У многих молодых режиссеров возникает вопрос, должен ли актер во время своей игры испытывать те же эмоции, что его герой, иметь в голове те же мысли, должен ли у актера быть тот же жизненный опыт, что и у его героя?
Ответ. Не обязательно.
Чтобы понимать, почему это не важно, надо знать, как работает актер. В своей игре актер идет от задачи, которую ему ставит режиссер, а также от импульса. То есть в работе актера задействована как сознательная, так и бессознательная область его психики.
На съемках фильма «Лунный свет» (2016) / Фото: David Bornfriend/A24
Сознательно актер работает с задачей, которую ему ставит режиссер, но действует и говорит он от импульса, который рождается в нем в момент игры. Это очень важный момент. Профессиональный актер не произносит свой текст, потому что он есть в сценарии, не совершает действия, потому что ему так сказал режиссер, в процессе игры у него возникает внутреннее побуждение это делать.
Задача режиссера следить, как работает актер. Находится ли он в моменте, сконцентрирован ли на процессе или механически произносит свой текст и двигается, потому что так написано в сценарии или так сказал режиссер.
На съемках сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC
В связи с этим режиссеру важно ставить задачи, которые ориентированы на процесс актерской игры, и следить за тем, находится ли актер в моменте, то есть есть ли у него 100 % вовлечение в процесс актерской игры, идет ли он от задачи и от импульса, взаимодействует ли с партнером.
На репетициях, пробах или съемках актер может находиться внутри себя. Это происходит, если он волнуется, боится или контролирует свою игру: «Достаточно ли я убедителен, все ли правильно делаю?» Режиссеру в этом случае важно вытащить актера из своих эмоций и переключить на задачу и партнера или физическое действие.
Обратная связь от режиссера
Это исключительно важный момент в работе с актером. Если актер не получает обратную связь (режиссер никак не комментирует игру актера), то актер может начать следить за собой. Он концентрируется на результате и оценивает свою игру, находится не в моменте. Режиссеру нельзя этого допускать — актеру обязательно нужно давать обратную связь и в том случае, если он все делает правильно.
Режиссер Спайк Джонс На съемках ролика «Apple HomePod: Welcome Home» (2018) / Фото: Apple
Также режиссеру следует понимать, что актеру требуется время для того, чтобы найти правильное внутреннее самочувствие. Актеру может потребоваться настроится на роль, задачу или на партнера по сцене. Для этого и существует репетиционный период.
Также важно давать актеру право на ошибку. Очень часто первые репетиции актера с режиссером — это поиск. Актеру важно чувствовать себя свободно, если он боится совершить ошибку, то он будет концентрироваться на своих эмоциях (например, страхе) или контролировать себя (я должен сделать все идеально).
Талант и профессионализм актера
Очень часто молодые режиссеры попадаются на трюки актеров, которые принимают за талант и профессионализм. Например, актер на пробах может заплакать, а через минуту засмеяться. Режиссеру не стоит попадаться на подобный трюк, так как это говорит лишь об эмоциональной восприимчивости актера, а вовсе не о таланте или профессионализме.
Высокий профессионализм актера — это не изображение эмоций, а умение работать с задачей и идти от импульса, подключать сферу своего бессознательного к задаче, быть в моменте.
На съемках фильма «Водная жизнь» (2004) / Фото: Philippe Antonello/Touchstone Pictures
Если вы поставите хорошему актеру разные задачи в одной и той же сцене, он сыграет ее по-разному. Профессиональный актер умеет взаимодействовать с партнером, актер получает импульсы от своего партнера и дает импульс ему, все внимание профессиональных актеров отдано их партнерам, они умеют слушать и отвечать, а не просто ждут, когда партнер по сцене закончит реплику, чтобы сказать свой текст.
Умение работать с партнером и отыгрывать — ключевой навык профессионального актера. Режиссеру важно выяснить на пробах, умеет ли актер работать с партнером.
Критика режиссера
Режиссеру важно помнить, что актеры в большинстве очень восприимчивые и ранимые люди. Они находятся в зависимом положении от режиссера, а на съемках и репетиции еще и в уязвимом, так как хороший актер в момент игры крайне восприимчив. Критические, а тем более уничижительные замечания легко могут ранить актеров.
На съемках «Омерзительная восьмерка» (2015) / Фото: The Weinstein Company
От себя лично хочу попросить режиссеров давать критику актерам в корректной форме, не переходя на личности. Замечание может касаться игры актера, его действий, сразу говорите актеру, если он не в моменте.
Самое худшее, что может сделать режиссер: это подавать критику в форме «ты недостаточно хорош», «с тобой что-то не так».
Самое лучшее, что может сделать режиссер для себя и актеров: выйти из фильма в своей голове и переключиться на процесс, следить, чтобы актер был в моменте, менять задачи, если они не работают, быть открытым к предложениям актеров. На репетиции актеры часто бессознательно находят варианты игры, которые лучше «фильма в моей голове», но чтобы увидеть это, режиссеру самому надо быть в процессе и в моменте.
Желаю всем режиссерам успешных проектов и возможности в реализации своих творческих идей!
Елена Марина Режиссер и автор сценария фильмов «Наташа», «Ведьма», «Два дня» и «Анима/Анимус». |
Обложка: на съемках фильма «Оно» (2017) / Warner Bros.