«Режиссер монтажа — полноценный соавтор фильма, который должен уметь все»: тезисы мастер-класса режиссера монтажа Александра Андрющенко

 

О борьбе с перманентной депрессией и важности опыта

Режиссер монтажа должен уметь преодолевать все стадии депрессии. Когда собираешь сцену, собираешь кино, оно почти всегда не получается. Тут нужно буквально проломить стену головой. Собрать, подумать, пережить депрессию, собрать еще, снова подумать, пережить еще одну депрессию. Поэтому режиссер монтажа — это особый склад психики. Здесь надо уметь преодолевать депрессии, я не шучу. В принципе, думаю, в каждой профессии так, но у режиссеров монтажа особенно.

Александр Андрющенко на съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»
Александр Андрющенко на съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»

Призываю всех быть психологически устойчивыми. Приходит это с опытом. А что такое опыт в моем понимании? Это знание, что ты преодолеешь трудности. Потому что ты их уже преодолевал. Вот ты садишься, собираешь сцену, и она не получается. Не получается и все. Что-то получается сразу, но половина, как минимум, не получается вот вообще.

И далее или тебя увольняют, потому что ты ничего не делаешь из-за депрессии, или же у тебя есть опыт и ты знаешь, что если посидеть и поработать над проектом, то все получится. Но депрессии не избежать. Ты всегда все равно с ней сталкиваешься.
 

Режиссер монтажа — это особый склад психики. Здесь надо уметь преодолевать депрессии, я не шучу.

Ты смонтировал уже сто фильмов, ты самый крутой, на тебя все молятся. Но ты садишься за сто первый фильм, и ничего не получается. Важно уметь себя переключать — переходить к другим сценам, искать другие решения.
 

О наличии чугунной жопы

Александр Андрющенко на съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»
На съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»

Режиссеру монтажа следует быть готовым много работать. Надо иметь чугунную жопу, простите за выражение. Потому что ты много сидишь и монтируешь, монтируешь, монтируешь. Никаких правил, законов нет. Есть только вопрос поиска и усердия.
 

Об умении писать диалоги

Режиссер монтажа — это полноценный соавтор фильма, который должен уметь делать все, в том числе и писать диалоги. Потому что диалоги часто написаны плохо и на монтаже их нужно переписывать. Если вы получаете сцену, собираете ее и видите, что она не работает, то нужно сесть, написать текст, который подойдет, вложить его в рот актерам, придумать, как это снять или что нужно переозвучить. Если режиссер монтажа приносит неудачную сцену и говорит: «Ну, вы так сняли», — это плохой режиссер монтажа.

На съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»
На съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: «Наше кино»

Хороший режиссер монтажа, с которым хотят работать все люди в индустрии, — это человек, который может сделать из любой сцены удобоваримую. Открываешь ноутбук, сам озвучиваешь героев, делаешь сцену, приходишь говоришь: «Ребят, сняли плохо. А вот так сцена работает». Тебе говорят: «Уау, спасибо, мы сами не додумались».

Для меня в свое время откровением была работа с Тимуром Бекмамбетовым, когда я пришел в Bazelevs собирать фильм «Черная молния». Я собрал какую-то сцену, пришел Тимур, и говорит, что сцена не работает. «Вы так сняли», — отвечаю я. И тогда он сказал вещь, которая дала мне очень многое: «И что? Ты сидишь, собираешь склейки? Напиши, как она заработает. Зумни, откадрируй, скажи, как должно быть — поедем доснимем».
 

О работе с режиссером-постановщиком

Режиссер-постановщик в идеале ждет от режиссера монтажа сборку. Но есть и авторитарные режиссеры, которые работают с режиссерами монтажа все время. Им не нужен режиссер монтажа, им нужен кнопкодав. Этот кнопкодав должен смонтировать так, как режиссер-постановщик ему скажет: «Склейка туда, склейка сюда». Но когда такой режиссер-постановщик сталкивается с хорошим режиссером монтажа, он уходит радостно, чтобы вернуться только через два месяца, когда будет готова сборка.
 

Если режиссер монтажа приносит неудачную сцену и говорит: «Ну, вы так сняли», — это плохой режиссер монтажа. 

В идеале режиссеру нужен на монтаже соавтор, который не будет эмоционально привязан к материалу. Иногда режиссер влюбляется в кадр, хотя кадр на самом деле говно. И наоборот. Я знаю режиссеров, которые все монтировали сами, а потом вдруг понимали, что в лице режиссера монтажа они могут получить соавтора, способного свежим взглядом увидеть фильм и переделать его так, как надо.
 

О спорах с режиссером


Федор Бондарчук и Александр Андрющенко на съемках фильма «Притяжение» (2017) / Фото: Facebook 

Раньше я все время сидел и по три часа спорил с режиссерами. Потом я понял, что спорить бессмысленно. Гораздо быстрее сесть и смонтировать, показав две-три версии. Ты можешь быть не прав, режиссер может быть не прав, но увидеть это можно, только сравнив разные варианты. А когда смонтировано здорово, то решение принимается, как правило, единогласно.
 

Актерская профессия

 Александр Войтинский, Семён Трескунов и Александр Андрющенко на съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook
 Александр Войтинский, Семён Трескунов и Александр Андрющенко на съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook

Режиссер монтажа — лучший друг актеров. Режиссер монтажа должен уметь отличать хорошую работу актера от плохой. Хороший режиссер монтажа — спасение для актера. Актеры обожают хороших режиссеров монтажа. Потому что актер играет много всего, а режиссер монтажа — тот, кто оставляет самое вкусное.
 

Ты можешь быть не прав, режиссер может быть не прав, но увидеть это можно, только сравнив разные варианты.

 

Режиссер монтажа и операторская работа

Режиссер монтажа должен хорошо разбираться в операторской работе. Очень часто режиссеров монтажа используют на съемках. Там все ходят к ним и спрашивают: «Монтируется? Не монтируется? Что еще нужно доснять?». Есть обычные и понятные вещи, вроде «восьмерок», осей взаимодействия персонажей, но когда на площадке героев пять, все начинают путаться в мизансценах. Режиссер монтажа в такой ситуации — ангел, который скажет, как надо снять, чтобы все монтировалось.
 

О чувстве ритма

На съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook
Александр Андрющенко, Валерий Махмудов и Александр Войтинский на съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook

Режиссер монтажа должен иметь чувство ритма и работать с ним. То есть он должен понимать, где нужно его ускорить, создать напряжение, а где — замедлить, акцентировать эмоциональное переживание.
 

О музыкальном вкусе и работе с композитором

Режиссер монтажа должен иметь музыкальный вкус, должен разбираться в музыке. Потому что именно он подставляет всю референсную музыку на монтаже. Режиссер монтажа помогает композитору, подсказывает, для чего тот пишет музыку, какую эмоцию нужно подчеркнуть и что нужно сделать. Для этого составляется специальный документ, в котором говорится где, что и как должно быть акцентировано.

Режиссер монтажа — ангел, который скажет, как надо снять, чтобы все монтировалось. 

 

Звукорежиссура

Еще режиссер монтажа должен разбираться в звукорежиссуре. Смонтированная версия дальше уйдет в звук, где есть много подводных камней. Не все, что ты смонтировал, будет красиво на звуке. Есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Поэтому звукорежиссеры очень любят режиссеров монтажа, которые учитывают их интересы.
 

Работа в команде и коммуникация

Александр Андрющенко на открытии школы «Индустрия» / Фото: Школа кино и телевидения «Индустрия»
Александр Андрющенко на открытии школы «Индустрия» / Фото: Школа кино и телевидения «Индустрия»

Режиссеру монтажа нужно уметь работать в команде. Хорошие режиссеры монтажа часто работают на съемках, на постпродакшне, на промо. А это требует взаимодействия с совершенно разными людьми по разным задачам. Поэтому если вы двух слов не можете сказать человеку и вообще не коммуникабельны, это будет для вас проблемой.
 

Дистрибуция и промо

В идеале режиссер монтажа должен еще разбираться и в дистрибуции и промокампании фильма. Потому что большая часть работы режиссера монтажа — это промо фильмов: ТВ-споты, ролики, трейлеры и так далее, где тоже действуют свои законы.
 

Если вы думаете, что офигенным режиссером монтажа можно стать за год — это ошибка.

 

Как делать сизл-рил

Александр Андрющенко на съемках фильма «Напарник» / Фото: Компания «Наше кино» 
Александр Андрющенко на съемках фильма «Напарник» (2017) / Фото: Компания «Наше кино» 

Сизл-рил (Sizzle Reel) — ролик, который делается из кадров других фильмов, клипов, рекламы до написания сценария фильма, на основе идеи, заявки, синопсиса. Из такого ролика должен быть понятен сюжет, должны быть понятны характеры героев, обозначен жанр. Чтобы собрать хороший сизл-рил, для начала нужно написать его сценарий. Можно использовать нарратив, например, задать экспозицию закадровым текстом или титрами. Нужны и диалоги. Без диалогов в конфликте между персонажами вы не раскроете характеры. Старайтесь на одного героя подбирать кадры с одним актером, пусть они будут и из разных фильмов. Так зрителю будет проще подключиться.
 

О важности собственного опыта и перспективах

Стать хорошим режиссером монтажа можно только с опытом. Есть правило десяти тысяч часов, в которое я твердо верю. Нужно работать и работать, много монтировать, причем в разных форматах.

Александр Андрющенко на съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook
Александр Андрющенко на съемках фильма «Призрак» (2016) / Фото: Facebook

Мне в свое время посчастливилось сотрудничать с огромным количеством разных режиссеров на разных проектах: блокбастерах, артхаусе, проектах, за которые мне мучительно стыдно, и проектах, которыми я горжусь. Разные люди, разные почерки — это опыт. Если вы думаете, что офигенным режиссером монтажа можно стать за год — это ошибка. На это нужно положить много времени.

Но как только вы становитесь хорошим режиссером монтажа, для вас открываются все дороги. В том числе вы можете снимать как режиссер-постановщик, что на практике часто и происходит. Потому что, когда режиссер монтажа достигает хорошего уровня, он обладает всеми навыками и знаниями, чтобы снять кино самостоятельно. В том числе благодаря тому, что режиссер монтажа постоянно видит, как косячат другие и может учиться на чужих ошибках.

Материал подготовлен на основе мастер-класса Александра Андрющенко в Школе кино и телевидения «Индустрия».
 


Обложка: Александр Андрющенко (справа) на съемках фильма «Напарник» (2017) во Владивостоке / Юрий Смитюк/ТАСС

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *