Приемы: Четвертая стена

Что такое четвертая стена?

В широком смысле четвертая стена — это негласно признаваемая зрителем и исполнителями псевдореалистичность условного игрового действия. Четвертую стену, таким образом, можно считать неотъемлемым компонентом при восприятии едва ли не любого вида искусства с незапамятных времен. Ведь и театр, и литература всегда требовали от аудитории признания, хотя бы временного, действительности воспроизводимых ими событий. Сам термин «четвертая стена» был введен в XVII-XVIII веках драматургами Мольером и Дени Дидро. Так они обозначали в традиционном трехстенном театре воображаемую границу, отделяющую условный мир сцены от реальности. 
 
Что такое четвертая стена?
Попытки разрушения четвертой стены, предпринимавшиеся, чтобы размыть границу между зрителем и автором, действительностью и воображаемым, также делались издревле, — они были и в античном театре, и Шекспиром — но наиболее серьезно и системно к этому вопросу подошел Бертольд Брехт. Его «эпический театр» подчеркнуто условен, а взаимодействие актера и зрителя стало обычным делом, то есть разрушение четвертой стены превратилось в один из принципов постановки.

«Прибытие поезда» (Братья Люмьер, 1896)

Однако в том и состоит отличие театра от кино, что если в первом четвертая стена — условность, то во втором — факт. Реальность и кино отделены друг от друга абсолютно материальным экраном, а значит, и разрушить четвертую стену здесь сложнее. Точнее, это можно сделать лишь на символическом уровне. Тут на помощь приходит природное жизнеподобие кино — зритель склонен принимать события на экране за действительность в гораздо большей степени, чем в театре. Не случайно, что и самый первый пример слома четвертой стены в кино мы обнаруживаем уже в одном из первых фильмов — в «Прибытии поезда» братьев Люмьер. Благодаря созданному ощущению пространства и показанному движению в перспективе — поезд, появляясь издалека, проходит через весь экран на первый план и уходит за кадр — публика пугалась и бросалась врассыпную. Методы разрушения четвертой стены в кино с тех пор, конечно, изменились, да и зритель стал, мягко говоря, искушеннее. Рассмотрим основные разновидности приема и цели, которых авторы с его помощью добиваются.
 

Как разрушить четвертую стену в кино?

Обращение героя к зрителю

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда» (Эдвин Портер, 1903)Кадр из фильма «Большое ограбление поезда» (Эдвин Портер, 1903)

Самый распространенный способ. Впервые использовался в классическом вестерне Эдвина Портера «Большое ограбление поезда», в финале которого главарь банды направлял револьвер на камеру и несколько раз спускал курок, чем вызывал ужас в зале — зритель того времени воспринимал неожиданное действие героя как реальное нападение.

Кадр из фильма «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)Кадр из фильма «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)

Впрочем, чаще всего экранный персонаж обращается к аудитории не с действием, а со словом. Он может комментировать сюжет, вступать с публикой в диалог, сообщать дополнительную информацию, чаще всего о себе и других героях, обращать наше внимание на какие-то вещи, подчеркивая их важность, размышлять о смысле жизни или откалывать шуточки, чтобы оживить атмосферу. 

Кадры из фильмов «Фантазия» (1940), «Выходной день Ферриса Бьюллера» (Джон Хьюз, 1986), «Дэдпул» (Тим, Миллер, 2016) и «Карточный домик» (2013-...)Кадры из фильмов «Фантазия» (1940), «Выходной день Ферриса Бьюллера» (Джон Хьюз, 1986), «Дэдпул» (Тим, Миллер, 2016) и «Карточный домик» (2013-…)

Делать это может конферансье, не принимающий участия в истории, как в диснеевской «Фантазии» или в «Черной субботе», или активный герой сюжета, как в «Энни Холл», «Выходном дне Ферриса Бьюллера», «Бойцовском клубе», «Амели», «Поцелуе навылет», «Дэдпуле» или в «Карточном домике». Герои этих картин находятся в постоянном общении с аудиторией, что способствует вовлечению зрителя и установлению доверительных отношений с авторами — нам как бы говорят: «Мы такие же, как ты, у нас вот такие мысли и вот такие проблемы, знакомо, не правда ли?»
 

Взгляд на зрителя

Кадры из фильмов «Дорога» (Федерико Феллини, 1954), «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985), «400 ударов» (Франсуа Трюффо, 1959), «Выживший» (Алехандро Иньярриту, 2015)Кадры из фильмов «Дорога» (Федерико Феллини, 1954), «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985), «400 ударов» (Франсуа Трюффо, 1959), «Выживший» (Алехандро Иньярриту, 2015)

Иногда актер, обращаясь к зрителю, и вовсе обходится без слов и действий, а лишь устремляет к нам пронзительный взгляд. Такой способ разрушения четвертой стены стал расхожим штампом в «серьёзном» кино. Он часто используется в наиболее драматичных моментах, придавая действию особенно сильное эмоциональное звучание. Вспомним кульминационные сцены «Дороги» Феллини, «Иди и смотри» Климова, финальные кадры «400 ударов» Трюффо или недавнего «Выжившего» Иньярриту. Подобный зрительный контакт усиливает эффект сопричастности переживаниям героя в момент его эмоционального обнажения. 

Кадры из фильмов «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971) и «Забавные игры» (Михаэль Ханеке, 1997)Кадры из фильмов «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971) и «Забавные игры» (Михаэль Ханеке, 1997)

В зависимости от контекста тот же подход может восприниматься и иначе. Например, в «Заводном апельсине» Кубрика или «Забавных играх» Ханеке, где герои взглядом приглашают публику принять участие в довольно жутком действии. Особенно примечательны в этом плане «Забавные игры», фильм, исследующий границы между экранным и реальным насилием. В начале и конце один из маньяков подмигивает в камеру, намекая то ли на то, что зритель может стать следующей жертвой, то ли на то, что, наблюдая за проделками антигероев, аудитория становится не просто свидетельницей, а соучастницей преступлений. 

Кадр из фильма «Трудно быть Богом» (Алексей Герман, 2014)Кадр из фильма «Трудно быть Богом» (Алексей Герман, 2014)

Наконец, обращение к публике второстепенных персонажей придает игровому кино ощущение документалистики, при съемках которой в камеру часто заглядывают случайные прохожие. Таким методом работал Алексей Герман, в картинах которого частенько неожиданно появляются и так же исчезают эпизодические герои, которые то что-то бормочут в камеру, то смотрят прямо на зрителя, то тычут в него пальцами. С учетом умения Германа найти колоритных людей для таких случаев, эффект присутствия окрашивается в гротескные тона. 
 

Псевдоразрушение четвертой стены

Кадр из фильма «Мост искусств» (Эжен Грин, 2004)Кадр из фильма «Мост искусств» (Эжен Грин, 2004)

Разновидность слома четвертой стены, когда герой вроде бы тоже обращается в зал, но, как мы вскоре понимаем из контекста, он говорит не со зрителем, а с другим героем. Так авторы добиваются, с одной стороны, дезориентации аудитории, а с другой — помещают в пространство фильма, делая её своеобразной посредницей между общающимися персонажами. Принципиально и постоянно этот прием использует французский экспериментатор Эжен Грин.
 

Зрелищный эффект

Капитан Америка

Учитывая, как на заре кинематографа на публику воздействовали вышеупомянутые «Прибытие поезда» и «Большое ограбление», не удивительно, что разрушение четвертой стены стало распространенным инструментом боевиков и просто зрелищного кинематографа (вспомним «Аватар» Кэмерона или «Прогулку» Земекиса). Режиссеры любят что-нибудь запустить в сторону камеры – пули, оружие, обломки, обрушивают на нас здания, наезжают машинами и т.д. Прием стал особенно востребован с популяризацией 3D-технологий, позволяющих усилить эффект присутствия и, соответственно, сделать аудиторию более отзывчивой. Главное тут, пожалуй, неожиданность, чтобы зритель не успел вспомнить, что это всего лишь кино, и проявил естественную реакцию на вдруг свалившийся ему на голову предмет. 
 

Отказ от условности

Кадр из фильма «Отвращение» (Жан-Люк Годар, 1963)Кадр из фильма «Отвращение» (Жан-Люк Годар, 1963)

Ещё один способ разрушения четвертой стены связан с открытым выходом героев за пределы условного пространства. Проще всего это обозначить обращением героя к съемочной группе, когда в кадре неожиданно появляются камеры, микрофоны, режиссер в кресле и так далее. Такой подход с оттенком мизанабима (фильм в фильме) обычно используется для комического эффекта (фильмы Монти Пайтон) или для демонстрации рефлексии авторов по отношению к своему творчеству (фильмы Феллини и Годара). 
 


Особенно популярен прием в анимации, герои которой порой словно бы не желают мириться со своей нереальностью и всячески пробуют доказать, что они живые. На этом построен сюжет «Кто подставил кролика Роджера» Земекиса.  
 

Отказ от четвертой стены

Кадр из фильма «Ведьмы из Блэр» (Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес, 1999)Кадр из фильма «Ведьмы из Блэр» (Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес, 1999)

Вероятно, самый радикальный способ разрушения. В этом случае авторы делают вид, что стены просто не существует. Соответственно, условность не подразумевается, а действие выдается за реальное. Цель очевидна — убедить аудиторию в подлинности происходящего и тем самым усилить эмоциональное воздействие. Пионером такого подхода стало радио — знаменитая постановка «Войны миров» Орсоном Уэллом в 1938 году, стилизованная под репортаж о вторжении инопланетян и вызвавшая массовую панику в США. 

Кадр из фильма «Горько» (Жора Крыжовников, 2013)Кадр из фильма «Горько» (Жора Крыжовников, 2013)

В кино прием обрел популярность в 1990-2000-е годы в формате поджанра мокьюментари, названного «найденной пленкой». Тогда один за другим стали выходить фильмы, якобы снятые на любительские камеры обычными людьми, ставшими свидетелями необычных событий. Формат лучше всего сросся с хоррором («Ведьма из Блэр») и фантастикой («Монстро»). В России, что характерно, — с комедией («Горько!»).  
 

Субъективная камера


Сцена из фильма «Хардкор» (Илья Найшуллер, 2016)

Ещё один вариант отказа от четвертой стены — субъективная камера, когда зритель видит происходящее глазами одного из героев, тем самым становясь участником действия и отказываясь от дистанции между экранными событиями и реальностью. Прием имеет длинную историю и применялся во многих картинах разных режиссеров (от «Наполеона» до Doom и от Хичкока до Ардженто), однако в итоге его потенциал куда полнее раскрылся в компьютерных играх. Расширить возможности субъективной камеры в кино, вероятно, удастся благодаря появлению мобильных цифровых устройств. Насколько силен этот эффект, можно оценить на примере сериала «Моими глазами» или боевика «Хардкор», отечественных проектов, которые впервые в истории полностью отданы субъективной камере.
 

Интерактивное кино


Отрывок из фильма «Киноавтомат» (Радуз Чинчер, 1967)

Экспериментальный способ – буквальное вовлечение зрителя в экранное действие. Один из первых примеров интерактивного фильма — «Киноавтомат» 1967 года. Тогда публике во время сеанса несколько раз предлагалось с помощью специальных пультов проголосовать за выбор дальнейшего развития сюжета. Прием не получил большого распространения в кино, но, по сути, заложил основу компьютерных игр, где действие зависит от решений игрока.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *