Кадр из фильма «Продолжение»
Режиссер Алексей Камынин и оператор Никита Корнев на съемках фильма «Продолжение»
Весь этот проект возник так: я участвовал этим летом в конкурсе Минкульта с другим сценарием, но еще до его окончания стало ясно, что шансов на господдержку практически нет. И тогда мы с Никитой решили не терять целое лето и во что бы то ни стало снять другое кино: нам сильно хотелось снимать, да и просто доказать себе, что настоящее кино ни от чего не зависит. Через месяц после возникновения этой идеи я в соавторстве с Егором Никитиным написал сценарий, после чего съемочная группа из восьми человек на месяц поселилась у меня на даче — там мы и сняли фильм (не считая коротких досъемок зимой).
Кадр из фильма «Продолжение»
Никита Корнев: Изначально мы думали во многом полагаться на съемку с рельсов, но это оказалось для нас невозможным по бюджетным и техническим причинам. Стедикамы и прочие инструменты стабилизации мы не рассматривали изначально из-за совершенно неподходящего истории характера изображения. В итоге, после долгих обсуждений визуального решения, мы решили снимать весь фильм только с неподвижного штатива. Я очень обрадовался интересному вызову — передать динамику только с него.
Мы сделали упор на нестандартный монтаж и интересное мизансценирование в однокадровых сценах, когда на протяжении длинных панорам менялись крупности и композиционные отношения элементов в кадре. Это техническое ограничение заставило нас выстроить настоящий свод правил киноязыка этого фильма, и в итоге — создать оригинальное и цельное изобразительное решение.
На съемках фильма «Продолжение»
Одним из этих правил, был, например, отказ от традиционных «восьмерок» — мы решили фантазировать и разводить сцены более тонко. У нас была задача, чтобы ни один кадр не был «проходным», и нес художественный заряд либо сам по себе, либо вкупе с соседними кадрами сцены. И все это с таким комплектом: камера Blackmagic Cinema Camera 2.5k, четыре простеньких фотообъектива (24, 35, 50 и 100 мм), не самый надежный штатив Manfrotto, три маленьких LED-панели, три дедолайта, чайнаболы и один ARRI 650Вт, который разбил режиссер (случайно). Основным светом выступали либо чайнаболы с лампами 500Вт, либо солнце.
Вот несколько подходов к съемке, показательных для нашего фильма.
Кадры из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: В этой сцене герои впервые за долгое время общаются друг с другом тепло, но все резко кончается ссорой — герой дает понять, что подозревает жену в измене. Мне хотелось, чтобы это внешнее благополучие вызывало у зрителя ощущение тошноты, предвещающей развязку сцены. Но только на бессознательном уровне. Мне нужна была «психологическая» динамика камеры, а не физическая. Поэтому мы придумали такой способ съемки, при котором эти двое идут с ведрами за водой, но камера снимает путь каждого из них «по кусочку», с бесконечной панорамой по ходу их движения.
Никита Корнев: Оказалось, что штатив и динамичная сцена — не такие уж несовместимые вещи, если есть интересная художественная задача. Вначале я разбил всю проходку героев на девять отрезков, и затем панорамировал за каждым из них по отдельности на каждом отрезке, используя длиннофокусный объектив Калейнар 100мм. На монтаже, в быстром ритме соединяя эти короткие панорамы с идущими героями, нам удалось создать в прямом смысле головокружительную для зрителя сцену, которая очень хорошо работает на драматургию фильма, так как персонажи, визуально ускоряясь в кадре, все дальше и дальше уходят от понимания друг друга.
Кадр из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: Герой ищет пропавшего отца, а местные жители хоть и помогают ему, но ведут себя довольно странно. Он попадает в какую-то сонную и будто бы заговорщическую сеть, ощущение которой нам хотелось передать визуально в тех сценах, где герой прочесывает местность вместе с соседями, которых на самом деле подозревает в убийстве отца. Вот, например, невинная, если судить только по репликам, проходка двух человек по лесу. Ее мы сняли одним кадром так, будто эти двое идут все время прямо, вглубь чащи, но зрителю должно казаться, будто они плывут в какой-то мертвой невесомости.
Никита Корнев: Иллюзии долгого прямолинейного движения через чащу мы добивались с помощью длиннофокусной оптики, множества деревьев, создающих ощущение движения по переднему плану, и круговой панорамы — герои прошли вокруг камеры по траектории в 360 градусов, что совершенно незаметно на экране. Кажется, что они все бредут и бредут прямо через лес, только почему-то не удаляются. Единственное, что я попросил их сделать — по ходу движения чуть-чуть увеличивать радиус круга. В итоге те, кто смотрел фильм и знал про наше ограничение со штативом, говорили: «Ага, вы все-таки использовали рельсы!».
Кадр из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: Ещё одно большое ограничение, которое мы пытались преодолеть — это отсутствие мощного света для съемок на натуре, где он был необходим. Приведем два примера: ночной и дневной.
Несколько ключевых сцен фильма происходят ночью. Они очень высокие по драматическому накалу сами по себе, поэтому для Никиты у меня была одна, сложная в наших безбюджетных условиях задача: сделать ночь максимально правдоподобной, глухой и страшной, но при этом в каждом кадре зритель должен был хорошо видеть именно то, на что делался акцент: глаза, предметы, изгибы ландшафта.
На съемках фильма «Продолжение»
Никита Корнев: Ночные сцены мы снимали с помощью одной LED-панели Yongnuo LD-600 и двух совсем слабых LED-светильников. У нас не было возможности использовать генератор — пришлось пользоваться тем, что было. Считается, что камера BMCC 2.5K очень сильно шумит при недостаточной экспозиции и непригодна для такого рода съемок. Достаточного уровня проработки необходимых деталей в ночных кадрах мы добились благодаря пересвечиванию картинки в камере и «запечатыванию» на посте, а также светосильной оптике — в этой сцене в основном использовался объектив Samyang 50mm f1.4.
Иллюзии глубокого пространства леса мы добились помещением одного из маленьких светильников на дальний план. Если идти от правды жизни, то в лесу ночью не видно абсолютно ничего, как в комнате без окон, но психологическая правда изображения другая. На мой взгляд, честнее всего в этой сцене смотрелся верхний точечный свет: в этом нам помог high-roller, с помощью которого удавалось равномерно осветить довольно большую поверхность.
Кадр из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: Второй пример — локация заброшенного дома, окруженного со всех сторон деревьями с густой листвой. В этом длинном кадре мы встречаем героев на солнечной улице, а потом провожаем внутрь дома, где все окна «горят», а внутри темно и солнца жутко не хватает. Там же начинается чистейший по атмосфере монолог героини, и нам было нужно, чтобы герои привнесли в заброшенный дом ту же светлую атмосферу, в которой находились на улице, под летним солнышком.
Никита Корнев: Решили ситуацию мы с помощью зеркала, которое установили на ближайшем освещенном солнцем месте, 20-30 метрах от дома. Зеркалом мы «доставили» солнечный свет до интерьера, а внутри установили пару отражателей, которые и использовали для подсветки актеров. В идеале я бы хотел иметь несколько таких больших зеркал в комплекте, но и с одним мы вышли на рабочий уровень экспозиции.
Кадр из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: В этой длинной однокадровой сцене, где камера не двигается, герой рассказывает жене, с которой накануне поссорился, за что так ненавидит отца. Она сочувствует ему, прощает прошлые обиды, и в финале они на короткое время примиряются. Но мне хотелось на уровне ощущений подчеркнуть пропасть между ними — слишком поздно мириться, ничего не спасти. И поэтому, когда жена выключает на кухне свет и садится на другой конец кадра, между героями едва заметно для зрителя постепенно должна нарастать полная тьма.
Никита Корнев: Часто важным бывает не добавить источник света, а ограничить угол распространения того, что уже работает. Когда мы добились очень четкого разделения работы света по зонам «задняя часть кухни» / «у героев за столом» (это не очень удобно делать, когда основные источники света — чайнаболы), я уверил Лешу, что именно плавное погружение в полную тьму мы без проблем сделаем на посте. Надеюсь…
Кадр из фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: Ещё один урок, который мы извлекли, — надо дружить с погодой и подстраиваться под нее. Когда дождя не было, а он был нужен, мы быстро переориентировались и снимали другие сцены, даже если не очень к ним были готовы — полагались на удачу, и порой — не напрасно. Нам по-настоящему повезло с кадром со стогами сена. Здесь герой все пытается как-то найти общий язык с героиней, но мне хотелось, чтобы ему это не удавалось чисто визуально, а не сюжетно.
Никита Корнев: Длиннофокусной оптикой мы «скомпрессировали» пространство, и когда герой идет к девушке во время разговора, он словно очень долго шагает на месте, совершенно не приближаясь к ней, хотя кажется, будто они совсем рядом. Отсняв больше десятка дублей на прекрасном закате и уже сложив аппаратуру, мы увидели волшебный туман, который появился на поле. Было сильно лень снова тащиться на сырое поле и заново ставить технику, но мы сделали это, и сама природа нас вознаградила: в этом кадре, длящемся две минуты, в начале сцены туман виден где-то на фоне, вдалеке, а уже к его концу — заволакивает все. И это волшебство подарила нам не дым-машина: хотя у нас и была простенькая модель, но мы ее использовали в основном для смягчения картинки в интерьере.
На съемках фильма «Продолжение»
Алексей Камынин: Все ограничения, бюджетные и технические, мы старались использовать исключительно для разжигания собственной фантазии. Я верю, что в итоге у нас получилось настоящее авторское кино. А даже если получилось не во всем — ничего страшного, на съемках «Продолжения» мы прошли огромную школу, а значит в следующий раз получится в десять раз лучше.