Оператор и режиссер: секреты успешного взаимодействия

Как активно снимающий оператор, я работал со множеством режиссеров. Все они, разумеется, люди разные, поэтому мне удалось накопить немалый опыт в общении с различными представителями этой профессии.

В истории мирового кино немало удачных тандемов режиссеров и операторов. Известны также и печальные случаи разрыва таких творческих союзов, например, как было с Вадимом Ивановичем Юсовым и Андреем Арсеньевичем Тарковским. Почему же так случается? Почему так сложно оператору найти своего режиссера и наоборот?

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда «ОРБИ» «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Оператор и режиссер — это два разных полушария головного мозга. Оператор — это правое полушарие, отвечающее за интуицию, креатив и визуал. А режиссер — это левое полушарие, отвечающее за драматургию и логику.

Максимальную эффективность в работе головного мозга человек достигает, когда он строит достаточное количество нейронных связей для соединения двух полушарий и постоянного обмена информацией между ними. Наверное, из-за этого столько тандемов складывается еще со школьной скамьи киновузов, где происходит самые активные общения между студентами разных факультетов.

Не всегда случается так, что оператор и режиссер учились вместе, и не на всех проектах случается, что мы приходим работать в тандемах, — и тогда важнейшей вещью становится подготовительный период.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

Хорошие, опытные режиссеры чувствуют это и пытаются максимально использовать возможность общения с оператором-постановщиком, провоцируют его визуальные идеи. Оператору надо делать то же — постоянно предлагать референсы и делиться своими визуальными образами, которые раскрывают замысел режиссера.

В этот момент требуется максимальная работа понимания двустороннего диалога.

Не надо забывать, что съемочная площадка — это, наверное, самое стрессовое место на земле. На ней характер будет меняться и может очень отличаться от того, что вы видели на подготовке. Тут важно заранее навести справки о человеке, если вы работаете первый раз вместе, и быть готовым к изменению личности в съемочном процессе.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Если вы понимаете, что с этим человеком вам совсем не по пути и вы не сможете правильно выстроить отношения с ним, может лучшим способом для вас двоих, да и для проекта, будет вежливо отказаться от этой работы вообще.

В зарубежной школе режиссеры часто хорошо подкованы в создании визуализации произведения. Они отлично разбираются в раскадровке, крупности планов и движении камеры. Серьезное внимание этому уделяют еще в киновузах: на первых курсах все изучают общие дисциплины, учатся понимать каждую профессию, и лишь на втором курсе выбирают специализацию.

В итоге в зарубежной практике получается оператор — живописец светом и цветом, способный всегда подхватить и развить визуальную фразу режиссера, довести ее до самой выразительной точки.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

В русской школе у режиссеров акцент делается больше на драматургию, наверное, из-за нашего литературного менталитета.

Да, к великому сожалению надо признать, что сценарная составляющая многих аудиовизуальных произведений в России далека от совершенства. Режиссеру приходится тратить много сил на закрытие этих драматургических дырок, что не дает полноценно заниматься мизансценированием и раскадровкой. И тогда просто необходимо доверие между режиссером и оператором, свобода в выражении идей.

Зачастую оператор, — чувствуя, что он становится соавтором, — может высказать свое мнение по поводу драматургии, а режиссер очень ревностно на это отреагировать. Сказать, что оператор лезет не в свою работу, что у него замылился глаз, чтобы он лучше занимался своей профессией.

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Но, на мой взгляд, это и есть попытка общения между «полушариями», и рубить эти нейронные связи не надо, их надо развивать. Ведь дело тут совсем не в том, кто главный! Оператор никогда не нарушает иерархию, значимость режиссера, просто хочет быть максимально полезным, сделать все, что он может.

Мой самый любимый способ работы с режиссером — это когда он транслирует свои драматургические акценты в той или иной сцене, а ты можешь их развить и предложить в визуальной форме. Когда работа строится так, и у вас есть наработанное с режиссером доверие друг к другу, то это бесконечное счастье и максимальная эффективность работы тандема.
 

 


Обложка: оператор-постановщик Иван Поморин и постановщик трюков Антон Смекалкин на съемках сериала «Скорая помощь» / Евгений Пахоль
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *