Мастер: Кристофер Нолан
Впрочем, картина рождалась довольно долго, она росла и трансформировалась, это обычная эволюция любого творческого проекта. В команду Кристофер Нолан позвал своего постоянного, на тот момент, оператора-постановщика Уолли Пфистера, супервайзера спецэффектов Криса Корбулда, с которым работал на трилогии о Темном рыцаре, и VFX-супервайзера Пола Франклина из компании Double Negative.
«Живые» эффекты
Не секрет, что Нолан предпочитает практические эффекты цифровым, а снимать любит на пленку. Поэтому у Криса Корбулда была весьма нетривиальная задача: создать множество реальных устройств, позволяющих продемонстрировать необычное поведение объектов в кадре: изменяющаяся гравитация, ее отсутствие или распыленная необычным образом вода, поток которой заливал бы целый замок. Ведь во сне многие явления «живут» не так, как в жизни. А выглядеть они должны были абсолютно реалистично.
Супервайзер спецэффектов Крис Корбулд на съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Реалистичность была главной установкой режиссера. Он не хотел показывать сюрреалистические картины сна, будто сошедшие с полотен Сальвадора Дали. Он хотел, чтобы все происходящее во сне было абсолютно реальным. Настолько, что мозг спящего не понимал бы, где он находится: в реальном мире или все-таки спит. Это было частью сюжета. И отталкиваясь от этой задачи, вся команда принялась думать над трюками.
Корбулд и его команда из шести человек разрабатывали все эффекты в своей мастерской в Longcross Studios и в ангаре для цеппелинов в Кардингтоне (Бедфордшир, Англия).
«Мы создали большие риги в Англии, — говорит Корбулд. — А потом поехали в Лос-Анджелес, где работали с координатором спецэффектов Скоттом Фишером и его командой. После чего мы побывали в Париже, Канаде и Марокко — и каждый раз это было новое приключение. Кристофер описал проект как очередной фильм о Бонде, а я считаю, что это было совершенно безумное шоу».
Водопад в японском замке
В самом начале фильма зрители вместе с персонажем Леонардо ДиКаприо оказываются в японском замке, где они тестируют Сайто. В самом финале событий замок начинает рушиться. Здесь было использовано несколько приемов, начиная от обычной тряски камерой и падения мелких обломков до весьма сложного трюка с водой.
По сюжету на более высоком уровне сна персонажа ДиКаприо окунают в ванну с водой, и отголоском этого становится необычный водопад, бьющий в окна крепости, заливающий всю декорацию и персонажа Лео.
Вода — довольно сложный материал, потому что у нее весьма немалый вес, и заливать человека большим потоком опасно. На первых тестах стало понятно, что простым водосбросом здесь пользоваться нельзя, поэтому Крис Корбулд придумал распылить воду с помощью 26 воздушных пушек, выталкивающих воду под большим давлением.
Это визуально увеличило количество воды, оставляя ее достаточно легкой, чтобы в этих кадрах мог сниматься сам актер.
Постаревший Сайто
Для первых кадров картины гримерам предстояло состарить персонажа Кена Ватанбе, превратив его в старца. Пластический грим был создан на основе изображений, предоставленных главой отдела грима Луизой Эйбел.
«Мы сделали грим Сайто, основываясь на изображениях 80-летних европейцев, — рассказывает художник по пластическому гриму Джоел Харлоу. — Азиаты стареют не так, как белые, 80-летний белый выглядит как 110-летний азиат».
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Харлоу сделал глиняные скульптуры, используя слепки лица Ватанабе. После чего художники создали финальную версию пластического грима, выпекли накладки из силикона и вручную вклеили волоски. На площадке гримеры сделали актеру горб, состарили руки и уши, после чего наклеили лысый парик, совместив его с накладками на лоб, веки, нос, губы, а также с частями, которые закрывали щеки и шею актера. После чего цветной грим, контактные линзы и зубные вставки завершили иллюзию.
Гравитации нет!
Декорация, которая участвовала в сценах изменения гравитации — это постройка, которая установлена на гидравлический гимбал. 35-метровый коридор находился в центре цилиндра, который состоял из восьми металлических колец девяти метров в диаметре. К каждому кольцу был подведен свой электромотор. Все кольца должны быть абсолютно одинаковые и синхронно вращаться, иначе декорацию будет корежить и трясти.
Художник-постановщик ленты Гай Хендрикс Дайас выстроил весь интерьер коридора из мягких материалов, включая бра и другие осветительные приборы, чтобы актеры не поранились, если бы упали на них.
Отдельно была построена другая установка — в ней располагалась комната отеля с другими пространственными измерениями. На этот раз длина комнаты была намного больше, чем высота. И если при вращении коридора актерам нужно было лишь придерживаться заданного ритма, чтобы попадать в такт, то с комнатой такое не работало. Драка внутри этой декорации была сложнее: если бы каскадер замешкался, ему грозило падение с пятиметровой высоты.
Еще одна комната на гимбале была построена для изменения гравитации в баре отеля. Эта декорация наклонялась всего на 30 градусов. Но для создания иллюзии этого вполне хватило.
Наклоняющаяся декорация размером 24,3 на 18,2 метра должна была выдержать всю съемочную группу и 35 участников массовки, включая осветительные приборы и прикрученную к полу мебель. Все это стояло на платформе, которая наклонялась с помощью механизмов, созданных инженерами под руководством супервайзера Роя Куинна.
«Декорация располагалась на массивных гидравлических ригах с опорой в центре, — рассказывает Крис Корбулд. — Гидравлика наклоняла постройку на 20 градусов в сторону примерно за четыре секунды. Само движение было почти незаметно. Крис хотел, чтобы зрители понимали, что что-то происходит, поскольку жидкости в стаканах начинали вести себя необычно, а висящие лампы наклонялись».
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Кстати, в Кардингтоне было построено две декорации коридора отеля. Одна из них стояла вертикально, чтобы их можно было подменять для разных кадров. Например, падение охранника в коридор было снято именно в вертикальной декорации. На самом деле охранника снимали снизу вверх, поднимая его на тросе, который он прикрывал своим телом. Это старый трюк, придуманный еще Павлом Клушанцевым.
Взрыв кафе
В Париже Кобб вербует нового архитектора, демонстрируя ей возможности подсознания. Он приводит ее в кафе и стимулирует ее осознание природы реальности сна. Это производит на девушку эффект разорвавшейся бомбы, и окружающие ее объекты начинают рушиться. Эти кадры были частично сделаны на площадке, а частично — с помощью CG.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
«Крис хотел, чтобы взрывы производились без дыма и огня, — рассказывает Крис Корбулд. — А Леонардо и Эллен сидели бы в эпицентре. Кроме того, парижские власти запретили совершать взрывы громче 104 децибел. Это означало, что на протяжении нескольких недель нам нужно было тестировать и вносить изменения в эффекты».
Команда Корбулда создала копию парижской улицы в Кардингтоне. «У нас было шесть лавок с овощами, книгами, журналами и одеждой. Все было создано из резины, — продолжает Корбулд. — Взрывы были сделаны с помощью азотных воздушных пушек, без пиротехники. К тому же, все взрывы были узконаправленными, так что кружки на столе перед актерами даже не двинулись, когда вокруг все взлетело в воздух. Я сам сел на их место во время одного из тестов и знал, что это безопасно».
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Во время работы в кафе Корбулд использовал дополнительные щиты для изменения траектории полета предметов во время планирования взрывов, направленных наружу. Более тяжелые предметы, например, автомобили и мотоциклы, а также столики и стулья переворачивались с помощью тросов. Сцены снимали на камеры Photo-Sonic 4ER и Vision Research HD Gold Phantom со скоростью от 360 до 1200 кадров в секунду. Позже команда Double Negative усилила этот эффект.
Так взрывы начинались в реальном времени, а потом постепенно летящие в воздухе объекты замедляли свое движение, будто застывали в какой-то плотной текучей среде, после чего столкновения объектов друг с другом инициировали новую детонацию и предметы снова разлетались во все стороны.
Для реализации этого элементы, которые снимались вживую, смешивали с анимацией частиц, динамикой жидкости и специально созданными динамиками. В этой сцене есть пара полностью CG-планов.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Дополнительно, используя внутристудийную разработку Double Negative — движок для симуляций под названием dnDynamite — и Side Effects Houdini, VFX-художники разрушили фасады зданий и добавили их осколки в подвешенную в невесомости мешанину. Досталось и каменной мостовой.
Интересно, что разные предметы в одной сцене двигались с разной скоростью, а какие-то зависали в воздухе перед тем, как сдетонировать снова, что добавляло этой сцене сюрреальности.
Складывающийся Париж
После краткого перерыва персонажи возвращаются в Париж, где Ариадна продолжает постигать все азы управления реальностью сна. Трансформации парижских улочек и мостов были сделаны с помощью комбинации физических и цифровых эффектов.
За три месяца до начала съемок супервайзер визуальных эффектов Double Negative Роб Ходгсон сопровождал представителей своей студии и Lidar VFX, которые отправились собирать данные о будущей съемочной площадке в Париже. На протяжении пяти дней они изучали и сканировали четыре квартала парижского района Rive Gauche.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
«Мы знали, что больших хромакейных панелей на съемочной площадке не будет, — рассказывает VFX-супервайзер Пол Франклин. — Крис Нолан и его оператор, Уолли Пфистер, не любят так работать. Они быстро двигаются, зачастую снимая с рук, и нам пришлось к этому подстраиваться. Для выделения актеров из заднего плана использовалось ротоскопирование, а потом фон был заменен на картины трансформирующейся реальности».
В Париже сотрудники Double Negative получили доступ к окружающим жилым домам, виду с крыш и из окон, а также к подъемникам для съемки с максимально возможной высоты. Команда скаутов воспользовалась цифровыми камерами Canon 1DS Mark II на штативе для сбора более 500 Гб фотоматериала с разрешением 4K, отдавая предпочтение облачным дням с рассеянным освещением.
Художники Double Negative построили CG-город, переделав существующий пайплайн компании так, чтобы программное обеспечение могло поддерживать создание ярко освещенного цифрового мегаполиса в высоком разрешении.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Нолан снял сворачивание улиц на перекрестке Le Place Georges Mulot и Rue Bouchut — именно этот перекресток использовала команда Double Negative для своей симуляции. До начала съемок команда студии создала превиз происходящего, на основе которого и была разработана вся сцена.
Это был довольно сложный концепт — здания опрокидывались и ложились друг на друга крышами, в результате чего появилась кубическая вселенная. Самое сложное здесь было понять, откуда светит солнце. Собранные ранее фотоматериалы парижских улиц спроецировали на новую геометрию, которую заново осветили и потом произвели с ней все нужные манипуляции.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Сцена «населена» компьютерными автомобилями и цифровыми людьми. Новый внутристудийный инструмент симуляции позволял указывать направление гравитации для каждого элемента. Это позволило использовать технологию захвата движения для анимации пешеходов.
Кобб и Ариадна доходят до вертикальной плоскости и ступают на нее, оказываясь под углом в 90 градусов по отношению к мостовой, которую только что покинули. Этот кадр был снят в павильоне на вращающемся гимбале. Камера была статично закреплена на установке, поэтому для нее не декорация повернулась, а актеры пошли по стене.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Художники Double Negative добавили здания и улицы с автомобилями на заднем плане, а также пешеходов и изменили темп движения актеров.
Обложка: на съемках фильма «Начало» (2010) / Warner Bros.