Появление полиэкрана
Кадр из фильма «Наполеон» (1927)
На самом деле, прогрессивная технология Ганса называется «поливидением» и при формально похожем результате имеет иное исполнение, нежели полиэкран, традиционно понимаемый как приём монтажа, предполагающий размещение в одном экранном пространстве нескольких идентичных или различных изображений одинакового/отличного формата. Описанный метод был впервые использован в 1910 году. Тогда крупнейший режиссер «золотого века» датского кино Аугуст Блом догадался разделить на три части кадр своей «эротической социальной мелодрамы» «Торговля белыми рабынями». В данном случае полиэкран позволил без использования монтажных склеек показать события, происходящие с разными героями в разных локациях в одно и то же время.
С этой же целью к приему обратилась и голливудская новаторша Лоис Вебер, чей десятиминутный триллер «Саспенс» (1913) повторил датского предшественника и в организации кадра по принципу живописного триптиха, и даже в том, что двое из его участников разговаривают по телефону.
Полиэкран и жанровое кино
Кадр из фильма «Телефон пополам» (1959)
Еще один пример того, как на раннем этапе полиэкран и телефонный разговор в жанровом американском кино шагали рука об руку – сцена из комедийной мелодрамы Стенли Донена «Милый сэр» (1958). Кадр в ней поделен на две части, при этом герои Кэри Гранта и Ингрид Бергман находятся каждый в своей кровати и беседуют друг с другом по телефону. Такое решение обосновано не только желанием одномоментно показать в диалоге обоих влюбленных, но и необходимостью создать иллюзию их пребывания в одной постели. Показать подобное без ухищрений режиссеру не позволял пресловутый «Кодекс Хейса», требования которого формально соблюдаются и в постельно-банных поликадрах с Дорис Дэй и Роком Хадсоном в «Телефоне пополам». Уже после отмены цензуры изящная полиэкранная уловка в романтических сценах многократно обыгрывалась, в том числе у Роба Райнера в «Когда Гарри встретил Салли» (1989).
К слову, в случае «до/после» полиэкран тоже хорошо работает, что подтверждает комедийная мелодрама Ганса Канозы «Порочные связи» (2005). Картина полностью решена в полиэкранной технике, где кадр делится на две части. В одной из них мы видим героев Аарона Экхарта и Хелены Бонем Картер, в другой – любовную историю, которая случилась между ними много лет назад.
Вообще же способность полиэкрана показывать одно событие одновременно с разных точек зрения, тем самым делая зрителя редактором, монтирующим смыслы по своему усмотрению, одна из главных причин популярности данного приема. У Брайана Де Пальмы – в частности. Мастер триллера называет полиэкран «особой медитативной формой», позволяющей замедлять повествование, не боясь потерять зрительское внимание, ведь оно будет занято сопоставлением. Таким образом, Де Пальма использует прием с целью интеллектуального монтажа, открытого еще Эйзенштейном.
Традиции гламурных детективов 60-х с фирменной постмодернистской иронией стилизовал в своей шпионской ретро-комедии «Агенты А.Н.К.Л.» Гай Ричи. Без полиэкрана, естественно, не обошлось.
Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» (2015)
Полиэкран и авангард
Все мыслимые анимационные каноны в своем дебютном режиссерском фильме тоже в 60-е нарушил и наш соотечественник Федор Хитрук. Нелинейное повествование, монтажные склейки и полиэкран, примененные в «Истории одного преступления» (1962), стали настоящим новаторством не только в советской, но и в мировой мультипликации.
Крупнейший экспериментатор эпохи постмодернизма Питер Гринуэй сделал полиэкранный метод ведущим как в своих фильмах, так и в перформансах. Прием идеально совпал с основными векторами творчества британского мастера, как то – визуализация живописной природы кинематографа, игровая форма взаимоотношений со зрителем, основанная, в частности, и на принципах эйзенштейновского интеллектуального монтажа (теории и личность Эйзенштейна – предмет повышенного внимания Гринуэя, о чем свидетельствует и его последняя киноработа), и активное использование цифровых технологий. В частности, с помощью разнообразных монтажных программ Гринуэй может создавать многослойные, наполненные полиэкранами и палимпсестами кинокартины («Ад Данте», «Книги Просперо», «Интимный дневник», «Гольциус и пеликанья компания»), а благодаря современным проекционным установкам – мультимедийные арт-перформансы («Чемоданы Тульса Люпера»).
Не менее захватывающим был и процесс его создания: все четыре непрерывных 90-минутных плана-сегмента повествования снимались одновременно четырьмя кинооператорами. Таким образом в течение двух недель были сделаны 15 черновых дублей. Отсмотрев их, Фиггис составил представление о том, как должна выглядеть «чистовая версия», съемки которой состоялись 19 ноября 1999 года в 15:00. Актеры, участники эксперимента, действовали согласно полученной инструкции, при этом диалоги были, в основном, импровизационными.
Полиэкран на ТВ
Примеров использования полиэкрана в различных тележанрах – великое множество, ведь важнейшая функция ТВ – информировать, а данный прием позволяет давать разнообразную (чаще – тематически связанную) информацию в концентрированном виде. По этой же причине поликадры активно используются режиссерами-документалистами. Да и создатели рекламного телепродукта ценят высокую информативность полиэкранных конструкций. Благодаря ним мы получаем наглядный и разительный контраст, скажем, между использованием Fairy и обычного средства для мытья посуды, можем оценить, что бывает с волосами «до и после» Head & Shoulders, а также выбрать наиболее полезные для себя опции очередного мультифункционального товара из телемагазина.
Полиэкран, широко представленный в различных областях искусства, способен эффективно обслуживать и культуру потребления, а потому в наше время стал одним из ее символов.