Релизы: трагедия кинопрокатчиков vs онлайн-платформы
30 марта «Остров фантазий» собрал в прокате 1200 рублей, «Отдай свою душу» — столько же, а «Курьер» и вовсе 840 «деревянных». Речь идет о сборах трех самых кассовых фильмов за день. Сборы за 31 марта составили около трех тысяч рублей («Бладшот» и «Отдай свою душу»). Обзор российского кинопроката в период коронавируса можно было бы на этом закончить, но давайте пройдемся по тем отменам, которые были у всех на слуху на прошлой неделе.
Трейлер фильма «Курьер» (2019)
26 марта на экраны должна была выйти спортивная драма Эдуарда Бордукова «На острие» о противостоянии двух саблисток в исполнении Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Буквально за неделю до выхода фильма премьеру отменили. Аналогичная ситуация произошла и с первым российским релизом компании «A-one» — «Sheena667» Григория Добрыгина, выход которого на экраны был назначен на 26 марта. Перенесен на неопределенный срок и релиз комедии «Непосредственно Каха» Виктора Шамирова. Лишь в конце мая, предположительно, выйдет приключенческая комедия Егора Сальникова «Смотри как я», ранее запланированная на апрель.
Выход нового фильма Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка» с Дмитрием Нагиевым был назначен на 22 апреля, но перенесен на неопределенный срок. Перенос грозит и релизам студии «Рок» Алексея Учителя: спортивной драме «Стрельцов», который должен был выйти 16 апреля и картине «Цой», посвященной гибели музыканта в 1990 году (ее релиз был запланирован на октябрь 2020 года). Вместе с тем, конкретные планы по переносу студией пока озвучены не были.
Трейлер фильма «Стрельцов» (2020)
Релиз комедии «Хэппи-энд» Евгения Шелякина пока планируется на 14 мая. Но планы могут поменяться: по словам продюсера Василия Соловьева, «окончательное решение по фильму будет приниматься во второй половине апреля». Комедия «Номер один» Михаила Расходникова с Филиппом Янковским и Ксенией Собчак успела-таки выйти в прокат 19 марта, но результаты в кино показала не самые высокие, хотя и рекордные, по нынешним меркам: около 6 млн рублей.
Повезло тем кинопроектам, которые еще не успели заявить себя в прокате: обошлось без отмен и переносов. Например, так случилось с ЛГБТ-фильмом «Аутло» Ксении Ратушной, премьера которого была запланирована на 31 марта, а прокат на 2 или 3 апреля.
«За день до нашего планируемого анонса вышел указ о запрете на продажу более 50 билетов на сеансы в кинотеатрах. И мы решили перенести все на время после карантина», — рассказала нам Ксения.
Трейлер фильма «Аутло» (2020)
Продюсер Владислав Пастернак («Совершенство Адама») также удовлетворен тем, что дата релизов его продюсерской и дистрибьюторской компании HHG не была обнародована к началу эпидемии. Пастернак отметил: лучшее, что может случиться с его компанией во втором полугодии 2020 года — это «толчея из невышедших проектов». Но негативные факторы, такие как обнищание населения и крах экономики в целом могут, по словам продюсера, помешать осуществлению успешного проката.
Западные мейджоры борются с кинотеатральными потерями путем увода фильмов на онлайн-площадки, но сложно сказать, будет ли эта схема актуальна и в России.
Фантастический триллер Егора Абраменко «Спутник» станет первым российским блокбастером (производственный бюджет — 190 млн рублей), который вместо кинотеатров выйдет только в интернете. Релиз фильма в кинотеатрах был назначен на 16 апреля, но теперь фильм появится 23 апреля на онлайн-платформах more.tv, wink и ivi.
Трейлер фильма «Спутник» (2020)
А медиахолдинг Yellow, Black and White («Холоп», «Отель Белград») на данный момент не планирует онлайн-премьер. «За всю индустрию я говорить не могу, наверное, какие-то низкобюджетные картины могут себе позволить обойтись без широкого кинотеатрального проката и ограничиться исключительно онлайн-премьерой, но это скорее исключение, чем правило», — рассказал нам Денис Жалинский, генеральный продюсер Yellow, Black and White.
Кинокритик, продюсер и программный директор Мария Безрук («Кровь», «Выключатель») посетовала, что прокат семейного фильма «Счастье в конверте» сорван. Его релиз на интернет-платформах состоится лишь 20 апреля. Причина — неповоротливость индустрии.
«Крупные видео-сервисы долго раскачиваются и вместо того, чтобы „печь пирожки“, пока люди сидят дома, штудируя каталоги онлайн-кинотеатров, занимаются бюрократией», — отметила Мария.
Трейлер фильма «Счастье в конверте» (2020)
Небольшим проектам и студиям после вируса придется особенно сложно. Генеральный директор небольшого рентала и продакшн-студии «Super 35» Максим Русяев отметил, что в связи со складывающейся ситуацией «киноиндустрия в России переменится процентов на 50». Если мейджоры, получив поддержку государства, наверняка продолжат работать, то небольшие продашкны, по большей части, обанкротятся и пропадут.
Несмотря на то, что правительство Михаила Мишустина готовит меры по поддержке киноиндустрии, Русяев серьезно сомневается, что поддержка достанется низам и рядовым сотрудникам.
Ситуация в Москве во время пандемии коронавируса COVID-19 / Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В то время как индустрия вынужденно теряет огромные средства в прокате, для онлайн-платформ наступило золотое время. Российские онлайн-сервисы Okko, Premier, «КиноПоиск HD» и другие привлекают новых пользователей бесплатным доступом к своему контенту, а закрывшийся московский центр документального кино предлагает пользователям десять дней бесплатно пользоваться своим онлайн-кинотеатром Nonfiction.
Кинопроизводство: Идов и Мещанинова «на стопе», а Бекмамбетов нет
Эпидемия коронавируса движется по киноиндустрии и щадить никого не собирается, в особенности тех, кто только начинает производство. Среди замороженных проектов: «Рядом» Тамары Дондурей, новый фильм Натальи Мещаниновой и сериал «Сокол и Зимний солдат», производство которого должно было происходить в Чехии, а теперь отложено, а съемочная группа эвакуирована.
Кадр из сериала «Сокол и Зимний солдат» / Фото: Disney+
Новый, пока безымянный, проект Михаила Идова был заморожен в середине марта «с согласия всех сторон». Сам Михаил так написал по этому поводу у себя в FB: «Мы заморозили то, что стало бы моим вторым режиссерским проектом; мотор был назначен на 2 апреля. Так как действие происходит в Москве, Берлине, Португалии, Таиланде и Детройте, то остановка была, пожалуй, неизбежна. Но даже если бы мы исхитрились и сняли все в России и павильонах (а речь в какой-то момент шла и о таком варианте), то это было бы небезопасно, неэтично и неумно. Так что до лучших времен, которые, надеюсь, настанут сравнительно скоро».
18 марта в одном из интернет-медиа вышла статья с оптимистичным названием «Назло коронавирусу: начались съемки сериала „Иван“ с Евгением Цыгановым», где рассказывалось, что в Мурманске стартовало производство первого художественного сериала в линейке ivi Originals про запойного мотогонщика, подрабатывающего трезвым водителем. Но на данный момент съемки сериала приостановлены и команда уже вернулась в весеннюю карантинную Москву. По словам второго режиссера Константина Шатова, «ожидается продюсерское решение по проекту».
30 марта была приостановлена съемка самого продолжительного российского телесериала «След». Можно сказать, пал последний бастион.
На съемках сериала «Иван» / Фото: ivi
Некоторым кинематографистам удалось пройти сквозь «игольное ушко» начала всеобщего карантина. Так произошло у Алексея Зотова с его дебютной комедией «Убить Босса»: коронавирус задел их лишь только в крайний съемочный день.
«Смена началась буднично, — вспоминает Алексей. — Киногруппа осваивала квартиру, я проводил репетицию. И тут — бац! Крики с лестничной клетки, полиция, суета! Короче, жильцы дома взбунтовались: в мире вирус, а вы (непонятно кто и непонятно откуда) решили тут кино снимать!? Еще заразите нас! Пошли прочь». В бой вступили продюсеры фильма.
После долгих переговоров, убеждений и клятв, что группа не заразная и за границей не была, снимать разрешили, но с ограничениями: лифтом пользоваться нельзя, ходить можно только через черный вход и в масках.
На съемках фильма «Убить Босса» / Фото: пресс-служба фильма
Определенные специальности и жанры эпидемия пощадила. В фаворе у COVID-19 режиссеры и продюсеры, которые чаще выходят со своими темами и проектами в виртуальное пространство: ведь киберспорт сейчас на подъеме.
«Весь мир сидит дома, а значит — у мониторов. В Dota 2 и CS:GO — рекорды онлайна», — отметил продюсер Кирилл Алехин, выпустивший недавно в YouTube альманах «Рокетджамп», посвященный киберспорту.
«При съемках у тебя те же проблемы, что у всех. Например, мы готовили большое тревел-шоу об изнанке видеоигр. Прочертили маршрут: Россия, Европа, США, Китай. Переписывались с крупнейшими гик-фестивалями, турнирами, клубами, игровыми студиями. А в марте все, буквально за несколько дней, отменилось. Турниры перенеслись, границы закрылись, курс валюты взлетел — полное обнуление. Или съемки: ну, какие теперь съемки? Все встало на паузу как минимум до лета», — продолжил Кирилл.
Как всегда нашел выход из ситуации Тимур Бекмамбетов и провел 20 марта дистанционные съемки, впервые в истории кинематографа. Во время съемок блокбастера «ФАУ. Побег из ада» режиссер и съемочная команда находились в разных городах. При этом сцены воздушных боев снимались в ходе виртуальной битвы в компьютерной игре War Thunder от Gaijin Entertainment.
На съемках фильма «ФАУ. Побег из ада» / Фото: Bazelevs
Золотая пора сценарного девелопмента
Все относительно спокойно и у сценарного цеха. Арсений Гончуков («Район тьмы») рассказал нам, что работает сейчас сразу над несколькими проектами, Артем Золотарев («Иччи») «дописывает сезон сериала в диалогах на удаленке» и думает над вторым сериалом.
«Многие знакомые задают интересный вопрос: есть ли смысл начинать писать полный метр без заказа и если да, то какой выбрать жанр, какую тему?», — поделился своими инсайдами Золотарев. Также нет отмен по заказам и у сценариста Олега Сироткина («А.Л.Ж.И.Р.»).
По словам Кирилла Алехина, карантин стал для него «золотой порой сценарного девелопмента». «Почти каждый день у нас летучки и обсуждения. В одном виртуальном райтерс-руме пишем веб-сериал, как игра превратилась в групповую психотерапию. В другом — ситком о свиданиях. В третьем — квест о Второй мировой. Авторы разбросаны от России до Швеции, но пока есть Zoom и Skype — это не проблема».
Кинофестивали: тотальные переносы и отмены
Во Франции отменили Каннский кинофестиваль, в России на неопределенный срок перенесли ММКФ и премию «Ника», а премия гильдии кинооператоров «Белый квадрат» ориентировочно будет проходить в июне вместо апреля. Само собой, отменились фестивали поменьше, например, Якутский международный фестиваль, который должен был стартовать 18 марта. Фестиваль «Человечное кино», запланированный в Челябинске с 1 по 4 апреля, будет проходить в онлайне.
О Якутском международном фестивале
По словам продюсера Марии Безрук, два фестиваля российского кино, которые она планировала проводить весной за рубежом, также откладываются на неопределенный срок.
«Неделя российского кино в Словении, приуроченная к 75-летию Победы, не состоится. Второй фестиваль, весенний сезон русского кино в Чехии не состоится. Кинотеатр „Иллюзион“, в котором я еженедельно провожу показы моего киноклуба, закрыт с 17 марта. И вот — я остаюсь безкакой-либо работы на неопределенный срок», — уточняет Мария.
Летние российские кинофестивали, которые пока еще не отменяются, как минимум пройдут с большими ограничениями. Директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер» Ирина Шаталова рассказала, что многие их программы будут переведены в режим онлайн-трансляций: «Даже при оптимистичном прогнозе мы вынуждены трансформировать будущий фестиваль — уже сейчас решено Q&A с авторами, деловую и образовательную программы проводить в формате онлайн-трансляций, причем не только на аудиторию конкретных площадок, но и на всю Россию». Но если оптимистичный прогноз не оправдается, сроки проведения фестиваля будут перенесены, по ее словам, «полностью уводить кинопоказы в онлайн пока не считается достойным решением».
Директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер» Ирина Шаталова / Фото: пресс-служба фестиваля
На следующий год перенесены также летние Балабановские чтения в Санкт-Петербурге. По словам Василия Степанова, шеф-редактора журнала «Сеанс», который организует эту конференцию, «невозможно вести организационные работы в состоянии полнейшей неуверенности в завтрашнем дне».
Киновузы: Фенченко осваивает Zoom
ВГИК, ВКСР, ГИТР, МШК, СПбГИКиТ — все эти киновузы (наверняка, и другие тоже) перешли в онлайн. Преподаватели записывают на видео поточные лекции, проводят семинары в Zoom, утверждают заявки, смотрят и оценивают студенческие работы в интернете. В подобный режим перешли мэтры Владимир Фенченко, Одельша Агишев, Владимир и Александр Котты, а также многие другие. Очевидно, после эпидемии ситуация в российской киноиндустрии только ухудшится и студентам надо быть к этому готовыми.
Но нет худа без добра. По словам куратора программы «Художественная постановка» в МШК Аддиса Гаджиева, эпидемия COVID-19 принесла ему даже некоторые дополнительные возможности в проведении онлайн-вебинаров.
«Сейчас рассматривается мой мастер-класс онлайн в Краснодаре, а также возможность его проведения в Петербурге», — рассказал Аддис. День открытых дверей в МШК пройдет онлайн 11 апреля, и на нем Гаджиев будет презентовать программу «Художественная постановка».
Аддис Гаджиев / Фото: предоставлено Аддисом Гаджиевым
Со свойственным ему оптимизмом глядит в будущее и Илья Демин, кинооператор и куратор программы «Операторское искусство» в МШК: «Помяните мое слово — эпидемия уйдет, а часть работы по сети останется. И это очень хорошо. Зачем перемещать свое бренное тело, если на работе нужны только твои мозги, а тело наоборот — пьет кофе, курит, мусорит и занимает место в метро».
Главное, по его мнению, не терять время зря. Поэтому Илья подключает других именитых операторов к проведению мастер-классов онлайн в Московской школе кино. «Вчера я договорился с Ромой Васьяновым. Наш оператор, который живет в Америке. Он сейчас заперся в квартире. В пятницу проведет с моими студентами телемост. Будем обсуждать замечательную картину „Одесса“, которую он снял с режиссером Валерием Тодоровским», — рассказал Илья Демин.
После общения с российскими кинематографистами становится очевидным: индустрия готова пережить эпидемию COVID-19 и развиваться дальше. Но все же — нас ждут большие перемены.
Обложка: кадр из фильма «На острие» (2020) / «Телесто»