Правило № 1. Зрительному образу необходим контекст
Кадр из фильма «Зеркало» (1974) / Фото: Мосфильм
Вне контекста самый законченный, самый совершенный зрительный образ тускнеет, теряется. Даже самый гениальный сценарист, режиссер и драматург не может в первые десять минут своего произведения сразить зрителя наповал сложным зрительным образом, это работа деталей. В самом начале вашей истории аудитория еще не знакома с правилами вашей игры и не готова к сложной информации. Сложную, сублимированную информацию мы выдаем в третьем акте. Чем больше контекста, тем большее впечатление произведет созданный зрительный образ.
Правило № 2. Чем меньше контекста, тем проще должен быть зрительный образ
Если уж художник ставит перед собой задачу вовлечь зрителя как можно быстрее — простой зрительный образ может оказать отличную службу и даже стать визитной карточкой произведения. Простой зрительный образ может состоять всего лишь из одного кадра и вызвать мгновенный интерес у зрителей.
Кадр из фильма «Синий бархат» (1986) / Фото: De Laurentiis Entertainment Group
Правило № 3. Зрительный образ без эмоциональной вовлеченности работать не будет
Лучше всего зрительный образ работает под занавес второго акта. Вы продемонстрировали жанр своего произведения, познакомили с главным героем, создали убедительную историю с конфликтом — вот тогда и будет работать более сложный зрительный образ. До тех пор эффективнее деталь-система.
Вспомним «Готику» Матьё Кассовитца. Без продуманной работы режиссера фильм мог бы стать средним мистическим триллером, который забудут, несмотря на отличный актерский ансамбль.
Режиссер начинает фильм с очень конфликтного и, безусловно, выигрышного диалога между доктором Мирандой Грей и ее пациенткой Хлоей. Откровения пациентки производят на Миранду очень неприятное впечатление: она понимает, что Хлоя не идет на поправку. Миранда идет к мужу, Дугласу Грею, директору психиатрической клиники для преступников, которых суд признал невменяемыми, чтобы посоветоваться относительно дальнейшего лечения.
Кадр из фильма «Готика» (2003) / Фото: Warner Bros.
Дуглас Грей объясняет Миранде разницу между тем, как видит мир человек с нормальной психикой, и тем, как видит мир психически нездоровый человек. Он подводит ее подойти к зеркалу.
Кадр из фильма «Готика» (2003) / Фото: Warner Bros.
И просит Миранду выплеснуть на него стакан воды.
Кадр из фильма «Готика» (2003) / Фото: Warner Bros.
Дуглас Грей: Реальность выглядит для нее (для пациентки Хлои) такой.
Цит. х/ф «Готика» (2003)
Что мешало режиссеру сразу же начать с данной сцены? Она эффектна, образ вполне понятен. Миранда могла бы просто подойти к мужу и сказать: «Не знаю, что делать с пациенткой Хлоей, она безнадежна».
А далее бы следовала сцена с зеркалом. История ничего бы не потеряла. Но какое впечатление осталось бы у зрителя? Миранда обсуждает с мужем лечение виртуальной пациентки, зрителю все равно, эмоциональной вовлеченности нет.
Правило № 4. Сложный и продуманный образ можно трактовать по-разному
Пилотная серия «Ходячих мертвецов». Помощник шерифа Рик Граймс получил ранение в перестрелке и попал в больницу. Его друг и коллега Шейн Уолш приносит Рику цветы в нелепой вазе.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
Ваза с цветами становиться точкой невозврата для главного героя. Рик Граймс наконец приходит в себя, цветы в вазе давно засохли.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
Лепестки опали. Увядшие растения напоминают цветы на могиле после похорон.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
В больнице ни единой живой души. Рик покидает палату.
Пилотная серия «Ходячих мертвецов» интересна структурой повествования. Рик Граймс, очнувшись после тяжелого ранения в совершенно пустой больнице, видит, что центральный выход заблокирован, и выбирается из больницы босиком по запасной лестнице.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
Вот вам и зрительный образ снисхождение босого человека по заброшенной лестнице в Ад или Чистилище.
И этот спуск отнюдь не так однозначен, как может показаться неискушенному зрителю.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
Первый выпуск комикса «Ходячие мертвецы» появился в 2003 году. Первый сезон одноименного сериала появился семь лет спустя, и даже тогда продюсеры сомневались, что проект будет пользоваться популярностью. Полноценный сериал про зомби до сих пор еще никто не делал. Реакция зрителей могла быть неоднозначной или же вовсе отрицательной.
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы» / Фото: AMC Studios
В случае неудачи сценаристы могли бы быстро свернуть сериал: Рик в конце небольшого путешествия по виртуальному миру, полному ходячих мертвецов, приходит в себя в палате с живыми цветами и возвращается к своей привычной жизни. Быстрый и вполне логичный конец для истории про «Ходячих мертвецов».
А значит, сцену пробуждения Рика Граймса в «новом» мире можно трактовать по-разному.
— Простая трактовка, линейная история. Рик очнулся в реальном мире, полном кровожадных зомби.
— Он так и не очнулся, и его разум порождает все новых и новых чудовищ
— Он умер и снисходит по лестнице в ад.
Причем спустя время, в седьмом сезоне, Рик Граймс, в очередной раз находясь в критическом состоянии, снова видит эту вазу.
Она становится границей между нормальной жизнью и кошмаром. Ваза с цветами и ступени в больнице — зрительные образы, которые работают через семь лет после выхода пилотной серии.
Правило № 5. Образ может развиваться в три акта, образуя историю в истории, создавая исключительный зрительный ряд
Снова вспоминаем «Терминатора» Джеймса Кэмерона. Кайл Риз видит сон о своем прошлом: он смотрит на фотографию Сары Коннор и черпает силы для дальнейшей борьбы с машинами.
Сцена из фильма «Терминатор» (1984)
На лагерь беженцев нападает Терминатор, и помятая фотография Сары Коннор сгорает в огне. Образ производит впечатление, и на этом его развитие можно было бы остановить.
Но в финале режиссер дает нам окончание истории с фотографией. Сара Коннор, уже беременная Джоном, останавливается на забытой Богом заправке в Мексике. Она наговаривает на диктофон все, что хотела сказать еще не рожденному сыну.
Кадр из фильма «Терминатор» (1984) / Фото: Orion Pictures
Мальчик у заправки уговаривает ее сделать полароидный снимок на память.
Кадр из фильма «Терминатор» (1984) / Фото: Orion Pictures
Когда снимок проявляется, Сара видит перед собой фотографию той самой женщины, которой так восхищался Кайл Риз. Той женщины, которой готова стать вчерашняя официантка из закусочной.
Кадр из фильма «Терминатор» (1984) / Фото: Orion Pictures
Вот оно, развитие зрительного образа в трех актах. Это единая нить повествования, которая связывает историю, словно бусы. Этот прием особенно эффективно звучит в сериалах, где один зрительный образ может развиваться на протяжении нескольких сезонов.
Кадр из фильма «Терминатор» (1984) / Фото: Orion Pictures
Фотография Сары Коннор — ключевой зрительный образ франшизы, знамя Сопротивления Скайнету.
Правило № 6. Убедительный зрительный образ может спасти проект
Простой зрительный образ в конце фильма «Сбежавшая невеста» спасает совершенно сырой фильм, снятый по эклектичному сценарию. Невооруженным взглядом видно, в какой спешке создатели «лепили» эту картину, надеясь сорвать куш на волне успеха «Красотки». Сценаристы временами теряли связь с жанром, что по меркам Голливуда — смертный грех номер один.
Кадр из фильма «Сбежавшая невеста» (1999) / Фото: Paramount Pictures
Действительно, «Сбежавшую невесту» ждал кассовый успех. Но сценарий, несмотря на отличный актерский ансамбль, помешал фильму стать самостоятельным фильмом.Тем не менее именно зрительный образ стал спасательным жилетом для Гэрри Маршалла, режиссера с мировым именем.
Итак, героиня Джулии Робертс вот-вот снова пустится в бега, а тем временем гости в церкви гадают, состоится ли ее четвертая по счету свадьба.
«Со стороны невесты здесь присутствует весь город Хэйл… …И многие из Нью-Йорка со стороны жениха».
Сцена из фильма «Сбежавшая невеста» (1999)
Гости со стороны жениха прибыли из Нью-Йорка. Они все в черном, на лицах ни тени улыбки. Родные и близкие невесты — в цветном. Они взволнованны предстоящей свадьбой, надеются, что героиня, наконец, нашла того самого, ради которого можно дойти до алтаря. Несколько кадров, небольшой комментарий — и ненавязчивый зрительный образ создан.
Превосходный комедийный штрих, необходимый, чтобы вернуть историю в непринужденный жанр комедии, несмотря на то, что до того фильм с неуместным анализом серьезных проблем с психикой главной героини все больше смахивал на психологическую драму с элементами триллера в духе «Окончательного анализа».
Обидно, потому что из-за такой спешки погиб незаурядный сюжет. Потенциал истории «Сбежавшей невесты» куда больше, чем у фильмов «Ноттинг Хилл» или «Простые сложности», которые как раз и отличаются проработанными сценариями.
Обложка: кадр из фильма «Готика» (2003) / Warner Bros.