Кадр, в котором нет резкости на важных объектах, справедливо считают испорченным. Точная фокусировка — одно из главных правил идеального изображения, которое требует расчета точки съемки и расстояния до объекта, оценки контрастности и условий освещения.
Но, как известно, хорошо зная правило, можно умело его нарушить. Превращение объектов в неясные силуэты стало для кинематографистов еще одним способом разнообразить визуальную составляющую и решать таким образом несколько практических и художественных задач.
Виды расфокуса и технические особенности
Расфокус — это отсутствие резкости на важных объектах в кадре. Он может быть максимальным (de-focused), когда степень размытия очень сильна (место действия, персонажи, предметы практически неразличимы) или достаточно мягким (soft focus). Кроме того, фокус может быть частичным (mis-focused) — в резкости находятся лишь отдельные объекты, тогда как другие остаются размытыми. В последнем случае расфокус приобретает особое значение, когда четко сняты не основные объекты, а второстепенные (скажем, в фокусе не главный герой, а фон, либо какие-то детали на переднем плане).
Кадр из фильма «Мои черничные ночи» (2007) / Фото: The Weinstein Company
В любом из этих случаев степень размытия зависит от нескольких условий:
- открытая диафрагма (чем больше она открыта, тем сильнее размытие — значения не должны быть выше 5.6);
- расстояние до объекта съемки (чем ближе, тем меньше будет глубина резкости и сильнее размытие);
- контрастность объектов и фона (как правило, неконтрастные цвета при расфокусе выглядят менее эффектно и становятся «нечитаемыми»);
- внимание к формам объектов — линиям и силуэтам (надо учитывать, что чем более размытыми они будут, тем менее узнаваемыми);
- статичность или динамичность снимаемой сцены (разница в подходах к съемке неподвижных и движущихся объектов, а также скорость их движения).
Анализируя примеры использования расфокуса в кино, надо учитывать, что этот прием, как правило, непродолжительный и может длиться не дольше нескольких минут. Разбираемся, какие сцены при размытии выглядят эффектно и работают на раскрытие сюжета фильма.
Эмоциональное и физическое состояние героя
В раннем кинематографе примеры легко можно найти в лентах авангардного направления Франции 1920-х годов. Эксперименты не только с содержанием, но и с формой подачи нашли выражение в том числе в игре с резкостью. Многие кадры в коротких фильмах Жермен Дюлак размыты, что еще более осложняет понимание происходящего. Пожалуй, именно в контексте этого течения расфокус воспринимается естественно: не как технический брак, а как художественный прием.
Вдохновленные психоаналитическим учением Фрейда и сюрреализмом, режиссеры тех лет искали новые формы выражения субъективных состояний. Каким образом можно показать на экране поток сознания? Решением становится наслоение ситуаций, связь между которыми с трудом поддается анализу, и применение различных оптических искажений: наплывы, мультиэкспозиция, съемка в движении, различные ракурсы и нечеткие силуэты.
Фильм «Раковина и свяженник» (1928)
Использование расфокуса (или мягкого фокуса) в качестве формы визуальной подачи потока сознания до сих пор остается актуальным. Например, в «Прибытии» (2016) те фрагменты будущего, которые приходят к героине в туманных видениях на протяжении всего фильма, часто заметно отличаются от резкой реальности, в которой ученая контактирует с пришельцами.
Финальные кадры фильма попеременно перебрасывают нас из настоящего в воспоминания-предсказания, которые неожиданно открылись Луизе: ее брак, рождение дочери, счастливая семейная жизнь. До последних минут силуэт ее мужа остается размытым — расфокус позволяет одновременно сохранить интригу, а кроме того — отделить реальность от мыслей, настоящее от будущего, которое кажется ей далеким и неясным.
Сцена из фильма «Прибытие» (2016)
Примерно ту же ситуацию можно увидеть в фильме «Наркоз» (2007). Расфокус применяется в эпизодах воспоминаний — каким-то образом оставаясь в сознании во время операции, главный герой концентрирует внимание на моментах прошлого, пытаясь отвлечься от боли.
Сцена из фильма «Наркоз» (2007)
Со временем размытие стало использоваться не только для передачи эмоционального состояния, но и физического: потеря сознания, плохое зрение, опьянение и любые формы дезориентации в пространстве могут быть выражены временным отсутствие резкости. Как только герой приходит в нормальное состояние, фокус возвращается — таким образом зритель получает возможность буквально увидеть мир его глазами.
В начале фильма «Три цвета: синий» (1993) главная героиня теряет мужа и дочь в автомобильной аварии. Когда в больнице она узнает эти жуткие новости, мы не видим ничего, кроме снятого сверхкрупным планом глаза, в котором отражается доктор. После этого следует ряд сцен, в одной из которых приближающийся к ее кровати посетитель показан в расфокусе — нетрудно догадаться, что связь с реальностью для женщины на какое-то время потеряна, и она не готова воспринимать окружающий мир так, как прежде. В конце концов ей с трудом удается сконцентрироваться на происходящем — камера в данном случае имитирует ее видение. На протяжении всего фильма размытие часто выделяет важные детали, на которые направлен взгляд женщины, а некоторые кадры размываются полностью.
Сцена из фильма «Три цвета: синий» (1993)
С помощью максимального расфокуса можно передать впечатления, эмоции, подчеркнув уникальность персонажа. В недавнем фильме о судьбе Ван Гога («Ван Гог. На пороге вечности», 2018), многие сцены сняты субъективной камерой — от лица главного героя. Камера часто снимает все с разных ракурсов, под неожиданными углами, фокусируется на мельчайших деталях, оставляя целую картину за пределами восприятия. Многие фрагменты действительности размываются до едва различимых силуэтов и ярких пятен. В сцене, где художник долго идет по полю в поисках интересного сюжета для картины, зритель вместе с ним довольно продолжительное время видит только быстро мелькающую траву, которая в какой-то момент превращается в пестрое полотно, похожее на ленту реки, смешанной из сотен разных красок.
Трейлер фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)
Интересное применение мягкого фокуса в сценах создания живописного шедевра можно найти и в «Дикаре» (2017), где речь идет о другом известном живописце — Поле Гогене. Во многих сценах, где он работает над своими картинами, камера максимально близко снимает фактуру холста, движение кисти, смешение красок, и только после этого таинства нам позволяют взглянуть на финальный результат. Малая глубина резкости, частичное или полное размытие, мягкая фокусировка дают возможность поставить зрителя на один уровень с персонажем.
Трейлер фильма «Дикарь» (2017)
Фокус внимания, глубинная мизансцена и эстетическое решение
Кроме использования расфокуса в качестве приема передачи состояний главных героев, у него остается и другая не менее важная функция — привлечение внимания.
Размытое пространство вокруг главного объекта съемки исключает интерес зрителя к чему-то незначительному, а в некоторых случаях визуализирует изолированность героя от других. Так, в «Побочном эффекте» (2013) расфокус часто используется во многих сценах с Эмили — сначала это подчеркивает ее замкнутость, болезненное состояние одиночества, однако в фильме Стивена Содерберга расфокус в целом используется и в съемке других действующих лиц (практически во всех диалогах).
Трейлер фильма «Побочный эффект» (2013)
Переведение резкости с говорящего на слушающего диктует траекторию зрительского взгляда и подсказывает, на что стоит обратить особенное внимание в том или ином эпизоде. Такое переключение встречается, например, в «Социальной сети» (2010), где камера во время судебного разбирательства четко фокусируется то на Марке, а то на его друге Эдуардо — в зависимости от того, кто из них берет слово.
Кадр из фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Columbia Pictures
Расфокус в качестве эстетического приема удачно работает при построении глубинных мизансцен. Когда в кадре оказывается много деталей, которые разделены на несколько планов (ближний, средний, дальний), какие-то из них закономерно окажутся более резкими, а какие-то — менее.
Как правило, самая резкая часть кадра — это средний план, где происходит основное действие. Но, в зависимости от задачи сцены, фокус может целиком уходить на передний план и даже фон. Когда мы рассуждали о фрейминге, то вспоминали этот прием в творчестве Вонга Кар-Вая. Часто снимая через различные предметы, он не всегда сразу фокусируется на заднем плане, где происходит основное действие, а может на несколько секунд задержаться на переднем, например, на вывесках кафе «Ключ» в «Моих черничных ночах» (2007), лишь затем давая нам возможность проникнуть внутрь и разглядеть посетителей.
Такое применение расфокуса наряду с поддержанием интриги и созданием атмосферы таинственности помогает решать и чисто художественные задачи, то есть делать кадр интересным с эстетической точки зрения.
Трейлер фильма «Мои черничные ночи» (2007)
Подведем итоги
Несмотря на относительно фрагментарное использование расфокуса в фильмах, он может быть ценным приемом для выражения настроения персонажа. Идеальная резкость — одно из тех правил, которые можно нарушать для решения ряда практических и художественных задач.
Передача состояния болезни, физического или эмоционального расстройства, одиночества, воспоминаний, субъективного взгляда на происходящее через полное или частичное размытие элементов кадра меняет восприятие композиции и разнообразит визуальную подачу.
Обложка: кадр из фильма «Социальная сеть» (2010) / Columbia Pictures