Эти техники можно применить как во время съемок так и на постпродакшне. В результате получаются визуально интересные кадры, которые как бы сжимают традиционную прямоугольную форму изображения. Вот как маскировку и виньетирование можно применять в современном кино.
Диафрагма
«Кадр через диафрагму» (iris shot) — известная техника, подразумевающая сужение или расширение поля зрения в рамках одного кадра. В результате можно добиться эффекта, который привлечет внимание к определенному элементу изображения, при этом добавив долю романтики или помешательства.
«Кадр через диафрагму» чаще всего используют как инструмент перехода в начале или конце сцены. Его активно применяют Пол Томас Андерсон и Мартин Скорсезе (ролик ниже). Как видно, в кадрах через диафрагму Скорсезе использует как маскировку, так и виньетирование.
Подглядывание
Другой популярный вид «кадра через диафрагму» — подглядывание от первого лица. Подобная маскировка применялась в фильме «Рождение нации» 1915 года И снова Гриффит и Битцер используют диафрагму, показывая Джона Уилкса Бута перед убийством Авраама Линкольна. Эффект показывает, как мир вокруг Бута сжимается.
Маска подглядывающего может передать клаустрофобию персонажа в кадре, а также надвигающуюся угрозу. Зрителя как будто приравнивают к наблюдателю.
Кадр из фильма «Подставное тело» (1984)
Подобную маску можно увидеть в кадре из фильма «Подставное тело» (выше) и в популярном виде «через бинокль», применявшемся, в частности, в «Китайском квартале» (ниже).
Классическое вступление фильма «Хэллоуин» не было бы таким эффектным, если бы снималось без помощи субъективной камеры с видом из маски. Такая перспектива заставляет зрителя «разделить» точку зрения с убийцей, Майклом Майерсом.
Кадр из фильма «Китайский квартал» (1974)
Данную технику можно применять как в серьезных, так и в комичных сценах: она может привнести фильм некую старомодную игривость. К примеру, такого эффекта достигают Уэс Андерсон и Роберт Йомен в «Королевстве полной луны».
Кадр из фильма «Хеллоуин» (1974)
Маска подглядывающего отлично подойдет и для сатиры, как видно в фильме «Совершенно секретно!».
Виньетирующий фильтр
Эта техника настолько популярна, что ее добавили практически во все недавние приложения для фотографии. Тем не менее добавить виньетку на постпродакшне — слишком просто. Настоящий фильтр будет смотреться органичнее.
Кадр из фильма «Дуэлянты» (1977)
В фильме «Дуэлянты» Ридли Скотт со своим оператором Фрэнком Тиди снимали множество сцен под открытым небом при помощи градиентного ND-фильтра. Он помогает защитить части изображения от пересвета, и, кроме того, добавляют кадру темные участки.
Кадр из фильма «Рэквием по мечте» (2000)
Их можно использовать не только при съемке неба. Даррен Аронофски и Мэттью Либатик получали с их помощью необычный стилистический эффект в «Реквиеме по мечте». Наличие этого фильтра можно заметить на всем протяжении вступительной сцены. В этом кадре он заметен в нижней части.
Градиентные фильтры — не единственный способ добиться виньетирования уже во время съемок. Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский и оператор Славомир Идзяк использовали для этих целей зеленые фильтры в картине «Короткий фильм об убийстве».
Заключение
Маскировка и виньетирование — это дополнительный способ заинтересовать зрителя. Они смягчают края прямоугольного изображения, а также точнее отмечают главные элементы кадра. Эффект маскировки и виньетирования может быть ироничным или непробиваемо серьезным. Все зависит от темы.
Данные техники можно использовать и как визуальные эффекты на постпродакшне, и как приемы на съемочной площадке: вне зависимости от вашего решения результат выйдет запоминающимся.
Источник: Premium Beat