История вопроса
Появление в кинообиходе термина «камео» связано с именем голливудского продюсера Майкла Тодда, усилиями которого на эпизодические роли в легендарной комедии «Вокруг света за 80 дней» (1956, реж. Майкл Андерсон, Джон Фэрроу) удалось заманить Фрэнка Синатру, Бастера Китона, Марлен Дитрих и еще 40 звезд мировой величины. Вероятно, назвать прием, работающий на увеличение зрительского внимания и кассового потенциала фильма, именно так Тодд решил по двум причинам. Во-первых, с английского cameo переводится как миниатюрный. Во-вторых, подобные микро-роли известных людей, как правило, не несут особой смысловой или сюжетной нагрузки, а являются, по сути, таким же украшением, как камеи – броши с рельефными портретами.
К слову, украшать кинокартины портретами знаменитостей (или своими собственными) режиссеры начали задолго до того, как прием получил официальное наименование. Так в «Саламандре» (1928) Григория Рошаля самого себя сыграл нарком просвещения Анатолий Луначарский, а братья Васильевы отметились в ролях белогвардейцев в своем хрестоматийном «Чапаеве» (1934).
Виды и подвиды
Режиссерское камео
Конечно, излюбленный прием законодателя кинематографической моды в чести и у других мастеров. Достаточно вспомнить многочисленные авто-камео Питера Джексона (человек с киноаппаратом в «Милых костях», бомж в «Небесных созданиях», пилот в «Кинг Конге»), Квентина Тарантино (мистер Браун в «Бешеных псах», Джимми Диммик в «Криминальном чтиве», владелец бара в «Доказательстве смерти») или единичное появление Дэвида Кроненберга в собственной «Мухе», где режиссер сыграл акушера-гинеколога из ночного кошмара героини Джины Дэвис.
Кстати, все упомянутые авторы неоднократно мелькали и в лентах коллег по цеху. В фильмографии Кроненберга порядка 20 камео у других режиссеров, а самое примечательное из них, пожалуй, роль инфернального киллера с заледеневшего озера в черной комедии Гаса Ван Сента «Умереть во имя». Тарантино снимался почти во всех фильмах своего товарища Роберта Родригеса, а Джексон сыграл «недоброго Санту» в «Типа крутых легавых» Эдгара Райта.
Актерское камео
Ярчайший пример здесь – появление Тома Круза и Гвинет Пэлтроу в пародийной комедии «Остин Пауэрс: Голдмембер», которое перекликается еще с одним киноприемом – «фильм в фильме». Актеры играют в вымышленном шпионском баойпике под названием Austin Pussy, где Пэлтроу предстает в образе девушки международного человека-загадки, а Круз – в роли самого Пауэрса.
Такие камео служат уже не просто украшением и поводом для игры «найди кинозвезду», но добавляют происходящему на экране дополнительные смыслы, юмору – многослойность. Подобное случилось и в недавнем «Мачо и ботане» (21 Jump Street), где на героев Джоны Хилла и Ченнинга Татума напали исполнители аналогичных ролей в оригинальном сериале «21 Jump Street» во главе с Джонни Деппом.
Звездное камео
Конечно, одними музыкантами список знаменитостей, которым может быть обеспечено звездное камео, не ограничивается. В телесериале «Теория большого взрыва», например, успели засветиться соучредитель Apple Стив Возняк, ученый Стивен Хокинг и создатель множества супергероев Marvel Стэн Ли, который также сыграл самого себя в «Тусовщиках из супермаркета» Кевина Смита (еще одного большого любителя прибегать к камео в своих фильмах).
Авторское камео
Вообще, приглашение автора печатного первоистоичника в его киноэкранизацию – довольно распространенное явление. Регулярно гостит в фильмах по своим произведениям плодовитый мэтр Стивен Кинг, Фредерик Бегбедер исполнил сразу три микро-роли в «99 франках», у Стефани Майер есть камео в «Сумерках», а сыгранный Ларри Флинтом в байопике Милоша Формана судья выносит приговор себе реальному.
Кстати, примером подобной иронии служит и сцена из кубриковской «Лолиты», где в фотопортрете отца заглавной героини можно узнать писателя Владимира Набокова, который, в общем-то, является реальным родителем вымышленной нимфетки.
Анимационное камео