Придумываем историю: первый урок по созданию мультфильма

Всем привет! Меня зовут Миша Сафронов, я из Петербурга. Я пришел в анимацию, потому что мной завладела идея делать свое кино. Я услышал от коллег, что есть специальная программа и анимационное кино можно сделать самому в одиночку. Оказалось, что это правда.

Создание анимации в программе FLASH / Фото: скриншот
Создание анимации в программе FLASH / Фото: скриншот

Для создания мультфильма формально есть только одно необходимое условие — нужна анимация, ожившая картинка. Изображение может ожить без какой-либо подготовки. Можно увлечься созданием анимации в программе FLASH, испытать восторг демиурга, просидеть всю ночь и сделать мультфильм. Но наутро восторг проходит, и появляется более трезвый взгляд на свою работу. Возникает желание что-то улучшить или поменять, прежде чем показать фильм друзьям. И вообще фильм ли это? Закрадываются сомнения, возникает куча вопросов к материалу. Становится понятно, что для хорошего результата нужна подготовка, нужен продуманный план, тем более что анимация — вещь очень затратная, для ее создания требуется много сил, времени, а часто еще и денег.
 

Придумываем историю

Фильм обязательно должен начинаться с задумки, с написания сценария. Сценарий уже должен отвечать на многие вопросы про будущий фильм: про что история? В чем художественная задумка? Как сделать так, чтобы задумка сработала?

Поскольку речь идет не просто про историю, а про историю в мультфильме, то ваша задумка должна обязательно опираться на изображение.
 

Анимационное кино — это игра с изображением и воображением. Если такой задумки в вашем фильме (истории) нет, то нет смысла использовать анимацию — можно снять художественное или документальное кино.

А в мультфильме могут быть превращения, чудеса, преодоление притяжения, нарушения законов физики и так далее. В кино вам непросто снять живого динозавра, а в мультфильме проще простого. Он даже разговаривать сможет.

Но если вы не придумали, как играть с изображением, то не стоит затевать фильм, анимационное кино — это в первую очередь визуальный аттракцион, за это мы его и любим.

Историю питона бессмысленно рассказывать в кино, а в анимации такой герой органичен. Кадр из мультфильма «Питон и сторож» (2015) / Фото: «Союзмультфильм»
Историю питона бессмысленно рассказывать в кино, а в анимации такой герой органичен. Кадр из мультфильма «Питон и сторож» (2015) / Фото: «Союзмультфильм»

Чтобы написать сценарий, нужно придумать историю. Она должна быть очень короткая, иначе вам ее просто не воплотить в одиночку. На свете есть куча шикарных коротких мультфильмов. Предположение, что «чем фильм длиннее, тем лучше» — полная чушь. Ровно наоборот, именно у короткого мультфильма больше шансов пленить зрителя. Лучше сделать фильм на минуту, чем задумать десятиминутный фильм и не доделать.

Любая история держится на герое. Именно он — центр любой истории. Если зритель сможет полюбить, прикипеть сердцем к вашему герою, то он сможет испытать эмоциональное впечатление от фильма, а именно это и есть цель — заставить зрителя удивиться, улыбнуться, испугаться, всплакнуть. Никто не хочет делать поучительное кино, и никто не хочет смотреть поучительное кино. Все хотят получить от кино впечатление, а впечатление это эмоции.

Страх выглядит как симпатичный чудик с ручками и ножками. Кадр из мультфильма «Страхи»(2015) / Фото: Vancouver Film School
Страх выглядит как симпатичный чудик с ручками и ножками. Кадр из мультфильма «Страхи» (2015) / Фото: Vancouver Film School
 

Придумайте необычного интересного героя, но не усложняйте его образ, не пытайтесь делать заумное серьезное кино. Сила в простоте и юморе, а не в пафосе.

Любая история с вашим героем будет про изменения. Если ничего не меняется, то и истории нет. Когда что-то меняется, это называется событие. Событие — главный элемент драматургии, который как раз и демонстрирует зрителю, что произошло изменение, на которое придется как-то реагировать.

Свинка Софи может летать на крыльях, но решает отказаться от них — это событие. Кадр из мультфильма «Без крыльев»(2014) / Фото: Анимационная студия «Да»  
Свинка Софи может летать на крыльях, но решает отказаться от них — это событие. Кадр из мультфильма «Без крыльев» (2014) / Фото: Анимационная студия «Да»
 

Пропала кошка, придется искать.
Выросли крылья, можно летать.

Первая часть истории называется экспозиция: она показывает героя до того, как произошло событие, которое изменит его жизнь.Событие, изменившее жизнь героя, называется завязка

Завязка и кульминация — это события. Экспозиция, перипетии и развязка —отрезки

Завязка и кульминация — это события. Экспозиция, перипетии и развязка — отрезки

Любое событие происходит мгновенно, но ему требуется подготовка.

Экспозиция — время до завязки, а завязка истории лишь мгновение. Потому что событие это новая информация и для героя, и для зрителя, а информацию мы считываем мгновенно.
 

Началась война — мгновение, и все поменялось.
«Я тебя не люблю» — мгновение, и все поменялось.

После произошедшего в завязке события жизнь героя (показанная в экспозиции) поменялась, и теперь герою надо как-то на это отреагировать. Он уже не может жить, как раньше, новые обстоятельства требуют от героя предпринять какие-то действия. Начинается «путь» героя, он пытается преодолеть возникшие препятствия.

Малыш встречает Карлсона — это завязка истории. Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»(1968) / Фото: «Союзмультфильм»
Малыш встречает Карлсона — это завязка истории. Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968) / Фото: «Союзмультфильм»

Зритель начинает переживать за героя — получится ли у него? Ответ на этот вопрос заложен в главном событии истории — в кульминации. Это наиболее «переживательный» миг истории. Например, в любом анекдоте это момент, когда должен раздаться смех. Вся история это лишь подготовка к кульминационному событию. Отрезок времени после завязки и до кульминации названием перипетии. 

Муравьишка летит вниз на гусенице — кульминация истории. Кадр из мультфильма «Путешествие муравья» (1983) / Фото: «Союзмультфильм»
Муравьишка летит вниз на гусенице — кульминация истории. Кадр из мультфильма «Путешествие муравья» (1983) / Фото: «Союзмультфильм»

После кульминации остается еще немного времени, чтобы рассказать, чем закончилась история, какие изменения произошли во внутреннем мире героя и в его жизненных обстоятельствах после событий, произошедших на наших глазах. Эта концовка истории называется развязкой.
 

 

В структуре любой истории у нас есть три продолжительных отрезка времени: 

  • экспозиция,
  • перипетии,
  • развязка. 

И два события-мгновения:

  • завязка,
  • кульминация.

Внутреннее изменение героя, приобретенный им опыт называется в драматургии и сценаристике арка героя.
 

 

Автору всегда следует проверять себя — какие изменение произошли внутри героя в связи с тем, что произошло снаружи.

Итак, сценарии начинаются не с того, что вы садитесь и пишете, а с того, что садитесь и придумываете структуру истории, ее скелет, который позже должен обрасти описаниями и диалогами. Но сначала придумайте интересного героя и придумайте два события (завязку и кульминацию), которые произойдут в его жизни.
 

Мультфильм «Пык-пык-пык» (2014)

Прекрасный пример драматургии в мультфильме Димы Высоцкого «Пык-пык-пык» (2014). Главные герои этого фильма — муравьи и птица. Их привычная жизнь (экспозиция) нарушается появлением общего врага-дровосека (завязка). Это заставляет муравьев и птицу объединиться (перипетии) и сразиться (кульминация) с врагом. После чего их отношения между собой меняются (развязка) — муравьи и птица уже не ссорятся как в начале, а дружат (арка героя).

Когда у вашей истории возникает такая продуманная структура, вам надо написать сценарий.
 

Передаем эмоции

Сценарий принципиально отличается от литературы тем, что в сценарии мы можем описывать лишь то, что происходит на экране и что мы слышим. В литературе органично и легко возникает внутренний монолог героя или описание того, что герой чувствует, на что надеется, чего боится.

На экране (как и в театре) герой не может рассказывать зрителю свои переживания или мысли — это будет нелепо и беспомощно. Поэтому основная задача создания истории для экрана — придумать каким образом выразить внутренний мир героя через его внешние проявления. Например, когда герой зевает, зритель понимает, что герой хочет спать или ему скучно. Его внутренний мир выражается через внешнее действие, и зритель понимает, что сейчас происходит внутри героя. А как выразить, что герой сомневается или растерян? Это уже намного сложнее.
 

Анимационный фильм — это в первую очередь изображение, поэтому герои должны меньше говорить и больше действовать. Через их даже самые небольшие действия, например, жесты, необходимо раскрывать их внутреннее состояние, чувства и мысли.

 

Оформляем сценарий

При написании сценария продумывайте действия героев, описывайте их — это в сценарии называется описание. При появлении диалогов, отбивайте их от описания новым абзацем. Если действие происходит одновременно с диалогом, вставляйте описание действия прямо в прямую речь героев, это называется ремарка.

Не используется прошедшее и будущее время. В форме сценарной записи существует только одно время — здесь и сейчас. Когда у вас меняется место действия или проходит время, у вас всегда появляется новый эпизод.

Требования по оформлению сценария: диалог отделяется новым абзацем, шрифт Courier New, кегль 12
Требования по оформлению сценария: диалог отделяется новым абзацем, шрифт Courier New, кегль 12

В сценарии эпизоды имеют последовательные номера и начинаются с вводной информации — место действия, в помещении ИНТ. (сокращение от интерьер) или вне помещения НАТ. (натура). Например, «НАТ. ПОЛЯНКА В ЛЕСУ». Потом указывается время дня — Ночь, Раннее утро и т.д. Можно найти пример стандартного оформления сценария, изучить, какой используется шрифт и кегль, какое форматирование. Это важно, если вы собираетесь заниматься этим профессионально, но если сценарий нужен только вам для личного пользования, то можете писать его в удобной вам форме.

Найдите простой короткий мультфильм, который вам нравится. Проанализируйте его сильные стороны — почему вам нравится именно этот мультфильм. Это будет ваш референс, ориентир вашего вкуса. Постарайтесь при написании сценария использовать те же сильные стороны, что и в референсе.

Задумывая свой новый фильм, я вспоминаю о том, какое кино люблю сам. Кадр из мультфильма «Веселый Роджер» (1999) / Фото: Astley Baker/Silver Bird Production
Задумывая свой новый фильм, я вспоминаю о том, какое кино люблю сам. Кадр из мультфильма «Веселый Роджер» (1999) / Фото: Astley Baker/Silver Bird Production
 
Не пытайтесь сделать грандиозную работу. Нацельтесь на два самых важных свойства любого хорошего мультфильма — он должен быть понятным и интересным. Эти две задачи не такие простые, как может показаться. Даже многие опытные и именитые авторы зачастую не могут с ними справиться.

Ваши персонажи должны быть обаятельными. Постарайтесь избежать диалогов, опирайтесь на действие. Когда ваш сценарий как драматургическая схема готов, можно переходить к более детальной разработке персонажей. Это повлечет за собой изменения в сценарии, но это не плохо — пока фильм не закончен, все этапы подготовки могут и должны претерпевать изменения.
 

Итоги

Подведем итоги. Что у вас должно появиться в начале пути.

  1. Задумка фильма, которая будет опираться на визуальные возможности анимационного кино.
  2. Центр любой истории — герой. Он должен быть обаятельным.
  3. У героя должна быть продумана жизнь до события-завязки. Это будет экспозиция.
  4. С героем должно произойти событие-завязка, которое принципиально меняет жизнь героя.
  5. Герой должен отреагировать на это событие, придумать план, как все исправить.
  6. Вам надо придумать главное событие — кульминацию. Это самое эмоциональное мгновение в истории, вся история до этого лишь подготовка к этому моменту. Именно здесь зритель должен больше всего переживать за героя.
  7. После кульминации в развязке необходимо показать, как герой изменился в связи с тем, что произошло в истории.
  8. По продуманной структуре напишите сценарий, не опираясь на прошедшее и будущее время, не рассказывая, что произошло с героем внутри, а выражая его внутреннее состояние через внешние действия.

До встречи на следующем уроке!
 

  Миша Сафронов

Сценарист и режиссер анимационного кино. В индустрии анимации с 2004 года, работал сценаристом, аниматором, художником, аниматикером, режиссером (студии «Мульт.ру», «Мельница», «Смешарики»). В 2008 году вместе с друзьями основал студию «Да» по созданию анимационных сериалов и авторских фильмов.
 

 

 


Обложка: художник-мультипликатор во время работы / Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *