Трейлер фильма «Алиса в стране чудес» (2010)
Тим Бертон не желал использовать технологию захвата движения с дополнительной аппаратурой на площадке. Поэтому все анимированные объекты создавались с помощью анимации по ключевым кадрам.
Всего для фильма было создано 1100 VFX-шотов, а отпущенный для них семимесячный срок потребовал модернизации всего пайплайна студии.
Кен Ролстон также привлек к работе над проектом Роберта Стромберга, одного из художников-постановщиков «Аватара», и нашел в сети несколько новых концепт-художников, включая талантливого немца Михаэля Кутче, который с тех пор переехал в США и продолжает работать над сказочными и фэнтезийными киноперсонажами. Это была его первая работа для Голливуда.
Лесные жители
Художники студии Sony Pictures Imageworks создали населявших волшебный лес существ по зарисовкам самого Льюиса Кэрролла. Над реализацией этих обитателей работал Михаэль Кутче. Он нарисовал множество концептов различных живых существ.
Визуальные эффекты в фильме «Алиса в стране чудес» (2010)
Роберт Стромберг и его команда создали сотни фантастических растений. «После нескольких лет работы над „Аватаром“ создание растений стало плевым делом», — смеется Роберт Стромберг. Аниматоры оживили волшебный лес с помощью процедурной анимации, «набросав» там пригоршни мусора, состоящего из листьев и палок. С помощью процедурного шума они заставили всю растительность шевелиться, словно ее колыхал ветер.
Говорящие цветы созданы с помощью пакета Arnold, собственной внутристудийной разработки Imageworks. Она также помогла создать в цифровом лесу туман, пронизанный солнечными лучами, и растворить задний план.
Траляля и Труляля
Вскоре после встречи с говорящим кустом, Алиса сталкивается с шароподобными близнецами Траляля и Труляля, которые возвышаются над миниатюрной героиней как две башни. Бертон снимал сцены с Мэттом Лукасом на зеленом экране, чередуя актера с дублером. Мэтт играл обоих близнецов и был одет в зеленый «толстый» костюм на ходулях, чтобы окружающие точно видели уровень глаз его персонажей. Взяв за основу этот материал с актерской игрой, команда аниматоров из Imageworks заставила Траляля и Труляля ходить вразвалку, проанимировав их по ключевым кадрам.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Что касается лиц персонажей, то глаза и губы для них взяты с игры Мэтта Лукаса. В общих планах это были полностью цифровые персонажи, но на крупных планах приходилось ставить глаза и рот Мэтта на эту огромную CG-голову.
Вместе с мышкой Соней и синей птицей Додо Траляля и Труляля приводят Алису на поляну, полную исполинских грибов, на одном из которых сидит гигантская гусеница Абсолем. На площадке роли анимированных персонажей озвучивала актриса Люси Дэвенпорт. Голосом Рикмана гусеница заговорила только во время постпродакшна. А игру актера записали с целью использования ее в качестве референса для анимации.
Когда роль была записана, начался процесс анимации Абсолема и его многочисленных извивающихся конечностей по ключевым кадрам. Визуализировали упитанное синее создание в Arnold. Использовав подповерхностное рассеивание для Абсолема, его кожу осветили контровым светом, который нарочно усилили, чтобы гусеница смотрелась так, словно она пропускает через себя солнечный свет.
Брандашмыг
На следующем этапе своего приключения Алиса сталкивается с Брандашмыгом, который преследует ее сквозь лесную чащу. В основу образа, позаимствованного из произведения «Алиса в Зазеркалье», были положены фотографии собак с приплюснутыми как у мопсов мордами.
В съемке кадров с Брандашмыгом использовали бутафорский глаз и механическое устройство, которое напоминало огромную собачью спину.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
«Это было низкотехнологичное устройство, напоминавшее гимнастического козла, — объясняет Майкл Лантьери. — Мы подвесили его к потолку на специальном кране, которым могла управлять команда техников. Посадив Мию на козла, они привели его в движение, чтобы актриса перемещалась как при верховой езде».
Манипулируя гимнастическим козлом, техники смотрели черновую анимацию животного и пытались двигать устройство в такт анимации. После чего отснятую Алису спроецировали на анимированное животное.
Интегрировав главную героиню при помощи ротомации, аниматоры опутали ее ноги шерстью Брандашмыга, чтобы помочь героине удобнее на нем устроиться. Для убедительной интеграции девушки на цифровое животное, аниматоры заменили ее волосы на затылке на CG-версию, чтобы они реагировали на движения собаки при галопе. Эта едва различимая деталь сделала эффект более реалистичным.
Валет
Криспин Гловер сыграл злого двухметрового сообщника Красной Королевы с изуродованным шрамом лицом, надев зеленые ходули, возвышавшие его над остальными актерами, и костюм с подбитыми ватой плечами. Но от отснятого материала в кадре осталась только голова.
Лицо его героя было настоящим, но тело, плащ и доспехи были полностью сгенерированы в абсолютно других пропорциях. Он был тоньше, чем обычный человек и имел немного вытянутые конечности, как Джек Скелетон из «Кошмара перед Рождеством».
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Анимация персонажа была довольно сложной, потому что нужно было оживить компьютерное тело персонажа так, чтобы никто не заподозрил в нем актера на ходулях. Отснятое изображение головы Гловера было спроецировано на цифровую карту, и таким образом стабилизировано. После чего эту карту подставляли к анимационному телу Стейна, чтобы интегрировать ее в каждую сцену.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Кроме того, в процессе работы над фильмом у персонажа изменился костюм — с него исчезли большие наплечники, которые стояли на актере во время съемки. Так что аниматорам пришлось заново рисовать его волосы и то, как они взаимодействуют с воротником цифровой одежды.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Для рендера персонажа была написана специальная программа для Nuke и Katana. Она позволяла аниматорам брать данные с камеры и реконструировать анимацию головы, взяв ее прямо из плейта, предотвращая ухудшение качества изображения.
Красная Королева и ее дворец
Тронный зал дворца Красной Королевы был создан в стиле Гауди. Дворцовые палаты были украшены скульптурами во вкусе Бертона. Конечно же, дворец был полностью компьютерный. Его построили в высоком разрешении и потом доводили до ума текстурами. Все это освещено в Katana, отрендерено в Arnold.
Красная Королева впервые представлена зрителям в момент допроса построенных в шеренгу лакеев-лягушек, одна из которых, по ее мнению, съела королевский пирог. Лягушек показывали крупным планом, чтобы зрители могли считать их реакцию на вопросы. Поэтому аниматоры создали детализированные мордочки персонажей, наделив каждого зеленого лакея уникальными особенностями.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Большинство остальных второстепенных персонажей в сцене — элементы живой съемки. Их отсняли через два месяца после основных. Вся толпа была отснята индивидуально, включая отдельного персонажа на балконе, во внутреннем дворе во время сцены с экзекуцией, а также всю свиту, ходившую за королевой по пятам. Для этого черновые эпизоды сначала смонтировали так, как они будут стоять в фильме. А съемочная группа постаралась примерно воспроизвести нужное движение камеры, не используя motion control. Затем были выстроены 3D-фигуры персонажей, на которые и спроецировали отснятый материал.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
От других персонажей Красную Королеву отличает непропорционально огромная голова. Увеличение размеров отснятых объектов, как правило, ухудшает их качество, и для его сохранения съемочной группе пришлось взять другую камеру. Грим и парик для исполняющей эту роль Хелены Бонэм-Картер были созданы на площадке, но ее голова — результат цифровых манипуляций.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
«Тим хотел видеть голову Красной Королевы увеличенной где-нибудь на 25-125%, — говорит Кэри Виллегас. — И хоть у нас не было абсолютной уверенности, как сильно можно было ее раздуть, одно мы знали точно — невозможно увеличить изображение на 100%, не потеряв при этом в качестве. Все, что нам оставалось, это работать в более высоком разрешении. Именно тогда я и познакомился с Dalsa — камерой просто огромных размеров».
Dalsa Evolution снимала в разрешении 4096×2048, что делало качество получаемого изображения вдвое лучше, чем у обычных цифровых камер, и давало композерам идеальное разрешение для относительно легкого соединения огромной головы с нормальным телом актрисы. Так что, голову пришлось не увеличивать, а даже уменьшать.
Эту же парадигму использовали для всех увеличенных в размере объектов. Однако, это осложнило работу для оператора-постановщика, ведь в некоторых сценах он не представлял, какого размера здесь будет голова, и как ему кадрировать сцены.
В итоге Дариуш Вольски решил снимать, что видит, и оставить финальное кадрирование за VFX-командой. VFX-художники воспользовались системой рекомпозитинга, которая позволяла брать любое изображение, масштабировать его в 2D, а затем экспортировать данные в Maya для изменения ракурса и фона.
Носы и уши
Интересно, что придворные Красной Королевы тоже обладали увеличенными частями тела. Для реализации этого эффекта пригласили студию Legacy Effects, которая и сделала носы, уши, лбы и другие части в виде накладок. Изначально придворные были задуманы как CG-персонажи, но потом Бертон захотел, чтобы окружение королевы было более настоящим. Накладки для второстепенных и главных героев были изготовлены командой из 24 гримеров.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
«Тим хотел видеть этих придворных в гриме, который с первого взгляда был едва различим, — объясняет Шейн Мэхэн. — А затем зритель неожиданно начинает замечать маленькие крючочки, завязки и ремни, с помощью которых он держится. С этого момента он понимает, что все эти носы, животы и уши есть не что иное, как накладные протезы, и только Королева не сомневается в их „настоящести“. Это был двойной трюк. Сначала носы и уши выглядели вполне реально, а потом, когда мы замечали, что это бутафория, они начинали отваливаться».
Чеширский кот
Внешний вид Чеширского кота претерпел множество изменений и подвергся самой тщательной проработке. Его финальный вариант предложил Михаэль Кутче.
Особенностью анимации Чеширского кота было то, что он исчезал по частям и существовал на разной глубине экрана, ведь это был стереофильм. А Бертон просил размещать кота как можно ближе к зрителю. Кроме того, нужно было разработать анимацию процесса его исчезновения и появления. Так шерсть кота исчезала, превращаясь в дым. Немало пришлось повозиться и с его глазами.
Сцена из фильма «Алиса в стране чудес» (2010)
Безумный Шляпник
Персонаж Джонни Деппа тоже подвергся компьютерной обработке. Художники по гриму Джоэль Харлоу и Пэтти Йорк разработали внешний вид Шляпника по акварели самого Деппа. На рисунке Шляпник представал с копной оранжевых волос, мертвенно-бледным лицом и желто-зелеными глазами. Для претворения в жизнь этого образа компания Professional VisionCare Associates создала склеральные контактные линзы, изменявшие цвет глаз актера.
На съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Интересно, что сначала Тим Бертон не хотел увеличивать ему глаза. Но Кэри Виллегас все равно сделал несколько тестов с фотографиями Джонни Деппа из «Эда Вуда» и отослал их в Англию, где Бертон и Депп готовились к съемкам. Когда они увидели эти пробы, то посчитали их неимоверно клевыми.
Студия Imageworks увеличила глаза Шляпника при помощи кастомизированного плагина для Nuke — GenArts Sapphire. Это была весьма нетривиальная работа, потому что Джонни Депп носил контактные линзы на фоне зеленого экрана. Чтобы они не кеились вместе с фоном, на них делали специальные маски.
Сцены обыска на чаепитии реализованы с помощью комбинации увеличенной бутафории, механических и визуальных эффектов.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Сцена, в которой Алиса едет на плече у Шляпника, была единственной сценой в фильме, снятой с использованием системы моушн-контроля. После нескольких попыток усадить Алису на плечо Джонни Деппа от этой идеи отказались. Художники Imageworks записали движение плеча Джонни при ходьбе, чтобы позже запрограммировать на их основе частичную декорацию на гидравлической установке. Мия Васиковска снялась в этой сцене на огромном макете плеча актера.
Точно также отсняли и Алису, летящую на шляпе. Но в момент полета мы, конечно, видим цифровую Алису, кроме тех шотов, в котором шляпа вместе с ней пролетает мимо камеры, и мы видим девушку крупным планом.
После чего актрисе пришлось показаться на бутафорской собаке и попрыгать по бутафорским головам. Все эти объекты были позже заменены компьютерными.
Бармаглот и отсылка к классике
Армии Белой и Красной королев сталкиваются на шахматной площади перед разрушенным замком.
«Эти руины были данью Рэю Харрихаузену, — говорит Роберт Стромберг. — Я знал, что Тим с Кеном его обожают, и помимо прочего это был идеальный сеттинг для финального сражения, которое происходило на закручивающейся лестнице, уходившей в никуда. Я намеренно сделал ее такой, проведя тем самым параллель с битвой со скелетом из „Седьмого путешествия Синдбада».
В дополнение к этой цифровой декорации Бармаглота также сделали похожим на монстров Рэя Харрихаузена.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
В работе над образом чудовища команда художников по существам из Imageworks, использовала оригинальный дизайн Михаэля Кутче. С помощью симуляции ткани специалисты имитировали маховые движения крыльев, на которых была наложена текстура чешуи.
Лента была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», но проиграла фильму «Начало». А Роберт Стромберг получил свой второй «Оскар» в категории «Лучший дизайн декораций».
Обложка: на съемках фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Disney