Наряду со многими приемами, направленными на решение этой задачи, художники, фотографы и кинематографисты используют различные виды перспективы.
Линейная перспектива
Линейную перспективу называют также геометрической, так как основная ее суть заключается в построении композиции с помощью ровных линий, которые сходятся или расходятся в одной точке, создавая иллюзию трехмерного пространства на плоскости. В зависимости от направления «движения» внутри кадра, то есть от увеличения или уменьшения размера объектов относительно переднего плана, различают прямую и обратную линейную перспективу. В первом случае объекты уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана, во втором – увеличиваются.
Например, в городском пейзаже венгерского фотографа Брассаи фонарные столбы естественным образом уменьшаются в глубине кадра, при этом динамика кадра усилена за счет диагональной композиции. Английский фотограф-документалист Мартин Парр, известный своими жанровыми стрит-зарисовками, отражающими жизнь представителей разных классов, для изображения динамичного глубинного пространства часто прибегает к приему обратной перспективы. Причем в его снимках она не всегда очевидно читаема, однако расположение фигур людей по мере возрастания, а не удаления, создает ту самую атмосферу хаоса, отсутствия упорядоченности и в полной мере раскрывают непарадную сторону повседневности, которая и является целью его работ.
Les Escaliers de Montmartre, Paris / Фото: Брассаи. The Last Resort / Фото: Мартин Парр
Принцип линейной перспективы основан на закономерности человеческого восприятия: объекты, которые в реальности имеют одинаковые размеры, кажутся нам на изображении тем меньшими, чем дальше они от нас находятся. Следовательно, параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, на снимке сокращаются в размерах и кажутся более короткими, чем они есть в действительности, а различие в масштабах близких и удаленных элементов композиции станет тем более заметным, чем больше разница в расстоянии между ними.
Кадр из фильма «Толпа» (1928) / Фото: MGM
Благодаря грамотному соблюдению этих принципов создается иллюзия бесконечности, увеличивается глубина пространства кадра, усиливается ритмический рисунок и задается направление взгляда.
В кино принципы линейной перспективы применяются для создания глубинной мизансцены, передачи пространственного соотношения фигур актеров и окружающих их предметов. Учитывая, что перспектива определяется отношением масштабов близких и удаленных элементов композиции, то для образования выразительного перспективного рисунка необходимо выбирать такие точки съемки, которые подчеркнут эту разницу масштабов. Чаще всего примеры линейной перспективы можно найти в статичных симметричных планах сужающихся коридоров, улиц, снятых фронтально.
Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros
Интересно отметить, что смена ракурса увеличивает перспективу в несколько раз. В ставших классикой кадрах из фильмов Кубрика прямая линейная перспектива усиливается не за счет симметрии, а благодаря расположению окружающих героев объектов, ярких контрастов в цветах, геометрическим узорам. Однако перспективу можно выразить и простой сменой ракурса с фронтального на диагональный, как это видно на примерах из «Конформиста» Бернардо Бертолуччи.
Что важно учитывать для создания линейной перспективы:
- выбор точки съемки, то есть удаленность от объекта съемки: чем дальше фотографируемый предмет от точки съемки, тем мельче он будет на снимке и наоборот;
- ракурс: при фронтальном композиция более устойчива, статична, при диагональном – динамична, следовательно перспектива усилена;
- направление света: диагональный и боковой жесткий свет усиливает перспективу, мягкий – ослабляет;
- фокусное расстояние: короткий фокус усиливает перспективу, длинный – ослабляет.
Тональная перспектива
Подчеркнуть глубину пространства в кадре можно не только с помощью линий и различия в масштабах, но и за счет тональных переходов между планами в композиции. Тональная перспектива основана на изменении степени прозрачности окружающего пространства и насыщенности цветов в сторону уменьшения, приглушения. Нередко синонимом линейной перспективы выступает воздушная.
Тональная перспектива идеальна для передачи отдаленности, пространственной протяженности. Особенно хорошо это заметно в любых видах пейзажа, где плавные переходы в тонах позволяют подчеркнуть многоплановость, не прибегая к резким контрастам и четким линиям.
Кадр из фильма «Нефть» (2007) / Фото: Miramax
В кино тональная перспектива работает в случае, когда необходимо подчеркнуть глубину пространства при съемке на открытых пространствах. Кроме того, туманная дымка и плавные переходы в тонах передают ощущение таинственности или напротив спокойствия. Тональная перспектива в кадрах с одним действующим героев (или главным объектом) создает вокруг него мягко выраженное ограничение, указывая на состояние отгороженности, замкнутости, одиночества задумчивости.
Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя» (1953) / Фото: Daiei Film
Что важно учитывать для создания тональной перспективы:
- перспектива в кадре, где объекты в холодных тонах расположены на теплом фоне, ослаблена;
- четкость очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя,
- насыщенность цветов также ослабевает по мере их удаления – они кажутся более приглушенными, нередко замутненными, невыраженными;
- дальний план кажется более светлым, чем фигуры и предметы на переднем;
- фон, освещенный лучше, чем объект, ослабляет перспективу, а затемненный, либо на несколько тонов светлее объекта – усиливает.
Искаженная перспектива
Нарушение некоторых принципов построения классической перспективы приводит к не менее интересным результатам. Заметнее всего искаженная перспектива проявляется в работе с линиями и формами объектов, снятых с необычного ракурса. Именно ракурсная съемка выявляет перспективные искажения. Впрочем, назвать изменение ракурса нарушением правила построение классической перспективы не совсем верно. К примеру соотношение масштабов в кадрах «Фаворитки», созданное при помощи объектива fish-eye выглядит непривычно, но это не ошибка, а особый взгляд на предмет. Рассматривая объект со значительно меньшего расстояния, которое допускает человеческий глаз, мы неизбежно столкнемся с искажением, с помощью которого сможем лучше подчеркнуть характерные особенности объекта съемки.
Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями укороченных вертикальных линий. В кинематографе подобный прием – удачное решение для передачи состояния нестабильности, потерянности.
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920) / Фото: Decla-Bioscop
Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. При съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные – значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, потеряют свое устойчивое положение. В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются.
Таким образом, перспектива в кадре в первую очередь влияет на глубину пространства, и в зависимости от выбранного автором вида, способна передать различные эмоции и атмосферу ситуации – от спокойствия, равнодушной отдаленности и статики до динамики, стремительного движения, таинственности, страха, сказочности или болезненного помешательства.
Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) / Фото: Universal Pictures
Обложка: кадр из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros