— Саунд-дизайн — это часть звукорежиссуры. Это открытие новых образов, дополнение визуальной среды. Это генерация и синтезирование звуков, их запись и обработка. Это целый звуковой мир, когда человек может придумать всё что угодно, совмещать что угодно, используя подручные предметы. Самое главное, чтобы зритель сказал: «Верю!». Мне безумно нравится эта профессия: каждую секунду тебя окружают тысячи звуков, которые неразрывно связаны с видео, с изображением, чаще всего это анимация, кино, либо интерактивные выставки. Визуальная динамика всегда требует большего вовлечения, задействования большего вида чувств у зрителя, участника события. Эта профессия относительно молодая, поэтому не так много людей знает как работать с этой фактурой.
— Расскажи о своих сложных и запоминающихся проектах?
— Самым насыщенным и креативным был сжатый по срокам проект, когда за четыре дня я делал инсталляцию «Porsche Macan». Записывал звуки двигателя живого автомобиля, сочинял музыку и придумывал всю концепцию.
Кадр из фильма «Неуловимые: Последний герой»
Интересно было также работать над полнометражной картиной «Неуловимые: Последний герой», где я выступил саунд-супервайзером и композитором фильма, нужно было всё сделать за месяц. Это была самая сложная работа по срокам: я спал четыре часа в день и при этом продуктивно работал. Сжатые сроки – подстегивают. Но я люблю все проекты, которые пропускаю через нашу студию, это наш принцип.
— Какую технику ты обычно используешь в работе?
— Все зависит от конкретных задач. Мне нравится рекордер Sound Devices, он маленький, портативный, неубиваемый – его можно подложить под машину как башмак, потом включить, и он будет работать. Из микрофонов предпочитаю Neumann, я считаю их одними из лучших. Использую также Sony PCM-D1 – это компактный рекордер, который умещается в сумке, весит очень мало и его достаточно, чтобы быстро запечатлеть какую-то интересную идею, необычную атмосферу, музыкальный скрип или просто уникальный звук. Это очень важно, когда есть момент «здесь и сейчас», и ты знаешь, что через неделю его не будет. Например, как-то в одном здании я услышал удивительный скрип двери. Такой музыкальный скрип, похожий на саксофон, немножко острый. Подумал, что вернусь туда с микрофонами, уже представил, как буду их расставлять. Через четыре дня пришел, открыл эту дверь и – тишина. Оказалось, что её уже кто-то смазал.
Василий Филатов, саунд-дизайнер / Фото: Виктор Вытольский
Я всегда вожу тонны железа в автомобиле, техники у меня много. Была смешная ситуация на французской границе, где таможенная служба спросила, что у меня находится в сумке. Я сказал, что «Shotgun mic» (дословно микрофон-пушка). Они попросили распаковать и пришлось все выложить на ленту. Теперь я знаю, что не стоит так откровенничать с таможенниками, нужно просто говорить «микрофон».
— А что делать, когда нет хорошего оборудования под рукой?
— Мы как-то вместе с Лешей Нужным ездили летом на фестиваль, и так получилось, что у нас не было с собой необходимого звукового оборудования. Я придумал записывать на айфоны – мы крепили детям под одежду телефон при помощи тейпа. Очень смешная история, но для интернет-работы звук получился достаточно чистым, для меня это было открытием.
Василий Филатов, саунд-дизайнер. Работа на фестивале
Как-то у меня брали интервью, тоже ничего не было под рукой, тогда я просто взял телефон корреспондента и положил в нагрудный карман. Для интервью этот звук был гораздо чище, чем у камеры, которая снимала меня на расстоянии. Это пример того, как звукорежиссер решает одну из сотен задач на площадке. Бывает, что есть вся техника, но нет возможности подойти поближе, тогда микрофон маскируется на столе или под ним. Это тоже часть профессии.
— А какими программами пользуешься?
— Если бы я занимался музыкальной звукорежиссурой, я бы наверно использовал Logic, но мне гораздо ближе программы Cubase, Pro Tools, Nuendo. В них удобно работать с материалом для визуальных историй. На самом деле, сейчас не так важно, в чём обрабатывать звук, можно создавать удивительные звуковые полотна и в Adobe Audition, наиболее доступной программе. Это лишь инструмент, который ты используешь. Хорошему плотнику достаточно топора, чтобы сделать шедевр.
— Какие ошибки чаще всего совершают ребята, которые начинают работать со звуком?
— Многие уверены, что на постпродакшне всё можно исправить. Но он не спасает, можно только что-то улучшить. Поэтому самый главный совет – относиться уважительно к звуку уже во время подготовки к фильму.
Василий Филатов, саунд-дизайнер. Интенсив по сайнд-дизайну в Московской Школе Кино
Звукорежиссер должен читать сценарий, просматривать все строчки и делать пометки на полях: вот здесь вдали лает собака, а здесь нужно сделать чуть подольше паузу. Он идет к режиссеру и предлагает какие-то решения: «Давай продлим этот кадр на пять секунд, я вставлю здесь одинокий гудок электрички, которая проходит в 10 км, это подчеркнет трагичность сцены». В этом и заключается работа звукорежиссера. Звук – 50% восприятия фильма. Нужно также посещать профильные мероприятия, читать специализированные материалы, постоянно учиться. Очень важно не забывать про техническую сторону.
— Ты следишь за новинками звукового оборудования?
— Я постоянно езжу на крупнейшую в мире выставку музыкальной техники и технологий «Musikmesse» во Франкфурте, слежу за софтом и железом, которые выходят на рынок. Ориентируюсь на технические характеристики, но каждый аппарат нужно обязательно послушать, холодные цифры ничего не скажут. Пообщаться с экспертами рынка и потрогать технику важнее, чем листать каталоги. Один микрофон будет хорош для записи голоса определенного тембра, другой – для барабанов, и об этом не будет написано на сайте производителя или в техническом паспорте. Проще прийти на мастер-класс или на лекцию и услышать эту информацию напрямую.
— Какой самый крутой звук в своей жизни ты записал?
— Самый интересный звук, который я записал, очень прост. Это звук электричества. Нужно порвать лист формата А4 из очень жесткой бумаги, глянцевая не звучит. Вот тут возле батареи спрятана какая-то палка, можно её потереть об стену и получится звук насекомого, которое в фильме ужасов пробирается сквозь свой темный ход [крутит палку в поисках нужного звука].
Василий Филатов, саунд-дизайнер / Фото: Виктор Вытольский
Теперь нужно эти звуки нарезать, скомпоновать, еще раз перенарезать, составить последовательность – это будет голос какого-то насекомого. В зависимости от того, как эти звуки нарезать, какие фрагменты оттуда взять, насекомое может быть злым, добрым, быстрым или медленным. Это и есть саунд-дизайн – создавать характер героя с помощью таких маленьких элементов.
— Как люди реагируют на тебя, когда ты записываешь звуки?
— Полное непонимание, конечно. Какой-то маньяк с какими-то держателями и мохнатыми штуками в руках стоит не двигаясь, смотрит куда-то вдаль. Люди не понимают, что это такое – может инсталляция, сейчас же много современного искусства, может это перформанс. А я просто запечатлеваю атмосферу. Вообще у меня в библиотеке много звуков, записанных лет десять назад на маленькие микрофоны, с которым я бы сейчас уже точно не работал, но эти звуковые фактуры уникальны. Я до сих пор использую их в мощных больших проектах. Моя база доступна студентам, мы будем вместе дружно её пополнять. Обмен звуками – это классная история, возможность коллективного творчества очень важна.
— В этом году ты открываешь первый в России Институт звукового дизайна, почему ты решил заняться обучением?
— Три года назад я включил телевизор ради любопытства, хотел узнать, что там происходит. Переключил несколько каналов и понял, что слышу ужасный материал – он сделал людьми, которые не любят свою профессию. Захотелось изменить индустрию. Пришел с этой идеей к своим знакомым звукорежиссерам, они сказали: «Зачем это нужно, нас и так немного, а работы мало». Я говорю: «Давайте сделаем так, чтобы это было востребовано». Все покрутили пальцами у виска, а я пошел читать лекции фильмейкерам на открытых площадках.
Интенсив по саунд-дизайну в Московской Школе Кино
Говорил, что такое звук, почему он важен на экране, а потом через год создал факультет в Московской школе кино. Увидев, чего мои студенты достигли за один год, поехал во Францию, чтобы поучиться у Алана Майерсона, саунд-продюсера и звукорежиссера Ханса Циммера. Мы разобрали сведенные им треки, он оценил мои работы. За неделю я получил много информации, сильно прокачался и осознал, что только в процессе обучения можно повысить свой уровень. Поэтому следующим этапом стало создание Института звукового дизайна.
— Из чего состоит учебная программа?
— У нас пять факультетов и один блок интенсивных курсов. Программа факультетов рассчитана на один год – это 500 часов лекций и практических занятий. Факультет «Звукорежиссура. Первая ступень» для ребят, которые только пришли в профессию и делают первые шаги. Им нужно понять для чего нужен микрофон, оптические системы, как должна быть обработана комната, из каких слоев состоит звук на экране или в музыке. Факультет «Саунд-дизайн. Вторая ступень» – это расширенный углубленный курс для гиков, которые не боятся трудностей, которым интересно копать глубже и дальше. Это программирование синтезаторов, звуковых эффектов, низкоуровневое программирование, органический саунд-дизайн – запись, модуляция и трансформация звуковых фактур, работа с микрофоном. Третий факультет – «Музыкальная звукорежиссура», здесь будут преподаваться звукоинженерия, запись музыкальных инструментов, сведение музыкального материала, мастеринг. Часто бывает, что группы очень здорово смотрятся на сцене, у них хорошие песни, но они не трогают, потому что странно звучат. Поэтому задача звукорежиссера – донести идею артиста до слушателя.
На четвертом факультете буду расти концертные звукорежиссеры – люди с неимоверной быстротой реакции. Они должны уметь убрать регулятор громкости до того, как выскользнувший из рук артиста микрофон упадет на сцену. Пятый факультет – «Музыкальное продюсирование», продакшн, написание электронной музыки. Это очень востребованная профессия, множество ребят мне писали в социальных сетях, чтобы мы сделали лекции по этому предмету. И, наконец, отдельное направление – интенсивный курс. Он для тех, кто не может учиться в течение года. Хотя у нас очень удобная программа, вечерние занятия, но все равно у некоторых есть ограничения по времени. Им нужно быстро узнать какую-то небольшую тему, не углубляясь полностью в профессию, понять, например, как записать звук для своего короткометражного фильма.
— 19 июля ты проводишь мероприятие «Sound Sunday», что это такое?
— Появилась возможность собрать классных российских спикеров на одной площадке в один день. Я позвал также своих зарубежных друзей, например, Jonnyrandom, сделавшего ролик «Bespoken», в котором он играет на велосипеде при помощи спиц и смычка от виолончели. «Sound Sunday» – это мероприятие для тех, кто хочет узнать больше о звуке. Мы делаем его абсолютно альтруистически, никто не получает за это денег, партнеры дают нам площадку и возможность продемонстрировать технику. Этот день может стать своеобразным Днем звука в России и точкой сборки для людей, которые работают с аудиовизуальной средой.
Василий Филатов, саунд-дизайнер / Фото: Виктор Вытольский
В России нет подобных мероприятий. Есть конференции и выставки, которые стоят безумных денег и не доступны для большинства. К нам может прийти любой желающий и узнать о звуке что-то новое. Есть специальные лекции для фильмейкеров, тех, кто хочет научиться записывать качественный звук для своего фильма. Также можно будет потрогать различные синтезаторы, покрутить ручки на Roland Aira. Программа насыщена и создана для широкого круга людей. Чтобы попасть на мероприятие, нужно просто зарегистрироваться на сайте.