно потом смотреть на персонажа, который изначально был «лысый», а потом — с шелковистой шерстью. Иногда что-то моделю, редко что-то ригаю, бывает, компожу что-нибудь.
Довольно часто проходят собрания нашего отдела, где мы обсуждаем работы по текущему проекту, возможные сложности, смотрим аниматик (анимированная раскадровка, — прим. tvkinoradio.ru). Режиссер объясняет как он видит тот или иной кадр, например, дневной свет или настроение сцены, назначаются сроки, распределяются задачи.
Часто приходится взаимодействовать с аниматорами, чтобы прояснить аниматик или попросить что-то поправить. Например, проникновение руки персонажа в какой-то объект. Также общаюсь с режиссером, показываю предварительный вид кадра, он может одобрить сцену или не принять данный вариант.
Дальше это все берет в последующую обработку композер. В общем, я — работаю над сценой практически в финальной фазе.
Необходимое оборудование
В первую очередь нужен компьютер. Отлично подходят игровые машины. Например, современные игровые ноутбуки очень хороши, однако есть несколько минусов. Первый — это размер дисплея. Дело в том, что при работе используется множество окон (лучше сразу задуматься о втором мониторе). Второй минус — охлаждение, так как маленький корпус лэптопов часто перегревается. А это может привести к поломке.
Так как я занимаюсь рендерингом, мне нужен мощный процессор и видеокарта, а также большая скорость передачи потоков данных. Для CPU-рендера (просчет, который проходит через процессор компьютера, — прим. tvkinoradio.ru) нужен быстрый процессор с наибольшим количеством ядер. По опыту нужен минимум Core i7.
При рендеринге на процессоре, все ядра вашего CPU загружены на 100%. Для GPU-рендера нужна топовая видеокарта с большим количеством ядер CUDA, чем их больше, тем быстрее рендеринг. Необходимый минимум оперативной памяти — 16 Гб. На оборудовании лучше не скупиться. Оно дорогое и это надо принять.
Говоря о дополнительных аксессуарах, отмечу, что использую графический планшет — им удобно рисовать текстуры, работать с шерстью и, как ни странно, анимировать. Движения пером планшета выходят точнее, чем мышкой.
Советы начинающим
Для начала нужно определиться с направлением. Если ты хочешь делать дизайны интерьеров — это один путь. Кино или анимация — другой. Специалисты из кинематографа более универсальны, так как уровень их подготовки выше, да и работа более разнообразна. Например, уже работая в индустрии, ты можешь выставлять ночное освещение в комнате персонажа (интерьерный свет), а на следующей неделе делать горную местность с лесом до горизонта.
Также необходимо желание постоянно учиться. В этой сфере практически каждый месяц выходит новый софт, за которым нужно следить. Например, в прошлом году я обучался на курсах по риггингу.
Саид Хаджиматов Выпускник Ванкуверской киношколы (Vancouver Film School). Специалист по рендерингу в проекте «Маша и Медведь». |
Обложка: специалист по рендерингу Саид Хаджиматов / Фото: предоставлено Саидом Хаджиматовым