Приемы: Правило третей

Под композицией кадра понимают общее единство изображения, то есть соотношение линии горизонта, предметов, света и цвета, которое приятно глазу и придает структуре кадра убедительность звучания и целостность. Однако индивидуальность восприятия не всегда позволяет понять, какую композицию можно назвать гармоничной. Правило третей — один из основных приемов, позволяющий достичь баланса в композиции, а также привлечь внимание зрителя и направить его на определенный способ прочтения кадра.
 

Правило третей в живописи, фотографии и кино

Пространство кадра может быть разделено на части: две, три, четыре и более в зависимости от условных линий, образующих границы объектов композиции.

Классическое деление, принятое в живописи, фотографии и кинематографе основано на правиле третей. Этот композиционный прием предполагает деление изображения на три части по вертикали и горизонтали. Зрительными центрами композиции считаются четыре точки пересечения линий (так называемые «точки силы»), в которых рекомендуется располагать главные объекты. Соблюдение правила третей в визуальной организации композиции позволяет решать важную задачу: достигать гармоничного соотношения разных частей кадра (сюжетно значимого и свободного пространства).

На картине немецкого живописца эпохи романтизма Каспара Давида Фридриха «Вечерний пейзаж и два человека» фигуры людей смещены в левую часть композиции, тогда как правая — пустует, хотя не менее значима для сюжета, ведь с ее помощью выстраивается невидимая диагональ, условно продолжающая линию взгляда.

Картин немецкого живописца Каспара Давида Фридриха «Вечерний пейзаж и два человека»
Картина немецкого живописца Каспара Давида Фридриха «Вечерний пейзаж и два человека»

Теперь обратимся к классике пейзажной фотографии — работам Анселя Адамса. На первом снимке скалы расположены вдоль вертикальных линий третей, а центральная часть композиции свободна, что значительно увеличивает глубину перспективы. На втором — правило третей соблюдено в расположении линии горизонта: одну треть кадра занимает небо, а две трети — земля, поскольку в этой композиции она обладает более интересной фактурой. В пейзаже появляется большая динамика, когда горизонтальная линия перемещается в верхнюю или нижнюю треть в зависимости от сюжета.

Пейзаж фотохудожника Анселя Адамса

Пейзаж фотохудожника Анселя Адамса

Пейзаж фотохудожника Анселя Адамса

Пейзаж фотохудожника Анселя Адамса

А расположение героев в некоторых сценах «Призрачной нити» по правилу третей позволяет одновременно уравновесить композицию и ввести в кадр двух персонажей, разместив их относительно друг друга удобным для съемки образом.

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Особенности восприятия

Правило третей опирается на упрощенный вариант золотого сечения — более сложной композиционной организации, предполагающей деление на несколько неравных частей, которые при этом соотносятся друг с другом гармоничным образом.
 

Золотое сечение против правила третей

Расположение объектов в кадре таким образом, чтобы главные элементы находились, во-первых, вдоль линий третей, а во-вторых, недалеко от точек силы, придает композиции то самое гармоничное звучание, которое подсознательно считывается человеком. При этом важно учитывать, что люди упрощают структуру зрительных образов, поэтому упорядоченная композиция кадра понимается легче. Правило третей подсказывает зрителю возможность быстрого прочтения визуального образа.

На двух кадрах из «Начала» композиция опирается на использование правила третей. В первом случае пространство не загружено дополнительными элементами, и фигуры героев просто смещены в правую сторону кадра с использованием диагонального принципа построения композиции. Во втором — шесть действующих лиц, на первый взгляд беспорядочно (естественным образом) расставлены по сцене, а на самом деле четко соответствуют линиям диагоналей и точкам их пересечения.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Сочетание с другими композиционными приемами

Как правило, уровень сложности композиции кадра определяется количеством используемых для ее построения приемов. Не только линии третей задают вектор правильного прочтения. В сочетании с ними важны диагональ, перспектива, формат кадра и использование разных линий. Эти принципы часто работают вместе, поскольку опираются на линейный принцип организации пространства. В отличие от нелинейного подхода, основанного на передаче состояния, внутреннего ритма, расстановки акцентов с помощью света и цвета, линии определяют формальную структуру кадра. Например, в трех кадрах их фильмов «Шепоты и крики», «Двойная жизнь Вероники» и «Нефть» состояние героев в обстановке передано в большей степени за счет цвета, света и приема отражения, хотя формально в каждом из них соблюдается организация пространства по правилу третей.

Кадр из фильма «Шепоты и крики» (1972) / Фото: Svensk Filmindustri

Кадр из фильма «Шепоты и крики» (1972) / Фото: Svensk Filmindustri

Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники» (1991) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники» (1991) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Нефть» (2007) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Нефть» (2007) / Фото: Miramax Films

Прямые горизонтальные линии привносят в композицию статичность, устойчивость, а вертикальные прямые линии более динамичны. Фигура человека предполагает вертикальный кадр, поэтому в фотографии для классического портрета разной крупности чаще всего используется именно вертикальный формат. В кино ширина кадра всегда больше, чем высота, однако динамичность позы может подчеркиваться за счет дополнительных внутрикомпозиционных линий, например, дверных проемов, архитектурных форм и любых конструкций, которые визуально перекликаются с линиями и пропорциями человеческого тела. Например, расположение Алисии Викандер в одной из сцен «Девушки из Дании» на фоне холста создает дополнительные вертикальные рамки вокруг ее фигуры, не мешая общей организации кадра по правилу третей.

Кадр из фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: Universal Pictures

Не менее важны и диагонали — активные линии, которые делят кадр на четыре части. Основная диагональ проходит из верхнего левого угла в нижний правый, второстепенная и более динамичная — из верхнего правого в нижний левый. Доминирование основано на том же принципе, что и правило третей: мы легче считываем привычное направление движения слева направо, чем обратное. На снимках венгерского фотографа Брассаи для усиления звучания использованы одновременно правило третей и диагональ, что придает композиции динамичность и задает направление условного движения (прочтения фотографии).

Фотография Брассаи «Avenue de l’Observatoire in the Fog» / Фото: Estate Brassaï Succession

Фотография Брассаи «Avenue de l’Observatoire in the Fog» / Фото: Estate Brassaï Succession

Фотография Брассаи «Montmartre» / Фото: Estate Brassaï Succession

Фотография Брассаи «Montmartre» / Фото: Estate Brassaï Succession

Правило третей работает не только с прямыми линиями, но также с ломаными и кривыми. В этих случаях оно менее заметно, однако организация пространства кадра все равно базируется на разделении на девять частей и акцентах в точках силы. При этом сами по себе ломаные линии в кадре повышают напряжение, добавляют агрессии и считаются самыми сложными для композиционной организации. Неуютное чувство может возникнуть от пространства, наполненного сложными рельефами с выступами и углами, жесткими тенями и даже от нарочитой угловатости одежды персонажа.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»(1920) / Фото: Decla-Bioscop

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»(1920) / Фото: Decla-Bioscop

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures

Почему правило третей полезно нарушать

Как практически любой композиционный прием, правило третей не всегда является единственным рецептом успешного кадра. Устойчивое мнение, что расположение объектов вдоль линий третей делает композицию приятной глазу справедливо, но не во всех случаях. Нарушение правила третей не мешает воспринимать некоторые композиции гармонично благодаря другим приемам — мягкому свету, как в кадре из «Это случилось однажды ночью», фрэймингу (оконная рама вокруг героев) в «Касабланке» или яркому неоновому свету, заливающему фигуры влюбленных в «Ла-ла Ленде».

Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью» (1934) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью» (1934) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Lionsgate

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Lionsgate

Второй штамп: идеальная симметрия является чуждой человеческому сбалансированному восприятию, потому что в мире нет ничего идеально симметричного. Отсюда популярность правила третей, которое предполагает, что расположение объектов в кадре не будет централизовано. Однако примеры симметрии и намеренного игнорирования линий третей совсем не редки. Во многих известных произведениях живописи, фотографии и кинематографа композиция не опирается на правило третей.

Расположение главных действующих лиц строго по центру делает композицию ровной, статичной, не менее эстетически гармоничной и решает сразу несколько художественных задач: вовлекает зрителя внутрь кадра, создает невидимую связь между объектами, упорядочивает пространство и подчеркивает важность сцены, а кроме того может выполнять драматургические функции, например, иллюстрировать состояние покоя или напротив — беспокойства.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»(2017) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»(2017) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1990) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Сияние» (1990) / Фото: Warner Bros.

 


Обложка: кадр из фильма «Кровавый алмаз» (2007) / Warner Bros.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *