Прогрессия усложнений, или чего не хватает современным голливудским сценариям

Ни для кого не секрет, что качество сценариев в Голливуде за последние двадцать лет резко ухудшилось. Все упрекают производителей , что они слишком увлеклись спецэффектами, а сценарию уделяют не так много времени, что, безусловно, влияет на качество.

Представим себе, что мы попали на просмотр очередного нелепого высокобюджетного монстра, уйти не можем (свидание, проливной дождь за окном или в просто интересно, чем же все кончится). Зададим же себе главный вопрос, который всегда должен возникать у добросовестного продюсера, сценариста и режиссера: «Что с этим фильмом не так и что надо было сделать, чтобы спасти положение?»

Кадры из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures
Кадры из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures

Самая распространенная ошибка — нагромождение деталей и персонажей. Продюсеры требуют показать класс, и не очень опытный (или же очень уставший) сценарист говорит: «Эх, была не была!» В первых же сценах Наташа Романофф скачет по крышам, Первый мститель бросается на врага, Алая ведьма его страхует — эффектная куча мала с первых кадров.
 

Кадры из фильма «Мстители: Эра Альтрона» (2015) / Фото: Marvel Studios
Кадры из фильма «Мстители: Эра Альтрона» (2015) / Фото: Marvel Studios

Можно ли вырулить из такого неграмотного виража в сценарии? Практически невозможно. Создателю такого вот «шедевра» помешает тихая и малозаметная прогрессия усложнений.

 
Очень часто теоретики кино представляют ее как ступеньки. Каждая ведет зрителя чуть выше, пока он не столкнется с катарсисом. Такое сравнение по-прежнему наиболее точное.

Давайте представим, что вы сделали историю, построили дом (разработали жизнеспособную историю по всем законам трехактной конструкции) и даже населили его людьми (героями). Теперь вы делаете лестницу, чтобы все поднялись по ступеням к катарсису (или скатились кубарем вниз, как в «Лице со шрамом»). Без катарсиса любое драматическое сооружение бессмысленно.

Вот три самых распространенных фактора, которые вредят прогрессии усложнений в сценарии.
 

Фактор № 1

Толпа в кадре

 

Трейлер к фильму «Форсаж 5»

Иной раз приходишь на очередную часть полюбившейся франшизы или смотришь любимый сериал, пропустив сезон (ну бывает же), и в усталом мозгу звучит вопрос: «А кто все эти люди?» Знакомую кино- или телевселенную захватили незнакомцы. Явление, которое невозможно было представить еще 30 или даже 20 лет тому назад. Раньше три-четыре, максимум пять новых персонажей приглашали только в уже раскрученные сериалы, в основном ситкомы. Что это дает?
 

  1. Снимает нагрузку с основных персонажей, которые могут затеряться в толпе и лишь изредка «выныривать» с какой-нибудь эффектной репликой.
  2. Толпа на экране дает передышку и сценаристам, которые могут не выстраивать сюжетные линии в серии, а просто собрать всех героев вместе. В сериале такой прием — дело обычное, но мастера им не злоупотребляют.
  3. Возможность безболезненно перезагрузить уже существующую франшизу.
  4. Вносит элемент непредсказуемости, потому что зритель элементарно не может уследить за всеми героями (да ему и не очень-то хочется). Создатели могут «убить» второстепенного персонажа или сделать его героем дня — в любом случае это привнесет оживление, внесет разнообразие в историю.
  5. И самое главное, что дает толпа в кадре — она значительно упрощает прогрессию усложнений. Ведь если на ступенях эскалатора едет один персонаж — это одно. А добавь к персонажу еще четверых — подъем получится таким занятным, что можно больше ничего не прорабатывать.

 

  Толпа в «Форсаже»

В 2001 и 2003 годах вышли два фильма о Брайане О’Коннере, полицейском под прикрытием, который очень-очень любит быструю езду. Все шло чудесно, зритель был в полном восторге, на волне кассового успеха появился качественный и, как следствие, успешный «Тройной форсаж: Токийский дрифт».

Кадр из фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт» (2006) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт» (2006) / Фото: Universal Pictures

Далее создатели вернулись к проверенной схеме: непростая дружба Брайана О’Коннера с харизматичным Домиником Торетто, который живет лишь по своим правилам. Всем было ясно: франшиза на обратной тяге долго не протянет. Поэтому ей устроили перезагрузку.

Но выйти за рамки уже обозначенной игры — задача не из легких. Франшиза держалась на бунтарях, которые дорожат своим образом жизни, любят гонять на дорогих и быстрых тачках и сметут любого «злодея», который попытается испортить им кайф.

Казалось бы, тусовка более чем уместна, нужен был только повод, и его в одночасье нашли. Брайан О’Коннер с Домиником Торетто случайно перешли дорогу крупному криминальному авторитету в Рио-де-Жанейро и вынуждены дать негодяю бой. Как? Лишить злодея суперсилы, то есть нажитых нечестным путем денег.

Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures

И тут перед создателями на мгновение открылась дверь в действительно светлое будущее, в совершенно неубиваемый сюжет про Робина Гуда и его друзей, то, на чем с шиком и блеском «едет» франшиза «друзей Оушена».

Но сюжет «Форсажа 5» буквально втоптала в грязь толпа незнакомцев. Чтобы справиться с местным мафиози, Доминик Торетто, его сестра Миа и Брайан О’Коннер «зовут» на дело:
 

  • Романа Пирса (друг Брайана по школе, появлялся во втором «Форсаже»), о котором зритель успел позабыть (со времен «Форсажа 2» прошло десять лет);
  • Жизель Ришар (появлялась в «Форсаже 4»);
  • Хана Лю (ведущая роль в «Тройной форсаж: Токийский дрифт»);
  • Теджа Паркера (друг Брайана, во втором «Форсаже» помогает ему и Роману скрыться от погони);
  • Винса («Форсаж», друг детства Доминика Торетто);
  • Тего Лео;
  • Рико Сантоса;
  • Маркуса Джованни Персус Ингланд (друг Доминика, помогал ему в краже сейфа, потом оказался агентом под прикрытием).

Так же на экране — команда агента Хоббса, которому помогает ловить Брайана О’Коннера и Доминика Торетто бразильский офицер полиции Елена Нивес…

Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures

Финальная сцена — «команда» Торетто тащит-таки сейф по улицам Рио-де-Жанейро, разумеется, не сбив на своем пути даже птичку на дороге! Подумаешь, солнечный полдень в переполненной столице Бразилии. Превосходный финал для такой безвкусицы, в которую превратили достойную франшизу.

Если б не спецэффекты и харизма главных героев, это сборище можно было бы объявлять похоронами франшизы.
 

 

Правило толпы на большом экране: если решили устроить тусовку в кадре (ничего плохого в этом нет), придется подготовиться к встрече гостей. Как минимум, выделить для каждого место (продумать его линию и его взаимодействие с другими персонажами) и написать карточку с его именем (провести тщательную идентификацию каждого персонажа).

Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Форсаж 5» (2011) / Фото: Universal Pictures

Есть очень простой способ убедиться, что толпа в вашем фильме работает на сюжет, а не против него. Возьмите блокнот и запишите историю, которую хотите рассказать. Если ваша история будет краткой и лаконичной — значит, толпа в кадре работает на вас.

Если ваш рассказ сведется к «агент Хоббс бросился за Торетто, но Роман ему помешал, потому что Тего во время ему свистнул, а внимание Тего к тому, что за Торетто гонится агент Хоббс привлек предупредительный окрик Жизель, которая в тот момент вместе с Ханом Лю угоняла ферарри, который очень был нужен команде, чтобы пробраться в полицейский участок, где главный плохиш бразильской столицы Эрнан Рейес хранит все свои сбережения, которые Доминик решил отобрать у Рейеса, дабы проучить негодяя», то вывод напрашивается только один — над историей придется поработать еще.
 

Фактор № 2

Спецэффекты

После премьеры перегруженного спецэффектами фильма создатели получают заслуженную порцию плохих рецензий и зрителя, которого мучат головокружение и приступы тошноты.

Кадры из фильма «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (2011)
Кадры из фильма «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (2011)

Зададим банальный вопрос: «Почему люди смотрят сериалы, почему возвращаются в кинотеатры на продолжения блокбастеров?» Во времена Великой депрессии зрители шли в кинотеатр, чтобы отвлечься от нищеты и безработицы, царившей вокруг. Во время войн люди искали в кинематографе мира. От чего же люди бегут в кинотеатры сейчас? Глобальный экономический кризис — это одно.

Но есть еще один фактор, который мало кто из деятелей кинематографа берет в расчет. Но его нельзя игнорировать ни сценаристам, ни режиссерам, ни тем более продюсерам. Технологии так изменили наш мир, что даже те, кто не хотел иметь ничего общего с электронными картами, интернетом и онлайн-платежами, волей-неволей пользуются всем этим. А главное, наш мозг перегружен информацией. Теперь человек не может избежать потока информации, даже если он просто зашел в интернет почитать новости.
 

Так зачем же он выбирает кино и покупает билет на сеанс? Чтобы сбежать от не интересующей его информации и перезагрузиться.А что его ждет на просмотре «Трансформеров» 3-4 части? Хаос, шум и гам. И если фильм (сериал) перегружен спецэффектами, значит создатели напортачили с конструкцией. В первую очередь в этом случае страдает прогрессия усложнения.

Скептики скажут: «Кино без спецэффектов уже немыслимо». И это факт. Но ведь зрители устали нет от спецэффектов, а от небрежного обращения с ними. Излишние спецэффекты превращают ступени прогрессии в безумный эскалатор, который вихрем проносит зрителя по истории, пропустив станцию «Катарсис».

Ирония состоит в том, что наибольшего кассового успеха в последние двадцать лет добиваются проекты с грамотным сценарием и хорошо продуманными спецэффектами. Более того, эти фильмы немыслимы без спецэффектов — без них задумки авторов так и остались витать в облаках бесплотной идеей.

Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) / New Line Cinema
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) / Фото: New Line Cinema

Это конечно, «Матрица», «Властелин колец», «Темный рыцарь», «Начало» и, в меньшей степени, «Аватар». Все эти фильмы, не только получили одобрение критиков, баснословную прибыль, но и повлияли на современную культуру и вдохновили других художников. После 25 лет шумных и хаотичных игр с дорогущими спецэффектами придется голливудским киношникам заново осваивать подзабытые законы драматургии, которые никто по-прежнему не отменял.
 

Фактор № 3

Конкуренция

Каждую неделю в прокат выходит с десяток новых фильмов, каждый сезон появляются новые сериалы. Такая небывалая конкуренция не может не повлиять на качество кинопродукта. Борьба за сердца зрителей была всегда, но в наши дни она приобрела просто фантастические размеры. Нервы сдают, и создатели фильма (сериала) опускаются до уровня ярморочных зазывал. Угадайте, что больше всего страдает при этом? Прогрессия усложнений.

«Остаться в живых»
Кадры из сериала «Остаться в живых» / Фото: Buena Vista Television

Сценаристы и продюсеры стараются начать свой фильм (сериал, часть франшизы) так убойно, что потом создавать прогрессию усложнений, поддержать на уровне накал разыгравшихся страстей все труднее и труднее. Особенно пострадали от чрезмерно «убойного» начала фильмы, входящие в уже созданную франшизу и уже раскрученные сериалы.Создателям нужно начинать новую двухчасовую историю (а в сериале эта история и вовсе растянется на 12-24 серии), которая не должна уступать оригинальному фильму (предыдущему сезону). В идеале последующий фильм (сезон) должен быть круче предыдущего.

Можно такое устроить? Да, запросто. Только создатели таких «убойных» фильмов (сериалов) разрушают прогрессию усложнений, и в финале вместо катарсиса и ожидания следующего фильма (сезона) зритель получает беспорядок и хаос. В таких случаях зритель возвращается лишь потому, что не получил ожидаемого катарсиса и все еще надеется его обрести. А дальше — уже разочарованные рецензии, плевки публики.

Классические примеры нагромождения ситуаций до полного абсурда:
 

  • «Форсаж 5-6-7»,
  • «Три икса: Мировое господство».
  • Сериалы «Настоящая кровь», «Остаться в живых», «Мотель Бейтса», «Дневники вампира».

 

  Нагромождение в «Настоящей крови»

Так было в культовом сериале про вампиров «Настоящая кровь» с блестящей Анной Паккуин в главной роли. Он начинался как пародия, остроумная насмешка над заселившей нашу культуру нечистью.

Где-то с четвертого сезона идеи кончились, и вместо того, чтобы собрать компетентную команду и устроить сериалу перезагрузку, авторы продолжают черпать вдохновение в книгах Шарлин Харрис, писательницы средней беллетристики, которая далека от проблем кинопроизводства. Она пишет книжки, пережевывая одну и ту же идею, которая принесла ей успех.

А сериал медленно, но верно идет ко дну, под грузом все более абсурдных ситуаций.

Кадры из сериала «Настоящая кровь» Фото: HBO
Кадры из сериала «Настоящая кровь» / Фото: HBO

Происходит самое худшее, что может произойти с пародией — его создатели сами уверовали в «настоящую кровь», они начинают работать над сериалом на полном серьезе, забыв о иронии, черном юморе, который был так к лицу их истории.

Сериал наводнили полчища больных вампиров, которые высасывают один американский городок за другим, как пакеты томатного сока. Смешно? Как-то не очень. Разрушена прогрессия усложнений, разрушена стилистика, рухнул весь баланс сил в созданном мире — и создатели по инерции скатились в абсурд.

«Настоящая кровь»
Кадры из сериала «Настоящая кровь» / Фото: HBO

А начиналось так безобидно. Четвертый сезон. Сьюки, порвав с вампиром Биллом, оказывается в мире фей, где время течет совсем иначе, затем возвращается в свое измерение, чтобы бегать по лесам и полям, спасая еще одного вампира — Эрика, потерявшего память из-за заклятия ведьм. Сьюки влюбляется в Эрика, а зритель уже с трудом верит в происходящее на экране.

Когда авторы сериала рвут связь между Сьюки и Биллом, они начинают нагнетать страсти, чтобы как-то забить образовавшуюся брешь. И у них это получается! Все- таки Алан Болл не новичок, его «Клиент всегда мертв» — входит в список лучших сериалов всех времен и народов с завидной регулярностью. Но, сам того не заметив, он разрушает сложившуюся прогрессию усложнений.

Сериал закрыт на седьмом сезоне.
 

 

 


Обложка: кадр из фильма «Начало» 2010 / Warner Bros.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *