О сотрудничестве с постановщиком
В работе с режиссером многое зависит от того, как он хочет увидеть фильм. Одним надо получить все в точности так, как изначально задумано, другие дают волю режиссеру монтажа. Иногда, даже если режиссер об этом не просит, я делаю свой вариант сцены, если вижу в ней какой-то больший потенциал. И показываю: «Как тебе?» Конечно, всегда остается приоритет постановщика, но если материал интересный, в нем можно покопаться, то почему бы не предложить разные варианты, даже если они не были запланированы? Не нужно бояться разговаривать прямо, высказывать свою точку зрения. Но обязательно показывайте, подтверждайте примерами, вариантами решения. Мне кажется, многие авторы стараются прислушаться к режиссерам монтажа, потому что так они получают возможность пропустить материал через холодную голову. Ведь не режиссер монтажа снимал каждый кадр, для него они не на вес золота, ему проще выбросить «выстраданный» кадр, если он не работает. Так что режиссеры обычно доверяют монтажерам.
Задачи режиссера монтажа в картине «Как поднять миллион»
Монтаж на площадке
К фильму «Как поднять миллион» я подключился на стадии съемок. На площадке мы сразу делали черновой монтаж. Технически это организовано так: камеры подключены к плэйбеку, а с него материал идет в монтажку на компьютер. Это помогало добиться плавных панорам, находить кадры, которые красиво соединяются с предыдущей сценой. Монтируя на месте, мы сразу проверяли, работают ли планы, хорошо ли стыкуются. В итоге кино было собрано уже на площадке — когда сцену заканчивали снимать, она уже была готова. А на постпродакшне оставалось только спокойно все оценить, что-то пересобрать, сделать интереснее там, где это требовалось, добавить динамику.
Поиск решений: рисунок сцены, роль интуиции и эксперименты
Процесс монтажа достаточно интуитивный. Сначала продумываешь рисунок сцены, затем руками пробуешь разные варианты, пока не добьешься лучшего. На мой взгляд, главное — это пробовать. Даже если есть сомнения, что не получится, лучше попробовать, потому что окончательное понимание приходит, когда ты видишь сцену визуально. Конечно, хорошо монтировать в голове, отметая различные варианты, но все равно лучше пробовать и больше экспериментировать.
Кадр из фильма «Как поднять миллион. Исповедь [email protected]»
Приблизительно таким путем искали решение сцены дискотеки на выпускном. Мы изначально не думали, что она получится именно такой. На площадке было сделано несколько дублей одним кадром, которые показывали, как герои отжигают. Я полагал, что будут дополнительные ракурсы, но Клим решил обойтись одним планом. На монтаже мы пробовали сделать сцену длинными кусками, но они тормозили действие. Тогда я решил отобрать самые интересные маленькие фазы движений и очень мелко их нарезать. Это как раз соответствовало состоянию пьяного угара героя. Вообще стиль подобных сцен сочиняется, как правило, на монтаже. Похожие истории были в фильме «СуперБобровы» — делали много кадров, а рисунок складывался уже на посте. Если есть материал, значит, есть и огромное количество вариантов того, как можно построить сцену. И это в работе режиссера монтажа мне больше всего нравится.
На съемках фильма «Как поднять миллион. Исповедь [email protected]»
Еще сложной была сцена секса на выпускном. Изначально она задумывалась как более продолжительная с большим количеством планов. Я такого рода сцены до этого не монтировал. Было непросто понять, как передать эмоции героев, впервые занимающихся сексом. Тут возник некоторый ступор. Сделали много вариантов и выбрали самый длинный. Но когда стали смотреть, обнаружилось, что получается затянуто. В итоге сократили эпизод чуть ли не в два раза. Еще одна сцена, которую не сразу было понятно, как монтировать, — это с Михаилом Ефремовым. Нужно было правильно показать комедийный характер актера. Казалось бы, все просто — один план туда, другой сюда, но чтобы поймать правильный темпоритм, понадобилось время.
О важности первого решения
В фильме Сони Карпуниной «Все просто» была сцена, которую я собрал на площадке. Она в точно таком же виде вошла в финальную версию. На посте мы пытались перемонтировать ее много раз, но видели, что теряется какая-то энергия. Помучились и вернулись к изначальному варианту, который родился спонтанно, в спешке. И такое периодически бывает, когда самая первая версия оказывается самой правильной: делаешь ее, долго перебираешь варианты, бьешься, удлиняешь, урезаешь, а в итоге возвращаешься к тому, что сделал сразу. В общем, первый вариант всегда стоит сохранять.
Клиповый монтаж
Клип Тима Павелко на песню Madisson feat Smuck «Я так хочу»
Как посмотреть на материал свежим взглядом
Когда чувствую, что глаз «замылился», что я перестаю понимать, все ли хорошо, борюсь с этим двумя способами. Первый — зовешь человека со стороны, близкого, девушку, друга и смотришь вместе с ними материал. Дело тут вовсе не в том, что они скажут — это можно даже не слушать. Важно другое. Я много раз замечал, что когда анализируешь свой материал с кем-то, сразу начинаешь видеть его чужими глазами. По энергии другого человека как-то сразу считываешь нюансы, провалы, лишние паузы, которые раньше не видел. Второй способ — сажусь подальше от монитора и смотрю как-нибудь боком, прищурившись, как будто спросонья щелкаю телик. Это тоже помогает отстраниться и заметить вещи, на которые прежде не обращал внимания.
Как попасть в интересный проект
По моему опыту, нужно делать, делать и делать. Я в свое время просто работал день и ночь. Чем больше стараешься, тем качественнее получается, а люди вокруг постепенно это замечают и сами начинают предлагать разные варианты. Конечно, нужно и самому привлекать к себе внимание, демонстрировать, что можешь делать, предлагать свои услуги на первых порах даже бесплатно или за небольшие деньги. Первые клипы я был готов снимать сам, брал технику, ехал в другой город и работал. И главное — мне это нравилось. Ну и доля везения, конечно, необходима.
Тим Павелко Режиссер монтажа, работал над фильмами: «Все просто», «Кухня», «Как поднять миллион. Исповедь [email protected]», «СуперБобровы» |