Почему современные боевики стали такими скучными

Недавно Бретт Рэтнер, известный продюсер и режиссер, заявил, что искусство кинокритики исчезло как вид, а рейтинги таких порталов, как RottenTomatoes, не дают фильмам вроде «Бэтмена против Супермена» стать кассовыми у себя на родине. В этом высказывании есть очень интересная мысль: когда люди, разбирающиеся в кино и имеющие дело с голливудской продукцией, пытаются критиковать подобные проекты, они рассматривают их с точки зрения «интеллектуального» и «низкопробного» кино.

На самом деле, серьезные киноманы до сих пор ценят хорошо поставленные экшн-сцены, что подтверждают отзывы и рецензии на «Логана», «Пита и его дракона», «Безумного Макса» и «Малыша на драйве». 

Кадр из фильма «Логан»Кадр из фильма «Логан»

Большинство голливудских франшиз не то, что плохи, просто экшн-сцены в этих фильмах чересчур скучны. 

В наши дни можно воспользоваться компьютерной графикой, различными световыми решениями, техникой захвата движения, зеленым экраном, услугами постановщиков трюков, устройствами, которые в доли секунды направляют движение камеры. Фильмы, которые мы увидим в кинотеатрах летом 2018-го, будут использовать намного более продвинутые технологии, чем картины, вышедшие, скажем, прошлым летом. 

Кадр из фильма Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

На одном из закрытых показов отличного боевика середины 1990-х известный режиссер фильма, чьи работы продолжают пользоваться успехом, признался, что картина ему кажется устаревшей: все слишком медленно и не настолько динамично по сравнению с его последующими работами. По его словам, он просто не может не сравнивать свой подход к съемке тогда и сейчас. Забавно, что многие считают этот старый боевик его самым лучшим фильмом.

История технического прогресса в Голливуде очень проста: когда в фильмах впервые появились звук, цвет, широкоэкранный формат, 3D и визуальные эффекты, студии старались привлечь как можно больше зрительского внимания к инновационным проектам. Спустя недолгое время пропадал налет новизны, а прогрессивные технологии становились рядовыми инструментами в арсенале кинематографистов, которые начинали органично вплетать новые возможности в повествование. Эту тенденцию мы можем наблюдать в боевиках и научно-фантастических картинах 1990-х и начала 2000-х. После все изменилось.

Теперь Голливуд снимает меньше фильмов, уделяя больше внимания франшизам. Современный голливудский боевик — это продолжение прошлогоднего фильма, которое по всем параметрам масштабнее предыдущей части. Примечательно, что Marvel и остальные крупные игроки отошли от концепции работы с известными экшн-режиссерами, отдав предпочтение людям, зарекомендовавшим себя на телевидении, или тем, кто продемонстрировал свое умение показывать развитие персонажей. Все потому, что каждая история здесь — лишь часть огромной вселенной, которая будет разворачиваться на экране следующие десять лет. 

Кадр из фильма  «Отряд самоубийц»Кадр из фильма «Отряд самоубийц»

У таких режиссеров нет опыта работы с экшеном, однако это неслучайно: студия опирается на команды опытных постановщиков трюков и специалистов по визуальным эффектам, чтобы фильм стал еще более зрелищным. Благодаря инструментам превизуализации можно заранее задать любое действие, любую монтажную склейку и ракурс еще до первого дня съемок: в итоге получится ролик, чем-то напоминающий видеоигру. 

Секрет в том, что в присутствии на площадке режиссера нет острой необходимости, так как над экшн-сценами работает профессиональная команда, вполне способная справиться с ними самостоятельно.

Превизуализация не требует больших финансовых затрат, а также помогает студии вести работу над фильмом четко по плану, но вместе с тем этот подход убивает видение режиссера. Главная задача превиза — чтобы экшн в фильме был масштабнее, укладываясь при этом в бюджет и сроки. Как подметил Брайан де Пальма, когда все заранее превизуализировано, в результате выходит фильм-клише.
 

Трейлеры современных экшнов выглядят отлично, но их не просто так выпускают с небольшим хронометражем: все действие в них попросту оглушает и ослепляет зрителя. Чувство пространства полностью пропадает, а ритм здесь проявляет себя только в постоянных переходах к экспозиции, которая напоминает зрителю о контексте и сюжете происходящего. Персонажи выполняют промежуточную роль, так как все внимание сконцетрировано на бенефисе машин и технологий. 

Так не должно быть. В противовес подобным проектам режиссер Эдгар Райт снял «Малыша на драйве», в котором экшн-сцены не менее захватывающие и зрелищные, чем хорошо отрепетированный музыкальный номер. В этом фильме есть драматическое напряжение и проработанные персонажи с настоящими эмоциями. Когда критики призывают к тому, чтобы экшн был человечнее, они имеют в виду не стремление к «реализму», а возвращение к базовым принципам голливудского кино: субъективность и твердая точка зрения. Кино захватывает нас потому, потому что в сюжете постоянно повышаются ставки.

Кадр из фильма «Малыш на драйве»Кадр из фильма «Малыш на драйве»
 
Подобные сцены в руках опытного режиссера — это кинематограф в чистом виде. Такие фильмы требуют инстинктивного подхода к созданию фильма, чтобы зритель мог почувствовать себя на месте главного героя — захватывающие ощущения гораздо важнее взрывов. 

Как ни странно, одну из самых лучших экшн-сцен в кино за последних пару лет мы видели на малых экранах, в сериале HBO «Игра престолов», в серии «Битва бастардов», поставленной Мигелем Сапочником. Несмотря на масштабность спецэффектов и экшена, главную роль здесь сыграло напряжение между персонажами. Сцена битвы продемонстрировала мастерство постановки режиссера, внушив зрителю чувство победы перед тем, как персонаж Кита Хэррингтона попадает в западню. Чувство пространства исчезает, а мы оказываемся в эпицентре бойни. Когда, казалось бы, уже все потеряно, появляется Санса с подмогой: она смогла победить свое прошлое, став властной и сильной. 

Экшн, история, ритм, режиссерская работа — все это способствовало созданию отличной сцены. Поражает не только масштабность, нехарактерная для телевизионного проекта, но еще и умение авторов сделать то, что всегда так хорошо выходило у Голливуда: рассказать историю при помощи действия.

Кадр из сериала «Игра престолов». Битва бастардовКадр из сериала «Игра престолов». Битва бастардов

В индустрии работает много умных людей — будь то студийные чиновники Marvel или режиссеры, превратившиеся в международных инвесторов, вроде Брэтта Рэтнера. Они понимают современные тенденции современных блокбастеров на международном рынке — пожалуй, самом важном аспекте киноиндустрии на данный момент. Рэтнер прав, говоря, что люди не понимают мотивы студии, снявшей «Бэтмена против Супермена» — фильма, разгромленного критиками и разочаровавшего своими достижениями в домашнем прокате, но показавшего впечатляющие результаты по всему миру. Помимо общего качества, существует множество других факторов, которые определяют успешность фильма. 

Тем не менее мы знаем, что такое плохой фильм. И если бразды правления возьмет хороший жанровый режиссер, зрители — и критики на RottenTomatoes в том числе — это заметят.

Источник: indiewire.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *