Почему фильмы, снятые по играм, редко оказываются успешными

Сейчас, когда стало уже понятно, что перезапуск «Tomb Raider: Лара Крофт» не увенчался успехом, а в североамериканском прокате и вовсе провалился (согласно данным boxofficemojo, в США за две недели проката новая «Расхитительница гробниц» собрала около $42 миллионов при бюджете в $94 миллиона), стоит задаться вопросом: почему фильмы на основе игр все еще снимают, хотя они стабильно терпят неудачу в прокате?
 

Трейлер фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018)

Признаюсь сразу, я не поклонник интерактивных развлечений. Так что простите, если я где-то допущу ошибки и неточности. Зная геймеров не понаслышке, я готов к тому, что этот текст будут читать очень въедливо, поэтому буду только рад, если вы меня где-то поправите или представите другую точку зрения.

Итак, почему кино по играм проваливается? Нас интересует не художественный аспект проблемы, а прагматичный: данные бокс-оффиса, мнения экспертов и, конечно же, сами сценарии.

 

Сценарии фильмов по играм предсказуемы

Каждая игра, будь то шутер или онлайн-стратегия, в той или иной мере содержит в себе ступени, по которым главный герой (читай, игрок) поднимается все выше в иерархии. Цель — достичь максимального результата, победить и захватить все сокровища мира, добиться победы своей армии или расположения принцессы. Жанр может быть любым, но все равно исходная и конечная точки остаются неизменными.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Фильмы, снятые по играм, — это то же прохождение этапов. Только в отличие от компьютерных потех зритель не может ничего предпринять и остается только лишь пассивным свидетелем. Даже еще хуже: мы знаем, чем все закончится. Главный герой или армия обязательно достигнут высшего уровня и победят, поэтому никто за них переживать не собирается. Сценаристы всегда прописывают оптимистичный финал, так как в случае успеха они смогут придумать продолжение приключений основного персонажа или развитие конфликта одной победившей страны, расы и положительных героев

«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» 2001 года — типичный пример такого кино, но лишь с одной большой поправкой. Это был не многоуровневый квест пополам с боевиком. Это был, в первую очередь, «фильм с Анджелиной Джоли», которая в то время переживала пик популярности, и на роль Лары Крофт трудно было представить лучшую кандидатуру. Сюжет о поиске сокровищ и артефактов оказался на втором месте после удачного кастинга. Недаром в рейтинге самых успешных экранизаций видеоигр первое место, согласно boxofficemojo, принадлежит именно этой картине. Но «успех» не означает «прибыль»: фильм 2001 года с бюджетом $115 млн собрал по всему миру $275 млн (напомню, прибыльной кинокартиной в профессиональном сообществе называют ленту, которая собирает как минимум в три раза больше своего бюджета). Поэтому вышедший спустя два года сиквел, не дотянувший в Северной Америке по сборам даже до размера производственной стоимости в $95 млн, можно считать продюсерским недоразумением.
 

Трейлер фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) 

 

Пафос может только навредить

Большая ошибка сценаристов и продюсеров — это серьезное выражение лица, с которым они подходят к экранизациям видеоигр. Они будто бы забывают, что это иг-руш-ки. Даже в «Ларе Крофт» есть комические персонажи.

Знаете, какой фильм стоит на втором месте после «Лары Крофт» 2001 года? Комедия «Angry Birds в кино», вышедшая в 2016 году. Но это мультик, снятый на волне популярности простейших игр про «разгневанных птичек» и показанный зрителям еще до того, как о них забыли. Сценарий был написан так, как сейчас пишут все мультяшные скрипты: с шутками для всех категорий зрителей, с экшном и с небольшой моралью в конце для самых маленьких зрителей. Результат: анимационная комедия по мотивам Angry Birds окупилась в мировом прокате в пять раз.
 

Трейлер мультфильма «Angry Birds в кино» (2016)

Можно предположить, что чем проще игра, тем больше шансов у нее быть интересно и смешно написанной для большого экрана. Например, все эти древние «змейки», «пакмэны» и прочие, поклонниками которых являются уже взрослые люди, стали основной темой для иронии в относительно успешной комедии «Пиксели».

Выход «Кредо убийцы» ожидала чуть ли не вся планета. Фантастический во всех смыслах трейлер! Выдающиеся актеры Майкл Фассбендер и Марион Котийяр! Режиссер Джастин Курзель, до этого поставивший «Макбета» с этими же актерами! Все здесь было круто, но до выхода фильма. Имена серьезных кинематографистов отпугнули фанатов, а незнакомых с мирами Assassin’s Creed пустяковый сюжет с претензией на высокохудожественное высказывание только отпугнул.
 

Трейлер фильма «Кредо убийцы» (2016)

Еще один пример серьезного отношения к играм — «Принц Персии: Пески времени». Его не спас ни двухсотмиллионный бюджет, ни студия-производитель Walt Disney, ни легендарный режиссер Майк Ньюэлл, ни звездный состав, ни продюсер Джерри Брукхаймер. Там все пошло как-то не так: от претенциозного сценария до рекламной кампании. Факт: как я уже сказал, бюджет составил $200 млн, но мировые сборы — $336 млн.
 

Трейлер фильма «Принц Персии: Пески времени» (2010)

Иногда кинематографистам полезно посмотреть на свой продукт с точки зрения зрителя. Cценаристы, режиссер и специалисты по спецэффектам «Варкрафта» смогли упростить мир оригинальной игры, что облегчило понимание истории неофитами. С одной стороны, создатели картины добавили максимально возможный эффект присутствия, с другой — ну нельзя же серьезно относится к миру орков, эльфов и прочих дренеев, да простят меня фанаты игры. Тем более, что это тоже почти анимационный фильм с чумовой графикой. Чем и воспользовался постановщик Дункан Джонс, даром что сын Дэвида Боуи: новички смогли быстро войти в канву истории, проверено на себе, а поклонники восприняли его как гармоничное развитие и без того огромной Warcraft-вселенной. Впрочем, это не значит, что «Варкрафт» стал хитом (но и нельзя сказать, что провалился).
 

Трейлер фильма «Варкрафт» (2016)

Почему так успешны LEGO-фильмы? Потому что это, в первую очередь, стеб Warner Brothers над (чаще всего своими) фильмами и комиксами, причем довольно смешной. И, кстати, за искрометным юмором в каждом LEGO-фильме обязательно скрывается мудрый подтекст, заметный для взрослых, а также небольшой урок воспитания для маленьких зрителей.

 

А вообще, так ли уж важен сценарий?

Конечно, это тяжелый труд — адаптировать зачастую бессюжетные миры для киноэкрана. Сценаристы считают это убийственным занятием, и не один серьезный драматург не возьмется за сочинение сценария для, скажем, DOOM. Хотя такая попытка, к несчастью, была предпринята в 2005 году, когда не самые последние авторы Уэсли Стрик («Волк» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер, переписанный для Мартина Скорсезе «Мыс Страха») и Дэйв Каллахам (трилогия «Неудержимые») уделили время на написание экранной версии знаменитого шутера. Его выход в кино даже мало кто заметил. Я помню, как российское подразделение Universal, осознав масштаб катастрофы, полностью положилось не на прокат, а на продажи физических носителей, и организовало рейды по пиратским точкам, изымая бутлегерские копии.
 

Трейлер фильма «Doom» (2005)

Есть, пожалуй, только одна удачная кинофраншиза, основанная на игре, — это Resident Evil. В 2002 году никто не ожидал от поначалу скромного боевика с бюджетом $33 млн такого «хайпа». Но Пол У. С. Андерсон поймал его во время нарастающей моды на зомбипокалипсис, удачно попав в правильное время и правильное место. А так как режиссер и сценарист собаку съел на фильмах по играм (он работал над такими проектами, как «Mortal Combat» и «D.O.A»), то Андерсон знал, как писать подобные истории. Да, он взял за основу шаблон вышеупомянутых «ступенек», приправил сюжет актуальными на тот момент темами «злых» корпораций и конспирологических теорий, и — вуаля! «Обитель зла» пережила пять продолжений, и если критики поначалу воротили нос, то уже к выходу третьей и четвертой части были вынуждены признать, что «Обитель зла» — редкий экземпляр со своей мифологией и линейным сюжетом, проходящим, что совсем уж редкость для фильмов по видеоиграм, сквозь всю гексалогию.
 

Трейлер фильма «Обитель зла: возмездие» (2012)

И вот что примечательно: сам Андерсон снял как режиссер только несколько частей боевика с Милой Йовович, но написал скрипты ко всем шести частям. Так что не верьте никому: сценарии нужны и важны.

 

Что не так с «Tomb Raider: Лара Крофт»?

Казалось бы, зачем снимать заранее обреченные на провал фильмы? Мне кажется, что здесь все просто. Видео- и компьютерные игры приносят огромную и быструю прибыль по сравнению с кинопроизведениями. Тот же World of Warcraft дает миллиарды долларов ежегодно, в отличие от киноиндустрии, наиболее трудоемкой, по моим ощущениям, работы в системе развлечений. Почему бы не попробовать отломить маленький кусочек от огромного пирога? Новая «Лара Крофт» — о том же. Нет новых идей, нет интересных сценариев. Но есть суперприбыльные игрушки, так давайте же попробуем добиться хоть чего-нибудь на их фоне!

Поэтому когда в 2013 году вышла игра-ребут Tomb Raider с непривычными локациями и приключениями, продюсеры вспомнили , что зритель давно не видел Лару Крофт на большом экране и начали разработку перезапуска.
 

Трейлер игры «Tomb Raider» (2013)

Сценаристы долго не думали, вставив в сюжет (ага, там есть сюжет!) почти идентичные эпизоды из игры 2013 года. Крофт в прологе — неуверенная в себе одиночка, верит, что ее отец жив. Когда случается первая точка невозврата (девушка находит артефакт, указывающий на место нахождения ее родителя), она собирается с силами — и начинаются пресловутые «ступеньки», выше, дальше, сильнее. О том, что она «расхитительница гробниц», фильм вспоминает где-то на середине.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Вопрос, кто сыграет новую главную героиню, кажется, решался продюсерами недолго. Алисия Викандер — одна из самых востребованных актрис нашего времени, красивая, умная, обладательница «Оскара». Но все равно никуда не денешься от всего, что мы написали выше: сценарии предсказуемы, самодеятельность драматургов не приветствуется, геймеры лучше потратят деньги на новую версию игры, чем на новую версию кино. И все надежды строятся на одном предсказуемом споре — какая Лара Крофт круче: Джоли или Викандер?

Да, сейчас цифры внушают уныние, но впереди еще широкий мировой прокат. Мы, конечно, любим эту отчаянную девушку с луком и стрелами и надеемся, что кинофильм «Tomb Raider: Лара Крофт» еще найдет новых поклонников и выиграет в бою за кассу.
 


Обложка: кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Warner Bros.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *