Особенности работы с огнем на съемочной площадке

Еще Ирвин Аллен, снимая «Ад в поднебесье», говорил: «Огонь никого не ждет, он начинает „есть“ горючее сразу, как его зажигают. Он двигается, живет и ему плевать, готовы вы снимать или нет».

Больших кинопроектов, где требуется основательный навык работы с огнем, было не так уж и много. Можно вспомнить фильм Рона Ховарда «Обратная тяга», снятый в 1991 году, а до этого — «Ад в поднебесье», фильм 1974 года. Сериал «Чикаго в огне» идет уже семь лет, и его съемочная группа ежедневно работает с этой опасной и никому не подчиняющейся субстанцией.
 

Трейлер фильма «Обратная тяга» (1991)

Оператор-постановщик Джейсон Кротерс работает в этой должности на сериале «Чикаго в огне» три последних года. Еще за два года до этого он присоединился к операторской группе шоу — на втором сезоне. За это время он работал оператором второй камеры и оператором-постановщиком второй съемочной группы под руководством оператора-постановщика сериала Лизы Уигэнд.
 

О сериале «Чикаго в огне»

Сериал «Чикаго в огне» рассказывает о работе пожарных в ветреном городе, поэтому в сериале на каждом втором эпизоде есть большой огонь.
 

Декорации и павильоны

Экстерьерные сцены снимают на локации, но интерьерные — в специальном павильоне, где можно контролировать огонь — бывшем складе на студии Cinespace Chicago Film Studios. «Поджигать реальные локации не очень практично, — говорит Кротерс, — поэтому мы снимаем все наши интерьерные пожары в студии».

Студия для пожаров состоит из трех декорационных элементов: подвал, большое открытое помещение, где располагают разные интерьеры от комнат до музейных залов, и многоэтажная декорация с лестницей для сцен, в которых героям нужно двигаться между этажами.

Все эти декорации созданы со встроенными газовыми горелками, работающими на пропане. Здесь даже элементы декора металлические, вся краска соскоблена, чтобы предотвратить нежелательные и потенциально опасные испарения на площадке.

Студия Cinespace Chicago Film Studios / Фото: Cinespace Chicago Film Studios
Студия Cinespace Chicago Film Studios / Фото: Cinespace Chicago Film Studios

Павильон также оборудован специальной вентиляционной системой, которая помогает управлять количеством дыма и жара, генерируемые во время подобного съемочного процесса. Потолки в декорации съемные. Во время работы невидимую для камеры часть потолка убирают. Так можно снизить температуру в помещении с огнем. Дополнительные кондиционеры охлаждают павильон между дублями.

«У съемки в павильоне свои сложности, все идет очень медленно, — делится Кротерс. — В обычный съемочный день мы делаем семь-восемь страниц сценария. Это 50-60 смен камеры двумя командами (по 25-30 на камеру). В огненном павильоне мы снимаем максимум две страницы сценария в день и 14 сетапов одной камерой».
 

О съемках сериала «Чикаго в огне»

«Установка камеры для нового шота занимает от 45 минут до нескольких часов, — рассказывает оператор. — Но мы стараемся снять как можно больше ракурсов с одного сетапа. Правда, этого всегда мало. Иногда мы делаем дубль длиной 1-2 минуты с шестью огнями в сцене. Но если у нас работают 15-20 горелок, через 20-30 секунд жара становится невыносимой, и нам приходится прекращать съемку. Большинство дублей в огненном павильоне длятся 20-30 секунд — персонаж бежит по коридору, выбивает дверь — и это весь дубль. После чего нам приходится прерываться на 45 минут, чтобы выстроить следующий шот».

При работе в огненном павильоне вся команда носит огнеупорные костюмы — это требования службы безопасности.

На съемках сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC
На съемках сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC 

«Иногда, очень редко, мы делаем два дубля подряд, но даже тут перерыв длится 15 минут, — продолжает оператор. — Если актер забывает текст, мы продолжаем снимать, если кто-то ошибается, мы продолжаем снимать. Если что-то идет совсем уж не так, каждый человек на площадке может крикнуть „Тушим огонь!“ в любой момент. И огонь мгновенно потушат, без вопросов. За те пять лет, что я работаю на шоу, такое случилось только однажды во время выстраивания уровня огня — не во время съемки. Мы очень серьезно относимся к безопасности людей на площадке».
 

Подготовка к огненным съемкам

Перед каждый новым шотом команда уходит с площадки, оставляя ее на координатора спецэффектов Джона Милинака и его команду. Он проверяет каждую трубку, шланг и соединения, чтобы убедиться, что никаких утечек газа нет. В зависимости от количества горелок, которые работают в сцене, это занимает от 30 минут до часа.

«Например, коридор на втором этаже нашей многоэтажной декорации 1,8 метра шириной и 12 метров длиной, — рассказывает Кротерс. — Каждая горелка примерно 120 см в длину, они вставлены в декорацию с нужным интервалом. Для большого огня у нас 30 трубок по обе стороны коридора, они вмонтированы в декорацию через соответствующие интервалы».

Все члены съемочной группы одеты в огнеупорные костюмы, а для съемки сцен больших пожаров — в полное пожарное облачение. Легкие костюмы разрешены для менее интенсивных сцен, для обеспечения большей мобильности. Поэтому, кроме актеров, играющих жертв, все остальные одеты как настоящие пожарные.

На съемках сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC
На съемках сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC

«Жертв обычно играют каскадеры, — продолжает оператор. — Они полностью обмазаны специальным огнеупорным гелем, но все-таки они — самые беззащитные перед жаром огня. В таких сценах именно о них мы заботимся в первую очередь. Когда включаются газовые трубки, температура поднимается выше 100 градусов за считанные секунды. Мы стараемся сделать так, чтобы рядом с каскадерами огня не было».

Кротерс начинает рабочий день с прохода по декорации вместе с Милинаком. «Мне дают схему, где сегодня будут расположены газовые трубки, — рассказывает он. — Они пронумерованы. Мы идем и устанавливаем уровень огня, требуемый по сценарию. После установки уровня подачи газа, мы поочередно зажигаем их и смотрим на результат, выключаем и идем к следующей трубке. Мы во всех подробностях обсуждаем действия около каждой из них: где будут актеры, где будет съемочная группа, где каскадеры?»

«Мы обсуждаем каждое пламя, которое оказывается рядом с окнами, потому что от жара могут лопнуть стекла, — продолжает Кротерс. — Потом нам надо протестировать все трубки вместе. Потому что в совокупности физика может сработать не так, как при индивидуальном возгорании. Когда рядом загорается несколько трубок, они будут конкурировать за кислород, поэтому какая-то из них будет гореть хуже, чем мы рассчитывали. Ну и если они все ведут к одному баллону, они тоже могут гореть хуже, потому что на все не хватит газа».

«У нас есть потолочный огонь, который мы любовно называем „мозговым огнем“, — добавляет Кротерс. — Это пропан, который разливают по потолку. Поскольку ему некуда деваться, он катится по потолку, создавая красивую огненную текстуру. Но в зависимости от того, где находятся остальные газовые трубки, которые влияют на движение воздуха, он может представлять опасность. Жар от стены может двинуть воздух в другом направлении, и вот уже, этот катящийся клубок огня медленно разливается по всей декорации и становится проблемой».
 

Сцены из сериала «Чикаго в огне»

«После нескольких лет работы на шоу мы привыкли к таким переменным, — продолжает оператор. — Мы уже знаем, если у нас стена огня, которая состоит из нескольких трубок, то ближайшая к камере должна гореть ярче всех, а остальные следует приглушить, чтобы они не конкурировали в борьбе за кислород или газ. Но однозначной формулы нет. Нам нужно зажечь все и посмотреть, как это работает, а потом прикрыть отдельные трубки — и все равно в итоге это может сработать непредсказуемо».

После того, как выстроена интенсивность горения каждой трубки, команда обсуждает каждый шот: что нужно включить, а что выключить. Например, в сцене может гореть вся комната, но в конкретном шоте камера не видит противоположную стену. Или наоборот, огонь позади камеры должен гореть, потому что он дает сильные рефлексы на персонажах или участвует в освещении комнаты. Иногда этот огонь можно имитировать с помощью специальных ламп. Это позволяет обезопасить съемку и снизить температуру в помещении. «Однако, ничего не может заменить настоящее пламя», — говорит оператор.
 

Дым и освещение

Кротерс отдельно изучает уровень дыма. «Мы не видим всех элементов вместе, пока не начинаем снимать дубль, — говорит он. — Мы не репетируем с огнем, только без. И это как снимать кино в прошлом — не увидишь законченного шота, пока не снимешь».

Кадр из сериала «Чикаго в огне» / Фото: Elizabeth Morris / NBC
Кадр из сериала «Чикаго в огне» / Фото: Elizabeth Morris / NBC

На съемках применяют стандартные дымомашины, работающие на гликоли. Это проверенные и хорошо известные приспособления. Тестировать что-то новое сложно из-за дороговизны. А неизвестные химикаты создают угрозу технике безопасности. Обычная машина для создания тумана выбрасывает мелкодисперсный гликоль, однако жар огня тут же испаряет его. Поэтому дымить приходится очень активно. «Иногда на площадке появляется новый режиссер, — продолжает оператор, — он ничего не видит в дыму в начале дубля, и кричит, что дыма слишком много, но мы кричим ему в ответ, что его нужно больше. Потому что мы знаем — как только загорится газ, дым исчезнет».

Чтобы правильно осветить остальные элементы кадра, Кротерс работает с экстремально-высокими уровнями освещения. «Если я освещаю задник дневного города, я использую несколько источников HMI на 18K каждый, — говорит он, — Мы обычно освещаем задник, выходя на диафрагму f64 или f90, для того, чтобы его было видно сквозь дым и пламя. Задники становятся читаемыми на диафрагме f64 без дыма на площадке, но как только появляется среднее количество дыма, точечным замером выясняется, что освещение задника соответствуют только диафрагме f8. Чем дальше от камеры находится фон, тем больше дыма между ним и объективом, тем бледнее окажется фон. И когда все элементы кадра начинают работать, фон может показать f2.8 при тех же изначальных показателях (f64)».

Кадр из сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC
Кадр из сериала «Чикаго в огне» / Фото: NBC

«На одном из недавних эпизодов у нас было много окон, и нужно было все засветить, — рассказывает оператор. — У меня было больше десятка источников Skypan на 5K, четыре на 18K , шесть Arri M90 и шесть M4, ну и несколько более мелких ламп, и все это — просто чтобы поднять базовый уровень освещения фона. Когда мы выходили из зоны горения, мы надевали темные очки — фон был освещен, как в солнечный день в Аризоне. Но со всем огнем и дымом из декорации в окна почти ничего не было видно».
 


Обложка: кадр из сериала «Чикаго в огне» / NBC

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *