Автор этого материала Тим Лонг (Tim Long) — сценарист, который занимается идеями проектов художественных фильмов на уровне студий, а также ранее участвовал в создании оригинальных сценариев совместно с оскароносными продюсерами. Его имя упоминается в числе шести лучших в США консультантов по вопросам написания сценариев, он преподает это искусство для магистров изящных искусств в университетах «высшей лиги». Также Лонг основал и возглавляет PARABLE — онлайновый интерактивный обучающий курс для сценаристов. |
Первоначальная задумка даже может быть простым «что если», пришедшим прямиком из вашего воображения. Что если серийный убийца использует список семи смертных грехов в качестве своего modus operandi? Многие уже догадались, что этот «что если» более известен как «Семь» Дэвида Финчера.
Неважно, как она к вам приходит, важно понять психологическое воздействие, которое оказывает начальная задумка на весь творческий процесс. Наличие связи вдохновения с основной сюжетной линией имеет решающее значение для развития истории целиком.
Но имейте в виду: это также то, что может привести историю к полному краху, убив в процессе вашего героя.
Дэвид Ойелоуо в роли доктора Мартина Лютера Кинга младшего в фильме «Сельма»
Ловушки начальной задумки
А для начала не мешает остановиться, чтобы определиться с самым важным строительным блоком сценария — героем. Герой является описательным краеугольным камнем при составлении сценария с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.
С места в карьер продумывать сюжет — все равно, что запрыгивать в машину на ходу, чтобы лететь к чему-то классному и захватывающему… только не иметь ни малейшего представления о том, куда вы собираетесь и как туда попасть.
Людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка является для нас чем-то естественным.
Во-первых, потому что продумывание сюжета является одной из наиболее творчески будоражащих частей процесса создания истории. Это то, что заставляет адреналин бурлить. Плюс это еще и очень весело. Во-вторых, людям свойственно думать вертикально, так что выстраивание последовательности и наведение порядка (или продумывание сюжета) является для нас чем-то естественным.
Подумайте вот о чем: если человек ночью смотрит на звезды, первое, чем займется его мозг — поиск форм и узоров внутри этой россыпи. Мозг пытается интуитивно построить из хаоса порядок. Это называется «перейдолия» — когда ум воспринимает знакомую картинку там, где ее на самом деле нет. Это свойство «встроено» в человечество.
Джулия Робертс в роли Эрин Брокович в фильме «Эрин Брокович»
Почему нельзя торопиться с сюжетом
Кадр из фильма «Семь»
Наиболее заметно это, конечно, когда мы в конечном итоге остаемся с неубедительными персонажами — переоцененными и лишенными достоверности. Они становятся избитыми образами, просто инструментами, обслуживающими наш сюжет. Вместо людей мы получаем шахматные фигуры, перемещающиеся по доске истории с единой задачей — достичь конечной точки сюжета. От этого просто опускаются руки, хочется поскорее «прекратить мучения» сценария.
Разработка сюжета раньше, чем персонажа — самая главная причина того, что у нас больше незаконченных сценариев, чем законченных
Это главная причина, по которой у нас больше незавершенных сценариев, чем законченных. Больше черновиков, ни разу не увидевших свет дня, чем историй, перешедших на следующий этап.
Так что, как только у вас есть начальная задумка, и вы начинаете разрабатывать вашу историю… остановитесь! Сопротивляйтесь желанию вскочить и срочно писать сюжетную линию. Боритесь с желанием немедленно начать работать над сюжетом. Вместо этого продумайте и опишите важнейший строительный блок всех успешных историй: персонажей. Поступая так, вы сможете лучше проработать сюжет, создав сценарий с эмоциональным резонансом, который увлечет зрителя.
Источник: nofilmschool.com