Сегодня это делается на этапе композитинга, что позволяет легко подбирать маски, но в прошлом операторам приходилось делать это практически вслепую, а любая ошибка означала, что съемку придется начать заново.
Таким трюком баловались еще на заре кинематографа. Например, в 1900 году Жорж Мельес снял фильм «Человек-оркестр», в котором сыграл всех семерых участников музыкального коллектива.
Оператор Китона Элджин Лессли был «ходячим метрономом», а вот самому Китону требовались какие-то ориентиры, по которым он бы отмерял свои действия. Поэтому за кадром сидел музыкант и наигрывал на банджо ритмичную музыку.
Иногда кинематографисты использовали этот прием исключительно из эстетических соображений. Например, первый спецэффектник Голливуда Норман О. Доун запросто «двигал» горы с помощью сплит скрина, просто впечатывая в кадр нужное изображение. Или заставлял актрису целовать саму себя за три года до более известного случая в фильме «Два претендента» (в оригинале «Маленький лорд Фаунтлерой»). Ниже – его комментарии к созданию сцены в фильме «Право на счастье» (1917), в которой Дороти Филлипс целует сама себя в двух ролях. Подобный сплит скрин позволил Любови Орловой сыграть две роли в фильме «Весна», а Майклу Джей Фоксу – три в фильме «Назад в будущее 2».
Описание спецэффектов фильма «Право на счастье», автор Норман О. Доун
Еще один пример применения сплит скрина в художественном кино – совмещение живых актеров с миниатюрными монстрами. Например, в фильме «Затерянный мир» Уиллис О`Брайен снимал своих кукол-динозавров методом покадровой анимации, а актеров нужно было снимать с нормальной скоростью. Не говоря уже о том, что актеров нужно было сделать маленькими на фоне огромных динозавров. В павильоне строили кусок полноразмерной декорации, полностью повторявшей декорацию макета, в котором проходила съемка ящеров. Во время съемки динозавров ту часть кадра, где потом будут люди, закрывали маской. В финальном композите полноразмерная декорация сливалась с миниатрюрной, и два изображения становились единым целым. Третьей экспозицией О`Брайен иногда вставлял в кадр реальные локации, например, текущую реку.
Кадр из фильма «Затерянный мир» (1925)
Массовка в фильме «Илья Муромец» (1956) «собиралась» из одних и тех же статистов
Кстати, в «Гражданине Кейне» часть знаменитых кадров с глубоким фокусом – это сплит скрины с двумя или даже тремя соединенными вместе частями: передний план, средний и дальний снимались отдельно с наведенным именно на них фокусом, другие объекты в кадре в это время просто не освещали.
Тройной горизонтальный сплит скрин в фильме «Гражданин Кейн»: отдельно снимались натюрморт на переднем плане, Орсон Уэллс на среднем и интерьер на заднем
32 экспозиции в одном кадре в фильме «Птицы» (1963)
Массовка в фильме «Пен: Путешествие в Нетландию» (2015) снималась в несколько этапов
Том Харди в двойной роли в фильме «Легенда» (2015), 80% кадров с близнецами снято с помощью сплит скрина