Что такое симметрия?
В общем смысле симметрия предполагает такой способ организации пропорций объекта, при котором соотношение его частей является сбалансированным и гармоничным. Проявления симметрии встречаются повсеместно, например, в природе (от снежинки до строения галактики) или в научном знании (в частности, в математике). С древнейших времен принцип симметрии присутствует в искусстве: он был основой античной скульптуры, архитектуры, живописи Возрождения, прикладных искусств Востока и так далее. Разумеется, симметрию взяли на вооружение и кинематографисты. В кино ее реализуют с помощью такого построения композиции, цветового и светового решения кадра, при котором его части пропорциональны и соразмерны друг другу. При этом способов добиться симметричного кадра существует несколько. Ниже разберем основные.
Виды симметрии в кино
Поступательная симметрия
Вид симметрии, основанный на формуле «1+1+…»: некий объект или элемент в кадре несколько раз повторяется (возможно, с небольшими вариациями).
Вращательная симметрия
Этот вид симметрии предполагает наличие некого центра, вокруг которого на одинаковом расстоянии сосредоточены схожие визуальные элементы.
Осевая симметрия (или симметрия относительно прямой, или зеркальная симметрия)
Пожалуй, самый распространенный тип симметрии в кино. В случае осевой симметрии композиция кадра делится на схожие (или одинаковые) равные части по прямой (или по оси симметрии). Прямая может проходить вертикально, горизонтально или по диагонали. Иногда эффекта осевой симметрии достигают с помощью зеркальных поверхностей.
Для чего используется симметрия в кино?
Во-первых, это красиво. Звучит, конечно, банально, но это именно так. Симметрию используют испокон веков, потому что она притягательна и приятна глазу. По мнению психологов, причина этого в том, что мозг человека проще воспринимает некую целостную картину, а симметрия — способ создания ощущения этой целостности через повторения, перекличку и взаимосвязь элементов.
Кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт»» (Уэса Андерсон, 2014)
Симметрия подчеркивает важность героя. Как правило, герой, которого помещают в симметрично выдержанный кадр, имеет особое значение для действия. Через использование симметрии подчеркивается его характер или важность для него данного момента. При этом часто симметрия сочетается с крупным или средним планом, а также разрушением «четвертой стены», когда герой как бы обращается в сторону зрителя.
Кадр из фильма «Бесподобный мистер Фокс» (Уэс Андерсон, 2009)
Симметрия подчеркивает важность сцены. Прием помогает усилить внимание зрителя, поэтому если необходимо подчеркнуть, что данное событие особенно важно для всей истории, симметричное построение кадра может оказаться подходящим решением. Но именно поэтому большинство авторов предпочитают им не злоупотреблять. Как любой яркий художественный прием, симметрия тем эффектней, чем реже встречается. И наоборот — частое использование приема снижает его значимость. Если только речь не идет о симметрии как основе художественной системы (например, у Уэса Андерсона).
Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног» (Пол Томас Андерсон, 2002)
Симметрия подчеркивает пространство. С помощью нее можно эффектно показать пространство действия — обозначить масштаб, передать атмосферу, задать интонацию. Возможно, поэтому симметрию часто используют в заявочных планах.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
Симметрия втягивает в действие. Как уже сказано выше, симметрия привлекательна для глаза и акцентирует внимание зрителя, а значит, подталкивает его к тому, чтобы глубже погрузиться в экранное действие. Этим активно пользовался, например, Стэнли Кубрик.
Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)
Коммуникация. Симметрия рождается из взаимодействия нескольких элементов, которые вместе образуют нечто целое. Поэтому ее часто используют в сценах, где необходимо показать взаимодействие героев, отразить некую «внутреннюю силу» их единства.
Кадр из фильма «Реквием по мечте» (Даррен Аронофски, 2000)
Беспокойство. Симметрия, конечно, ассоциируется с гармонией и стабильностью, но также способна рождать чувство дискомфорта и беспокойства. По одной из версий психологов это связано с тем, что в природе симметрия хоть и встречается повсеместно, но редко является абсолютной — гармонию создает небольшое, едва уловимое ее нарушение (например, асимметрия лица). А вот абсолютная симметрия пугает. По этой причине она распространена в хоррорах.
Кадр из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)
Условность. И вновь, несмотря на то, что симметрия свойственна природе, на экране она, как правило, воспринимается как нечто не совсем естественное. Поэтому симметрия редко встречается в фильмах режиссеров, претендующих на реализм и, наоборот — служит важным инструментом у тех авторов, которые создают в кадре некий подчеркнуто условный, искусственный художественный мир.
Кадр из фильма «Дитя Макона» (Питер Гринуэй, 1993)
Примеры симметрии у знаменитых режиссеров
Стэнли Кубрик и перспектива в одну точку
Уэс Андерсон и осевая симметрия
Питер Гринуэй и фронтальная композиция
Николас Виндинг Рефн и философия
Сериал «Шерлок»