Разбираемся в теории кино. Часть 2

В прошлом материале мы не разобрали несколько ключевых элементов для анализа фильма — такие как звук, монтаж и мизансцена. Рассмотрим их сейчас.
 

Звук

Существуют два основных вида звука.

1Атмосферный — звук, источник которого виден на экране, или наличие которого подразумевается по происходящему в фильме; также у него есть две характеристики: закадровый или внутрикадровый.

Примеры:

  • голоса персонажей;
  • звук, который издает реквизит;
  • музыка от инструментов в фильме.

Самый простой способ понять, что такое атмосферный звук — подумать о том, что слышат персонажи на экране.
 

Звук в кино

2 Закадровый — звук, источник которого не виден на экране и не является частью действия фильма; фактически, это любой звук, который находится за пределами места действия истории.

Примеры:

  • комментарий рассказчика;
  • звуковые эффекты для придания большей выразительности;
  • создающая настроение музыка.

Это те звуки, которые слышит аудитория, но не слышат герои.
 

Монтаж

 

О монтаже в кино

Монтаж — та вещь, которая обычно незаметна в фильмах. Работа монтажера заключается в том, чтобы заставить историю течь, а также провести по ней аудиторию. Если он неопытен, то его работа заметна, нервна, и сбивает настроение от просмотра. Есть разные виды монтажа:

  • последовательный — поочередный показ двух и более действий или образов, которые происходят или в разное время, или одновременно в разных местах;
  • классический — прыгает от дальнего кадра к среднему, а затем крупному для создания драматического эффекта;
  • субъективно-последовательный или перекрестный — параллельный показ развития разных событий, которые объединяют один сюжетный ход;
  • тематический — посвященный определенной теме;
  • ассоциативный — использование кадров и эпизодов, вызывающих у зрителя определенные ассоциации, образы, сравнения. Часто его применяют для создания определенного настроения и придания сценам эмоциональной окрашенности;
  • диалектический — монтаж направлен на выражение противоречия.

Работа монтажера сложна. Но можно облегчить ее, планируя кадры заранее и создавая раскадровки.
 

Мизансцена

От франц. mise en scene — «помещенный на сцену». Это все, что появляется перед камерой и то, как оно расположено на экране. Мизансцена стремится передать общее послание фильма. Поэтому продумывайте все, от движения актеров и их поз до расстановки мебели в комнате главного героя. Это имеет значение. Мизансцену можно разделить на несколько составляющих.

1Расположение в кадре:

  • объект сверху кадра кажется могущественнее;
  • снизу — уязвимее;
  • объекты справа и слева становятся незначительными;
  • расположение объекта по центру передает ощущение важности.

Кадр из фильма ««Властелин колец: Братство Кольца» (2001) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца» (2001) / Фото: New Line Cinema

2Куда смотрят персонажи? Расположение в сцене:

  • лицом к зрителю;
  • в четверть оборота;
  • в профиль;
  • три четверти;
  • спиной к камере.

Кадр из фильма «Только Бог простит» (2013) / Фото: Gaumont
Кадр из фильма «Только Бог простит» (2013) / Фото: Gaumont

3Взаимодействие камеры и кадра:

  • общий план;
  • средний план;
  • крупный план.

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures

4Плотность в кадре:

  • теснота — передает напряженность, значитальность или невозможность сбежать;
  • открытое пространство — передает свободу, опустение или незначительность субъекта.

 
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10» (2016) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10» (2016) / Фото: Paramount Pictures
 

Различные подходы к теории кино

Теперь, когда у вас есть базовое представление о теории кино, пришло время углубиться в различные подходы к этой теме.

Аппаратная теория
 

Аппаратная теория

Эта теория господствовала в 1970-х годах. В основе фильмов этого периода лежали реальность и идеология, а во время просмотра фильма зритель идентифицирует себя с героями, даже осознавая, что все происходящее на экране, по сути, срежиссировано.

Теория авторского кино
 

Теория авторского кино

Фильм неизбежно несет отпечаток режиссера, потому что он просматривает и отбирает все аудио и визуальные элементы. Так что «автором» кино следует считать скорее его, а не сценариста. Эта теория была популярна во Франции 1940-х годов.

Американский критик Эндрю Сэррис тоже проталкивал эту идею, но окончательно она захватила умы в 1951, когда Андре Базин написал о ней в периодическом издании Cahiers du cinema. Теория авторского кино имеет все еще немало сторонников. Даже создаются правила для ее последователей, например, сколько фильмов стоит создавать режиссеру и может ли он быть еще и сценаристом. Со вторым в Голливуде и так несправедливо обходятся, поэтому, они явно не фанаты такого подхода.

Феминистическая теория кино
 

Барбара Хаммер о феминистском кинопроизводстве

Это направление, как не трудно догадаться, берет свое начало в феминизме. Вкратце ее суть можно передать так: большая часть фильмов создается мужчинами и ими же контролируется. Следовательно, кино в целом было создано сквозь призму мужского взгляда и навязывает женщинам роли и стереотипы, которые могут негативно влиять на их социальное положение.

Феминистическая теория кино впервые заявила о себе в 1960-х и 1970-х годах. Ее можно применить ко всему: от Тарантино до Уэллса. Чтобы более подробно узнать об этой теории, рекомендуем ознакомиться с эссе Лауры Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». Феминистическая теория сегодня не только живет и здравствует, но и вышла на новый уровень, проникнув в поп-культуру с тестом Бекдел.

Что такое тест Бекдел?
 

Тест Бекдел

Этот тест задает вопрос, есть ли в этой работе хотя бы две женщины, которые беседуют о чем-нибудь кроме мужчин. Недавно к нему был добавлен еще один критерий: у этих женщин должны быть имена. Тест назван по имени американской карикатуристки Элисон Бекдел, в комиксе которой он впервые появился в 1985 году.
Сама Бекдел приписывает эту идею своей подруге Лиз Уоллес, а также работам Вирджинии Вулф. В нулевых идею этого теста широко подхватили, и на его основе появились другие тесты на гендерную предвзятость.

Вспомните свой любимый фильм. Проходит ли он тест Бекдел?

Вот некоторые великолепные фильмы, которые не проходят: «Невидимая сторона», «Властелин колец», «Русалочка», «Завтрак у Тиффани».

А вот эти не менее великолепные — проходят: «Холодное сердце», «Дитя человеческое», «Скрытые фигуры», «Девичник в Вегасе», «Звездные войны: Последние джедаи».

Жанровая теория кино

Возможно, самая обширная из всех теорий кино. Она разбивает фильмы по жанрам и затем анализирует, какие тропы или темы им характерны. Также жанроведение старается понять, говорят ли темы, затрагиваемые в фильмах что-либо о том мире и времени, в котором они появились. Рассказывают ли жесткие полицейские фильмы 1980-х о токсичной маскулинности? Как использовался и был отвергнут стереотип «дамы в беде» в жанре экшн? Почему секс в хоррор-фильмах всегда означает что-то плохое?

Квир-теория
 

История квир-теории в кино

Появилась в начале 1990-х. Подобно феминистической теории, она разбирает фильмы с точки зрения того, как они появились. Она предполагает, что каждый фильм, из-за господствующих в обществе норм и культурных ограничений, был создан с «гетеросексуальной» точки зрения. Ломая этот барьер, квир-теория может показать ограничения этой модели и раздвинуть границы «нормы».

Вот некоторые примеры квир-теории в действии: «Отрава» Тодда Хейнса, в которой жанр хоррор был применен для исследования сексуальных практик геев в эпоху СПИДа. Также сюда можно добавить «Парни не плачут» от Кимберли Пирс, где использовалась и феминистическая, и квир-теория, чтобы показать, как общество относится к главному герою-трансгендеру.
 

Почему теория кино так важна

Я надеюсь, что после прочтения этой статьи вы поймете, почему теория кино важна. Она существует не только для того, чтобы на коктейльной вечеринке рассуждать о том, как творчество Хичкока повлияло на Спилберга. Или о том, что логотип A Band Apart в фильме Тарантино — это оммаж французскому фильму новой волны «Bande a part» режиссера Жана-Люка Годара.

Если вы создаете или изучете фильмы, важно уметь извлекать те элементы, которые делают фильм «хорошим» или «плохим». Также, если вы пишете сценарии, режиссируете или продюсируете, вы можете подкреплять теорией свои предложения по кадрированию, монтажу или же создавать работу с глубоким смыслом.

Плюс, вы можете сделать карьеру.
 

Где применить теорию кино

Образование в области теории кино может открыть вам двери во множество мест. Для меня это была No Film School. Вот несколько мест, куда вас может привести хорошее знание теории кино.
 

Профессура 

Профессор о фильме «Касабланка» (1942)

Большинство теоретиков кино — профессора в колледже. Они дают лекции по всему миру и имеют кучу различных специализаций. Мой любимый профессор в колледже недавно написал книгу об итало-американском портрете маскулинности в кино и на телевидении. Плюс на этого выбора в том, что вы можете выбрать собственную нишу и в ней работать. Конечно, вам придется достаточно много учиться, получить докторскую степень, искать работу, просить о должности, а также работать со студентами. Но, кажется, людям это нравится.
 

Критики

 

Джин Сискел и Роджер Эберт о Квентине Тарантино

Думаете, что готовы подхватить эстафету там, где закончили Сискел и Эберт? Вы — тот, к кому идут советоваться друзья, прежде чем заглянуть на Rotten Tomatoes? Возможно, вам стоит подумать о карьере критика. Как мы упоминали раньше, критика — не о «плохом» и «хорошем» кино. Наличие обширных знаний позволит вам сравнить фильм или сериал со всей плеядой развлечений, которая была до них. Вы можете прокомментировать, как освещение меняет тон повествования или как из-за чрезмерного контроля режиссера над монтажем фильм получается слишком длинным, слишком коротким, или еще что-нибудь. Вы можете создать свой канал на Youtube, где будете разносить все в пух и прах и придираться к мелочам.
 

Творцы

 

Топ-10 кинорежиссеров

И наконец, если вы собираетесь стать творцом киномира, вам непременно понадобится отличное знание этого предмета. Вы же не хотите показать всем на общем собрании или презентации, что не разбираетесь в своем деле. Продюсеры будут просить дать им визуальные референсы. Они хотят быть уверенными, что вы сохраняете контроль над тем, что делаете, как на бумаге, так и на стадии работы над звуком.

И теория кино поможет вам создавать более оригинальный и вдохновленный контент.

Источник: nofilmschool.com
 

 


Обложка: Jeremy Yap

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *