Разбираемся в теории кино. Часть 1

Понимание теории кино может помочь вам в различных ситуациях — послужить весомым аргументом в споре, подспорьем в съемках классического фильма и даже для победы в киновикторине.
 

Иногда хочется сказать больше

Возможно вам хочется писать сценарии, режиссировать или продюсировать. Чтобы вы могли проанализировать то, что видите, нужно знать основы теории кино. На то, чтобы разобрать фильм по косточками и понять его контекст, могут уйти годы тренировок. Но вы уже тренировались, сами того не зная.

Каждый раз, смотря новый сериал или кино, вы наращивали внутреннюю базу знаний. И сейчас у вас есть то, от чего можно отталкиваться при обосновании своих реакций, и из чего, со временем, разовьется вкус.

Фото: Erik Witsoe
Фото: Erik Witsoe

Если вы хотите работать в киноиндустрии на творческой специальности или даже зарабатывать на жизнь критикой кино или сериалов, без знании теории тут точно не обойтись.
 

Что такое теория кино?

Согласно «Энциклопедии теории кино», определение звучит так: «это научная дисциплина, тесно связанная с теорией критики, которая направлена на изучение сущности кино и обеспечивает концептуальную основу для понимания в отношениях фильма и реальности, других искусств, зрителя и общества». Или, говоря проще, теория кино — это способ разобрать на части картину.

Элементы Теории кино / Фото: nofilmschool.com
Элементы Теории кино / Фото: nofilmschool.com

Теоретики разбирают фильмы и сериалы, чтобы проанализировать их место в обществе. Чем лучше у вас получится считывать скрытые смыслы чужого произведения, тем больше вы их сможете заложить в вашу собственную работу. Невозможно создать уникальный продукт без базового понимания того, что было создано до вас.
 

Анализируем фильм

Теоретики кино используют следующие ключевые элементы для анализа:
 

  • тип фильма,
  • планы,
  • углы,
  • свет,
  • цвет,
  • звук,
  • монтаж,
  • мизансцена.

Обо всем этом мы поговорим позже. Для начала, давайте определимся с терминологией. Важно не путать теорию кино с кинокритикой и историей кино. Это три разные дисциплины, и они отражают разные подходы к кинопроизводству.
 

Кинокритика

Кинокритика разбирает фильмы. Ею занимаются специалисты, которые анализируют ценность кино, а также журналисты, которые делают обзоры для широкой аудитории.
 

О кинокритике
 

История кино

История кино ведет хронику жизни кинематографа с момента его зарождения до настоящего времени. Эту дисциплину интересуют изменения, которые происходят с фильмом в течение времени.
 

Как читать фильм

Включаем фильм и можно начинать. Во-первых, нужно смотреть внимательно. Чтобы хорошо проанализировать фильм, вам придется довольно часто пользоваться кнопками «пауза» и «воспроизведение». Нужно обращать внимание на те решения, к которым прибегают режиссер, оператор и монтажер. Они могут дать вам подсказку, какую эмоцию и какой посыл несет в себе каждая сцена.
 

Смотреть фильмы как кинокритик
 

Как распознать эмоцию

Но как можно узнать, какую эмоцию они хотят вызвать? Иногда это не просто, и даже музыкальное сопровождение сцены не всегда помогает.

У Роберта Эберта, которого часто называют «человеком, что принес критику в массы», есть своя хитрость для разбора фильма:

Роберт Эберт«Если упрощать, то: справа — более позитивно, слева — более негативно. Движение вправо кажется более благоприятным, налево — менее. Будущее „находится“ справа, а прошлое — слева. Верх доминирует над низом. Передний план сильнее дальнего. Симметричная композиция кажется находящейся в состоянии покоя.

Диагонали в композиции „двигают“ взгляд по направлению к самому острому углу, несмотря на то, что они могут быть статичными. Таким образом, композиция может вести нас на дальний план, который станет важнее переднего. Наклон сам по себе задает диагональ и кажется, что мир потерял точку опоры. Большинство съемок с наклоном имеют уклон вправо, возможно намекая, что герои неумолимо движутся к своему будущему. Наклон влево предполагает безысходность, грусть, отход от дел. Лишь некоторые наклоны несут в себе позитивный заряд.

Движение доминирует над неподвижными вещами. POV выше уровня глаз героя уменьшает его; ниже — увеличивает. Экстремально высокие углы съемки превращают героев в пешек, низкие — в богов. Яркие области часто доминируют над темными, но так бывает не всегда. Внутри контекста стоит искать „доминирующий контраст“ — это та область, которая привлекает наше внимание. Иногда она будет темнее, дальше, ниже, и так далее. Эффективным приемом может быть как следование внутренней логике, так и противодействие ей».

И хотя дальше он советует не принимать все это за истину в последней инстанции, это руководство хороший ориентир для начинающего зрителя. Готовы к чему-то более сложному? Тогда давайте вернемся к списку, которым теоретики кино пользуются для последовательного анализа и разбора фильма.
 

Типы фильмов

Существует три основных типизации фильмов: реализм, классика и формализм.

1Реализм

Этот тип фильмов фокусируется на настоящем. Фильмы и сериалы могут перенести нас в разные места, но чтобы попасть в эту категорию, они должны показывать мир как он есть, без фильтров.

Примеры: «Аквариум», «Похититель велосипедов», «Охотник на оленей», «Детки». 
 

О реализме в кино

Характеристики:

  • непрофессиональные актеры (есть исключения);
  • без спецэффектов;
  • декорации и реквизит присутствуют на месте съемки;
  • минимальный монтаж;
  • естественное освещение;
  • документальный стиль.

Реализм стремится показать реальный мир без прикрас, иногда уходит в неприглядность и грязь. Возможность создавать фильмы с помощью телефонов и цифровых камер возродила спрос на фильмы этого типа. Недавно в реализме появились такие течения, как мамблкор (от англ. mumble — «бормотание») и современный реализм. Фильмы, подобные «Проекту “Флорида”», „Станция „Фрутвейл“» и «Однажды» стремятся показать, как их герои справляются с реальными проблемами, с которыми сталкиваются в повседневной жизни.

2Классика

Этот тип находится между двумя крайностями — реализмом и формализмом. Классические фильмы все еще хотят сделать акцент на настоящих отношениях реальных людей, но несут в себе творческие элементы.

Примеры: «Уцелевший», «Гражданин Кейн», «Крестный отец», «Девушка без комплексов», «В центре внимания».
 

Режиссер Стивен Спилберг о важности изучения классических фильмов

Характеристики:

  • профессиональные актеры;
  • отсутствие или минимальное количество спецэффектов;
  • съемки происходят на локации или в студии;
  • для создания настроения используется освещение и звук.

Большая часть драм, которые вы видели, попадают в категорию классики. Речь идет о форме, не следует путать ее с тем, что вы смотрите по телевизору. Однако, большая часть тех «классических» фильмов тоже попадают в этот тип.

3Формализм

Строится вокруг режиссера, который преподносит аудитории созданную им альтернативную реальность.

Примеры: под это определение попадают все фильмы Гильермо Дель Торо, каждое супергеройское кино, «Звездные войны» и большая часть современных фильмов.
 

Формалистская теория кино

Характеристики:

  • профессиональные актеры;
  • большое количество спецэффектов;
  • монтаж замедляет или ускоряет время;
  • освещение и звук преувеличивают эмоции;
  • стирает иллюзию реальности.

К счастью для нас, никакого Таноса, который явился бы, чтобы стереть с лица Земли ее население, не существует. Но формализм стремится показать нам полностью выдуманный мир. По большей части, именно на этот тип фильмов мы и ходим в кино. Именно они ответственны за рост анимации для взрослых.
 

Планы

Существует 10 видов планов:

  1. Деталь, макро.
  2. Крупный план.
  3. Первый средний план (поясной).
  4. Второй средний план (выше голеностопа и ниже колен).
  5. Общий план.
  6. Дальний план.
  7. Глубокий фокус.
  8. Американский план (чуть выше колен).
  9. Через плечо.
  10. POV.

Мы рассматриваем каждую сцену как комбинацию планов. Их микс создает разные настроения и режиссерский замысел.
 

Композиция в кино
 

Углы

Есть четыре основных угла съемки:

  1. На уровне глаз.
  2. Высокий.
  3. Низкий.
  4. Под наклоном.

Они также используются для передачи эмоций зрителю. При создании монтажа и раскадровки подумайте о том, как можно вызвать в зрителе нужные вам ощущения за счет съемки сцены.
 

Как найти лучшие ракурсы для съемки
 

Свет

Существует четыре основных типа освещения:

  1. Светлый.
  2. Темный.
  3. Кьяроскуро.
  4. Контровой/задний свет.

Каждый тип освещения задает свое настроение. Вспомните жанры, которые вам нравятся. Комедия и нуар освещены по-разному, чтобы создать разные настроения. Чем больше вам будет удаваться съемка, тем лучше вы сможете смешивать эти стили, чтобы в итоге создать свой уникальный способ привлечения внимания аудитории.
 

Визуальный стиль в фильме «Ночные игры» (2018)
 

Цвет

Существуют два основных вида цвета:

  1. Насыщенный — передает счастье, фантазии, романтику, идеалистическую картинку. Вспомните кадры из фильма «Чарли и шоколадная фабрика». Фабрика кажется страной чудес, где мечты становятся явью.
  2. Приглушенный — передает прошлое, борьбу, депрессию. Сравните миры в фильмах «Чарли и шоколадная фабрика» и «Дорога». Во втором вряд ли кому-то захочется оказаться.

Теория цвета / Фото: nofilmschool.com
Теория цвета / Фото: nofilmschool.com

Источник: nofilmschool.com
 

 


Обложка: Angel Origgi

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *