Давайте условно поделим модели на пейзажи и транспорт, потому что у каждой из этих разновидностей есть свои особенности. В рамках данной статьи сфокусируем внимание на пейзажах, которые, в свою очередь, бывают индустриальные и естественные.
Подготовка ландшафта для фильма «Звездные войны»
Для чего же используются макеты индустриальных построек?
- Для съемки общих планов существующих локаций, чтобы показать, где разворачиваются те или иные события. Видимо, сделать макет иной раз дешевле, чем нанимать вертолет и снимать локацию для общего плана сверху.
- Для съемки общих планов несуществующих локаций с той же целью. В данном случае снять нужное место просто невозможно, ведь речь идет об утраченных исторических или фантастических пейзажах.
- Для съемки сцен разрушений, взрывов, наводнений и других катастроф. Производить разрушение построек в миниатюре не только дешевле, но и безопаснее. Кроме того, миниатюра лучше поддается управлению.
В 1898 году Смит и Блэктон сделали «Битву в Сантьяго-бэй», фрагмент американо-кубинской войны в заливе. Здесь впервые применили фотовырезки: модели кораблей в миниатюрном озере вырезали из фотографий и клеили к деревянным основам. Плавали они в озере, созданном из картинной рамы и брезента. Взрывы создавали с помощью пороховых зарядов, приклеенных сзади фотографий, а дым — выдувая за кадром дым от сигары.
Студия Vitagraph, 1914
В следующем году Vitagraph выпустила «Пожар в Виндзорском отеле», который пользовался огромной популярностью. Крошечные резиновые фигурки выпрыгивали из горящего картонного здания, игрушечные пушки исполняли роль пожарных брандспойтов, а миниатюрную локацию воссоздали по фотографиям, снятым после пожара, — туда попали даже уличные фонари.
В 1906 году студия Biograph «по горячим следам» сняла, наверное, первый в истории фильм-катастрофу — «Катастрофа Сан-Франциско». В его основе лежали реальные события — сильнейшее землетрясение в Сан-Франциско 1906 года. В картину включили реальные виды города до и после землетрясения, но сама катастрофа создавалась в павильоне с помощью… обувных коробок в роли домов.
С тех пор городские разрушения снимают только на макетах, которые приходят на помощь кинематографистам при создании военных и фантастических картин, антиутопий и исторических лент.
Но как заставить макет выглядеть реалистичным большим городом, на что следует обратить внимание в первую очередь? Здесь важны следующие пункты:
- ракурс съемки;
- движение камеры;
- скорость съемки;
- глубина резкости;
- атмосфера;
- освещение.
Ракурс съемки
На фотографии ниже — съемки макета города для фильма «Супермен 2». Слева внизу стоит камера, она снимает с уровня глаз миниатюрного пешехода. Для чего это сделано? Посмотрите фильм, и вам станет понятно!
Движение камеры
Сегодня камеру можно повесить даже на дрон. Однако она будет следовать, например, за летящим реактивным самолетом и преодолевать сотни километров в минуту. Поэтому, если вы добиваетесь от макетной съемки убедительности, не стоит позволять камере делать такие движения, каких бы она не могла сделать в реальности на подобном расстоянии. Иначе зритель поймет, что вы снимали макет или что этот кадр полностью сделан на компьютере.
Сегодня даже VFX-художники часто говорят: «Мы добивались убедительности, поэтому не давали виртуальной камере делать то, что не могла бы сделать реальная». Иногда кинематографисты отказываются от этого правила ради вау-эффекта. Но злоупотреблять этим не стоит — это может вырвать зрителя из истории.
К примеру, виртуальная камера в фильме «Перл-Харбор» Майкла Бэя создает вау-эффект, но выдает себя, делая невозможные в реальной жизни движения. Так мы понимаем, что перед нами — полностью цифровая модель битвы.
Скорость съемки
Здесь D —это длина оригинала, d — длина его модели, а 24 — это скорость съемки оригинала в обычном режиме. Если, скажем, длина большого объекта составляет 10 метров, а длина его миниатюры — всего 1, то снимать такую модель нужно со скоростью 76 кадров в секунду. Обратите внимание, это нормальная скорость съемки. Но если вам нужно «слоу-мо», то и умножить вы уже будете не на 24 кадра, а на то, сколько кадров вам бы понадобилось, чтобы снять большой оригинальный объект замедленно.
И еще: зачастую экономичнее строить большую модель. Маленькая постройка потребует дорогой камеры, способной снимать с большой скоростью. Проще потратить деньги на модель покрупнее. Ее, помимо прочего, проще фактурить, снабжать деталями, да и вообще снимать.
Глубина резкости
Оцените размер миниатюры города для фильма «Бэтмен возвращается»
Большие объекты мы видим резко целиком. Так же резко мы видим и то, что находится за и перед ними. Именно этого и следует добиваться от макетной съемки, чтобы результат не выглядел макетом. Для подобного эффекта обычно весьма существенно закрывают диафрагму камеры. Тем не менее это может привести к нехватке освещения. Поэтому модели снимают покадрово, что позволяет удлинять выдержку, но совершенно не подходит для съемки экшн-сцен или съемки с применением огня, воды и дыма — объектов, не поддающихся приказам. Если у вас запланирован экшн на миниатюрах, приготовьтесь к тому, что вам понадобится дополнительное освещение.
Создание атмосферы
Например, в «Бегущем по лезвию» миниатюра «адского пейзажа», как в шутку называли ее сами спецэффектники, располагалась на столе длиной 5 метров и шириной 1,5 метра у камеры и 7,5 метров на заднем плане. Высота самых высоких башен была не более полуметра, а на заднем плане стояли плоские медные пластины, на которых кислотой вытравили тонкий рисунок труб и других индустриальных конструкций. Кинематографистам нужно было визуально раздвинуть пространство всего пейзажа на сотни и тысячи метров. Стол стоял в герметично закрытом павильоне, потому что вся эта миниатюра утопала в дыму. Съемку вели покадрово. Любое движение искусственной атмосферы вызывало бы неестественное моргание дыма в кадре, поэтому Даглас Трамбулл придумал поставить в комнату детекторы, которые срабатывали при уменьшении плотности дыма в помещении и автоматически включали дымомашину. А вентиляторы разгоняли этот дым, делая его равномерным на всем пространстве крошечного павильона.
Освещение
Особые сложности вызывают вода и огонь, поскольку эти среды не масштабируются. Поэтому, использовать модель с ними, ее нужно построить в максимально возможном размере.