Оператор: Леван Капанадзе

Задача оператора

Поскольку «Испытание» – это фильм без слов, основная задача, которая передо мной стояла, заключалась в том, чтобы изображение было интересным, чтобы в нем не было «бытовухи» и чтобы на него можно было смотреть, не отрываясь. Когда есть возможность наложить диалоги, то в кадре можно чем-то пренебречь – есть актер, который держит внимание своим текстом. У нас этого не было, и потому надо было создать такое изображение, на которое зрителю на протяжении полутора часов было бы интересно смотреть. В этом плане кино без слов – сложная материя. Ведь снять что-то без слов легко, но сложно добиться того, чтобы такое изображение держало внимание. 
 
Преимущества съемки кино без слов

Для меня диалог восьмеркой – это как приговор. Фраза «а теперь восьмерочка» – это признание того, что нет времени, нет возможности, нет ситуации, нет желания сделать действительно интересно. Иногда, конечно, это ход. К примеру, если сложные перипетии, обилие действия и тут – бац! – статичная восьмерка. Это ход, решение. Но когда это постоянно – становится скучно. В «Испытании» в это плане была свобода. Еще было хорошо, что обычно на съемках борются за чистый звук, здесь же все на уровне шумов. Это давало некоторую вальяжность. Правда, теперь на новом проекте меня звукорежиссер за это ругает. 
 
Сотрудничество с режиссером
С Александром Коттом у меня прекрасно выстроены отношения, поскольку он знает меня, я знаю его, и мы зачастую понимаем друг друга без слов. Мы с ним учились во ВГИКе на параллельных курсах и уже тогда начали вместе снимать какие-то коммерческие работы. Потом пересекались на телевизионной нише. С ним дико интересно работать, потому что в нем есть огромный творческий потенциал, позволяющий совместно делать удивительные вещи. Особенно важно, что он мыслит кадрами, то есть не на абстрактном уровне, а абсолютно конкретно говорит, что ему нужно.
 
Роль импровизации

В «Испытании» есть какие-то вещи, схваченные врасплох. Бывало и такое, что Саша на том же самом «моторе», т.е. не останавливая камеру, перезапускал дубль. Так он добивался определенного состояния от актеров, а заодно ощущения импровизации – человек переставал играть и начинал жить в кадре. Импровизационными были, скажем, кадры с ласточками. Но любая импровизация подразумевает подготовку в той или иной степени. Раз ласточки свили у нас в декорации гнезда, значит, их обязательно надо снять – начинается подготовка, а импровизация заключается в том, как их поймать в кадр.
 
Коммерческие проекты и экспериментальные

В «Испытании» ничто над нами не довлело, как это бывает в коммерческих проектах: мнение продюсера, время выработки. То есть, конечно, были определенные условия, но все равно мы не упирались в поиски метража. Нерв находился в другом – в поисках необходимого состояния. Я не хочу сказать, что не было никакого напряжения, все было как всегда. Но напряжение было в большей степени направлено в творческое русло, в поиски изображения.
 
Камеры
«Испытание» снималось на камеру Alexa. Но для меня существует вопрос пленка или «цифра», а вопрос сравнения камер для меня не стоит. Если тянете на Alexa – отлично. Тянете на Red Epic – хорошо, пускай будет Epic. Разница между ними для меня не принципиальна – они приблизительно в одной сфере лежат. Разве что на большой экран я бы добивался Alexa, а для телевизора подойдет и Epic, поскольку он более удобный, компактный. Пробовал Sony F65, она у меня не пошла, что-то у нее изображение совсем видюшное, отдает телерепортажем. Фотоаппараты я вообще не признаю, потому что на них все-таки нужно фотографировать, а съемка – это так, дополнительная функция для любителя.
 
«Цифра» и пленка
Пленка лучше «цифры» как ни крути. Если говорить на техническом уровне, то серебро при окислении задействует края другого серебра, что придает изображению жизнь. В «цифре» же есть пиксели, которые ничего не задействуют, только в случае брака. Из-за этого изображение чего-то живого лишается. Сегодня уже можно говорить о том, что в техническом смысле «цифра» добилась больших результатов, чем пленка – пленка уже стала менее четкой, чем «цифра». Но наш глаз не имеет четкости пикселя, он воспринимает окружающий мир немножко мягче. К тому же желатин, который не совсем прозрачный, придает пленочному изображению элемент рассеяния. Потому и пленка лучше всего, что она наиболее правдоподобна для глаза. Мы охотнее верим изображению, снятому на пленку.
 

Справка

 

Леван Капанадзе
Оператор
Работал над фильмами:  «Кошечка», «Ёлки», «Подсадной», «Бабло», «Ёлки 2», «Обратная сторона Луны», «Ёлки 3», «В спорте только девушки», «Мама дарагая!» и другими. Также работал над музыкальными клипами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *