«Оскар-2019»: предсказуемый и неожиданный

На 91-м «Оскаре» интриг и скандалов было много еще до его проведения. Начиная с отсутствия ведущего (что случилось не впервые) и заканчивая плохо скрываемой истерической боязнью низких рейтингов. От появления в главной номинации кинокомикса «Черная пантера» до наибольшего количества номинаций у откровенно авторских работ «Рома» и «Фаворитка». От недовольства доминированием фильмов, связанных с расовой дискриминацией, до недовольства недостаточным количеством фильмов, связанных с расовой дискриминацией.
 

Главный фильм — популярный фильм

Команда фильма «Зеленая книга» на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.
Команда фильма «Зеленая книга» на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.

Так что нет ничего необычного, что картиной года назвали «Зеленую книгу». Это фильм, который нравится всем: и белым, и цветным, и поклонникам зрительского кино, и любителям покопаться в высоких материях. Когда сталкиваются не только разные характеры, но и люди разных сословий, убеждений и жизненных судеб, ханжа и аристократ, телохранитель и музыкант — кому такое не понравится? Кто-то уже назвал фильм Питера Фаррелли «американским „1+1“», что имеет смысл.

Но вот удивляться, почему это Питер, создавший себе и своему брату Бобби имидж главных комедиантов 90-х, «вдруг» снял оскароносный фильм, совершенно ни к чему. Братья Фаррелли всегда были мастерами сплетения легких бадди-муви и роуд-муви. А «Зеленая книга» — типичный пример этих двух жанров, да еще и с хэппи-эндом, обязательным для комедий.

Питер Фаррелли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото:  Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
Питер Фаррелли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

Зато из необычного — это то, что «Зеленую книгу» наградили еще и за лучший сценарий. Как правило, хорошую драматургию отмечают у фильмов потенциально непопулярных, но определенно хороших. А фильм Питера Фаррелли при микроскопическом бюджете $23 млн собрал $144 млн, и это далеко не конец. Получается, хит проката получил две противоречащие друг другу премии.

 

Marvel и Netflix меняют мир

Впервые в главной номинации появился «попсовый» блокбастер Marvel «Черная пантера». Напомним, что гигантские сборы кинокомиксов, в частности, «Черной пантеры», чуть было не сподвигли киноакадемию создать отдельную номинацию для подобных картин.

Это было бы справедливым для тех, кто трудится в нише популярного кино, но вызвало массовый протест у тех, кто сомневается в его художественной ценности. Но успех «Черной пантеры» явился своего рода революцией для темнокожих зрителей во всем мире, которые назвали его едва ли не «киноманифестом» всех униженных и оскорбленных наций.

Ханна Бичлер на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото:  Todd Wawrychuk / ©A.M.P.A.S.
Ханна Бичлер на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Todd Wawrychuk / ©A.M.P.A.S.

Так что ничего удивительного в том, что «Черная пантера» хоть и не стала главным фильмом года, но взяла три статуэтки в технических номинациях. Другое дело, когда другой проект Marvel (хоть и под руководством Sony Pictures), мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», впервые чуть ли не за десятилетие обошел Pixar (или Disney, нет разницы). Режиссеры и продюсеры Фил Лорд и Кристофер Миллер сначала тренировались на комедиях и «ЛЕГО Фильме», а потом вдохнули новую жизнь в опостылевшего супергероя. Получилось здорово. Впрочем, Pixar не ушли без наград: их мультик «Бао» про взросление пельмешки наградили за короткометражную анимацию.

Режиссер Альфонсо Куарон на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.
Режиссер Альфонсо Куарон на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.

Но не так страшен Marvel, как Netflix. Главным режиссером, выдающимся оператором и создателем лучшего фильма на иностранном языке стал Альфонсо Куарон со своим черно-белым фильмом «Рома». В чем прикол? В том, что «хозяином» этого фильма выступил видеосервис Netflix — всемирно известная платформа, которая принципиально не пускает свой контент в кинотеатры, а продает через подписку в интернете (хотя у «Ромы» и был ограниченный прокат специально для «Оскара»).

Это наводит ужас на всю индустрию, которая боится, что если так и дальше пойдет, то кинотеатры начнут закрываться, а зритель станет уходить в гаджеты и домашнее смотрение. Окститесь! Никто никогда не оставит кинотеатры. По крайней мере, появится технология, которая побудит зрителя ходить в кино, а не торчать в компьютере или мобильном телефоне.

 

«Наконец-то награда»

Каждый год на «Оскаре» есть персона, условно попадающая в категорию «наконец-то награда». В девяностые все держали кулачки за Аль Пачино, который только в 1993 году наконец-то получил «Оскара» за «Запах женщины». В нулевые — за Скорсезе, который наконец-то получил первую награду за «Отступников». В десятые — за ДиКаприо, который наконец-то получил премию за «Выжившего».
 

Вручение «Оскара»

В этот раз «наконец-то награду» получил Спайк Ли за фильм «Черный клановец». Правда, 61-летний режиссер получил статуэтку как сценарист, но получил же (у него уже есть одна «за достижения», но это не считается). Не тот фильм назвали «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это реальная история, рассказанная, как кажется поначалу, лихо и остроумно, о внедрении молодого черного полицейского Рона Сталворта в организацию Ку-клукс-клан в начале 70-х. Вместо него на совещания расистов и гомофобов ходит полицейский с яркой еврейской внешностью Флип Циммерман. Сам же Сталворт внедряется в ряды «Черных пантер», чтобы предотвратить войну между черными революционерами и белыми террористами. Где-то на середине фильма этот цирк становится все серьезнее, к концу же превращается в пафосное политическое высказывание. Неудивительно, ведь его снял Спайк Ли.

Спайк Ли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.
Спайк Ли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.

Местами «Черный клановец» действительно выглядит как комедия в духе Тарантино или братьев Коэн, но Спайк Ли не был бы Спайком Ли, если бы не поставил жирную точку на документальных съемках нацистских маршей 2017 года и выступлений Трампа.

Спайк Ли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.

Спайк Ли на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Aaron Poole / ©A.M.P.A.S.

Кстати, о братьях Коэн. Кажется, это первый за долгую историю год, когда ни они, ни их фильм «Баллада Бастера Скраггса» не номинируются на главные призы, а представлены лишь в категориях «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая песня» и «Лучшие костюмы». И картина ни в одной не выиграла.

Удивительно, ведь «Бастер Скраггс» — одна из наиболее остроумных лент Коэнов, напоминающая «О, где же ты, брат» и «После прочтения сжечь». Почему? Неизвестно. Возможно тут дело в, опять же, в Netflix, который снял эту ленту, или в форме — это альманах, объединяющий шесть историй в жанре вестерн. Но как бы то ни было — пролет.

 

Бочка дегтя

Но главным пролетом стала «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, номинировавшаяся на 10 наград, но получившая лишь одну (но какую! Об этом ниже). Тут у нас была интрига в области премии за операторскую работу. «Фаворитка» или «Рома»? Соответственно, Робби Райан или Альфонсо Куарон? Так как грешно смеяться над черно-белыми (хуже только упражнения в монохроме), то стоит серьезно обратиться к цветной и невероятно красивой работе Райана.

Режиссер Йоргоса Лантимоса со спутницей на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Phil McCarten / ©A.M.P.A.S.
Режиссер Йоргос Лантимос со спутницей на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Phil McCarten / ©A.M.P.A.S.

Почему-то мало кто замечает схожесть операторских работ фильмов Йоргоса Лантимоса и Альфонса Куарона. Движение камеры Куарона на третьей же сцене «Ромы» очень похоже на то, как снимает Лантимос, особенно «Убийство священного оленя» и «Фаворитку». У обоих статичное или плавное видение кадра, то есть без прыжков и ручной камеры. Но статика в «Роме» определяется бытописанием, воспоминаниями режиссера, который, как известно, снял фильм о своем детстве, поэтому там чрезмерно много выхолощенных выпендрежных кадров, что дико и невозможно бесит: «Смотрите, как я здорово умею. Вот самолетик компьютерный в отражении лужи пролетел. Вот я долго и ровно еду за главной героиней, которая опускается в пучину морскую».

В «Фаворитке» многие сцены решаются, скорее, не только на операторском, а на монтажном уровне, поэтому там много восьмерок, снятых с разных ракурсов, с помощью парадоксальных кадров. Но такая техника оправдывается не формой, а содержанием, противостоянием по сюжету двух, а по факту трех женщин. Я — за содержание, когда ты смотришь фильм и не ловишь себя на мысли, как он снят.

Режиссер Альфонсо Куарон на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Phil McCarten / ©A.M.P.A.S.
Режиссер Альфонсо Куарон на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Phil McCarten / ©A.M.P.A.S.

Но в «Фаворитке» есть очень классная сцена, о которой упоминает Илья Демин, — с внезапным поворотом камеры, следящей за идущей героиней. Это тоже, конечно, пижонство (и, скорее всего, на уровне монтажа), но в этом весь Лантимос: вести спокойную, ничего не значащую беседу, которая или вдруг взрывается на самом неожиданном месте или оказывается ближе к финалу фильма одной важнейших для сюжетопостроения.

Вообще, я с удивлением читал рецензии критиков, которые указывают, что «Фаворитка» Лантимоса не похожа на остальные фильмы режиссера. Окститесь! Переоденьте актеров в современные костюмы — и все, вы увидите, как вы были неправы.

Но в результате из Куарона и Райана академики выбрали, как вы уже знаете, «Рому».

 

Ложка меда

Знаете, есть такие моменты, когда ты уже уныло собираешь вещи и начинаешь двигаться к выходу. Так и сегодня. Только объявили, что Рами Малек — лучший актер, ты машешь рукой, уныло шепчешь: «Ну… Все понятно» — как вдруг становится ничего не понятно. Когда объявляют, что лучшая актриса — Оливия Колман, изумленно подскакиваешь, а у самой актрисы, кажется, подкашиваются ноги.

Оливия Колман на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Todd Wawrychuk / ©A.M.P.A.S.
Оливия Колман на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Todd Wawrychuk / ©A.M.P.A.S.

Между прочим, этой британской красавице, сыгравшей в «Фаворитке» старую больную королеву Анну с поехавшей крышей, — 45 лет. Для сравнения: ее соратницам по фильму Эмме Стоун и Рэйчел Вайс, соответственно, 30 и 48 лет. Понятно, что считать возраст девушек — занятие неблагородное, но это придает вес и режиссеру, подбирающему такой кастинг, и всему фильму.

Оливия Колман на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
Оливия Колман на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

И сразу становится празднично. И сразу понимаешь, что «Оскар» — это не только предсказуемая, но и неожиданная премия, окончательным прогнозам не поддающаяся. И точка. Точнее, восклицательный знак.
 


Обложка: на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *