В этом году «Оскар» за лучшую режиссуру ушел Гильермо дель Торо за фильм «Форма воды», но в этой трехчасовой беседе, организованной Гильдией режиссеров Америки, поучаствовали четверо номинантов на эту престижную премию, а также Мартин МакДона, снявший фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», претендовавший на звание лучшего фильма.
В этой статье — пять самых интересных режиссерских советов от каждого из них, тогда как в видео ниже — запись мероприятия целиком, с которой тоже стоит ознакомиться: участники рассказывают об интересных случаях со съемочной площадки и делятся своим подходом к решению проблем.
1. Оставайтесь на ногах
Один из первых вопросов, которые ведущий Джереми Кеган задал на мероприятии, звучал так: «Где вы находитесь на площадке во время съемок?» Кристофер Нолан, к примеру, предпочитает быть как можно ближе к эпицентру событий:
«Я постоянно стою рядом с камерой, как можно ближе. Мне не нужны стулья — у нас на съемках их практически не бывает, мы не делаем „съемочную деревню“. Мы просто стараемся поддерживать определенный уровень энергии на площадке.
Так что в течение дня я обычно не сажусь, стою рядом с камерой и своими глазами смотрю на то, что происходит. Стараюсь воспринять происходящее лично.
У меня на шее висит маленький UHF-монитор, с помощью которого я могу проверить кадрирование. То же самое я могу сделать на накамерном мониторе, но в целом я стараюсь быть ближе к камере».
Грета Гервиг, в свою очередь, тоже не любит «съемочные деревни»:
«Я была актрисой в разных фильмах. И как актриса могу сказать, что нет ничего хуже, чем ощущение, что где-то поблизости есть некий комитет, который тебя все это время оценивает.
Еще мне нравится находиться в постоянном движении, быть рядом с камерой в роли некого единоличного зрителя — так актеры чувствуют, что играют для меня и для камеры одновременно».
2. Пишите для экрана
Несколько режиссеров из числа номинантов этого года выступали на своих проектах и в качестве сценаристов. Грета Гервиг, Гильермо дель Торо, Мартин МакДона и Джордан Пил также получили номинации за лучший оригинальный сценарий.
На встрече Грета Гервиг описала свой процесс создания сценария и то, как текст затем находит свою экранную форму. Сценарий — это схема производства, не предназначенная для отдельной публикации. В нем заложены ритм, структура и атмосфера фильма, которые съемочная группа и актеры должны воплотить в жизнь.
Вот что по этому поводу говорит сама Гервиг:
«Я бы сказала, что мой фильм практически полностью существует на бумаге. Там указаны даже монтажные склейки. Мне нужно понимать, каким будет монтажный ритм, уже на этапе сценария. Я не люблю искать его на постпродакшне.
Мне нужно знать, как мы будем склеивать кадры между собой, как этот ритм будет преобразовывать отдельные слова. Для меня слова очень важны, несмотря на то, что кино — это, в первую очередь, визуальное искусство. Важно, как речь будет звучать, как она будет взаимодействовать с монтажом».
Первая страница сценария «Леди Бёрд» отлично иллюстрирует слова Гервиг.
Кадр из фильма «Леди Бёрд» (2017) ) / Фото: A24
Один из безымянных мотелей вдоль магистрали I-5. Позднее лето 2002 года. В постели вместе спят две женщины. Кристин по прозвищу «Леди Бёрд», 17 лет. Ее мать, Мэрион, ее возраст не противоречит статусу матери Леди Бёрд. Похоже на современную картину о материнстве, косящую под полотна Мэри Кэссет.
ЛЕДИ БЁРД (за кадром)
Я что, выгляжу как будто родилась в Сакраменто?
СКЛЕЙКА
Теперь обе проснулись. Леди Бёрд смотрит на Мэрион, которая заправляет постель
МЭРИОН
Но ты и правда из Сакраменто.
ЛЕДИ БЁРД(о постели)
Это не обязательно.
МЭРИОН
Нет ничего плохого в том, чтобы поддерживать чистоту и порядок.
Марион заправляет углы, как в больнице. Леди Берд садится на только что заправленную кровать. Мэрион опускается рядом с ней, убирает волосы с глаз дочери.
МЭРИОН(продолжает)
Поехали домой?
ЛЕДИ БЁРД
Поехали.
ИНТ. «ТОЙОТА КОРОЛЛА» 1994 ГОДА. КАЛИФОРНИЯ. ДЕНЬ
Последние предложения романа «Гроздья гнева».
АУДИОКНИГА
«Она прижалась к нему и притянула его голову к груди. Ее рука передвинулась к его затылку, пальцы нежно поглаживали его волосы. Она подняла глаза, губы ее сомкнулись и застыли в таинственной улыбке». Вы слушали «Гроздья гнева» Джона Стейнбека. Если вам…
(пауза)
_________________________________________________________________________
Гервиг также говорит о создании открывающий сцены, которая заключает в себе суть всего фильма.
«Мне нравится, когда фильмы делают так, что вступительная сцена как бы содержит в себе весь смысл. А затем тебе только остается смотреть, как он развивается перед глазами. „Леди Бёрд“ начинается со слов „Я что, выгляжу как будто родилась в Сакраменто? — Но ты правда из Сакраменто. — Поехали домой? — Поехали“. Я хотела, чтобы язык, как визуальный, так и устный, которым пользуются персонажи, был простым и ясным, но при этом — поэтичным в своей простоте».
3. Все время пробуйте новое
Бюджет «Формы воды» составил лишь 19,3 миллиона долларов. Для такого амбициозного фильма это мало. Поэтому дель Торо решил использовать технику dry-for-wet, а не задействовать более сложные в исполнении съемки в аквариуме.
Кадр из фильма «Форма воды» (2017) / Фото: Fox Searchlight
Для этого примерно 10-12 кукловодов передвигали «плавающие» предметы в кадрах из начала трейлера, где главной героине снится, что она под водой.
Вот слова дель Торо:
«Поэтому-то мне и нравится экспериментировать с деталями в каждом своем фильме, использовать разные инструменты.
Я знал, что dry-for-wet должна сработать. Я снимал так до этого, но хотел добиться ощущения нарисованности, и для этого потребовались новое оборудование. Мы попробовали различные способы поддержки, и в итоге в ход пошла steady-arm на тележке. Она дала мне нужную плавность и точность.
Камера могла пролетать через дверные проемы, поворачивать за углы, без использования панорамирования или наклонов».
4. Пусть ваши идеи будут искренними
«Слова очень важны, но идеи — еще важнее. Есть множество слов и строк, которые можно заменить на что-то другое, но прийти к тем же идеям».
Такими мыслями поделился Джордан Пил. На встрече он говорил о репетициях фильма «Прочь» и о том, как сложно ему было добиться правдоподобности в отношениях главных героев — он просто не верил, что они любят друг друга. Но ему пришла в голову идея.
Кадр из фильма «Прочь» (2017) / Фото: Universal Pictures
«Я понял, что сцены работают, когда в них есть что-то комедийное. Когда кто-то говорит что-то смешное, а другой смеется. Тогда я понял: „Вот оно!“.
Ребята, вы любите друг друга, потому что у вас одинаковое чувство юмора. Эта история любви близка многим. Да, вы можете быть из разных миров, но любите то, как ваш партнер может вас рассмешить. Так что мы сосредоточились на этом и даже стали писать какие-то новые сцены, раскрывающие эту часть отношений персонажей».
5. Не бойтесь случайностей
Дель Торо также поделился историей о том, как принять что-то неожиданное. Здесь он поднимает очень важный вопрос — умение «управлять катастрофой».
«Если мы с вами в цирковом бизнесе, значит, нужно уметь подготовить арену. Внутри этого пространства не существует такого понятия, как полная свобода. Это было бы безумием. Вам нужны ограничения, а свобода будет уже в этих рамках.
Чем больше вы готовитесь, тем мягче будут происшествия. В моем понимании катастрофа — это когда кто-то не подготовился и случилось что-то страшное. Без подготовки мы не смогли бы отклоняться от курса. Без подготовки новые возможности сливаются с бедствием, и поэтому вы ее просто не видите».
Источник: premiumbeat.com
Обложка: Matt Sayles / A.M.P.A.S.