Секреты «Неонового демона»: экстремальная эстетика вне зоны комфорта

Когда оператор-постановщик Наташа Брайер (Natasha Braier) впервые прочитала сценарий «Неонового демона» (Neon Demon, 2016) Николаса Вендинга Рефна (Nicolas Winding Refn), он не произвел на нее особенного впечатления:

— Когда мы встретились у него дома, Николас спросил мое мнение о сценарии, а я честно призналась, что он не произвел на меня впечатления. Николас улыбнулся: «О, тебе достался фальшивый». Очевидно, что он с осторожностью рассылал свой настоящий сценарий по миру, — рассказала оператор.

 
Наташа Брайер и Николас Вендинг РефнНаташа Брайер и Николас Вендинг Рефн
 
По пути домой от Рефна Брайер получила звонок от своего агента о том, что ей предложили работу:
 
— Я сказала, что буду рада работать с ним, но я совсем не знаю о чем фильм, — вспоминает она с улыбкой.
 
Ее агент уточнил, не хочет ли она дождаться, пока Рефн пришлет ей настоящий сценарий. Чувствуя установившуюся связь с режиссером и будучи под впечатлением от визуального подхода к повествованию, Брайер решила не ждать. И именно так началась одна из «безумных и наиболее сложных художественных пар» в ее карьере.
 
Николас Вендинг РефнНиколас Вендинг Рефн 

Уникальный творческий процесс

 
Рефн попросил Брайер посмотреть 10 фильмов, среди которых: «Ребенок Розмари», «Заводной апельсин», «Изнанка долины кукол» и «Восход Скорпиона».
 
— Они не были визуальными ориентирами для фильма. Причина показать все эти фильмы — дать понять, что мы пройдем путь до конца, несмотря на затраты, без страха развивая идеи фильма до абсолюта, — пояснила Брайер, отметив, что общий смысл был в том, что в каждом фильме создана своя вселенная.
 
Кадр из фильма «Неоновый демон»Кадр из фильма «Неоновый демон» 

— Когда вы смотрите «Неонового демона», каждый кадр и каждое эстетическое решение настолько экстремальны и уверены, что вы просто убеждены, что таким они были запланированы с самого начала. Но самое интересное в том, что это совершенно не так, — признается она.
 
По словам оператора-постановщика, теоретически возможен был только один способ предварительного планирования гиперстилизованного мира «Неонового демона» — если бы у них с Рефном было больше 50 миллионов долларов в бюджете для построения мира для фильма с ноля. Бюджет такого размера означал бы, что Рефн должен отказаться от своей творческой свободы. Работая лишь с пятью миллионами, коллеги должны были создать внешний вид картины, основываясь на локациях, которые они разыскивали на протяжении двух месяцев подряд. Но к такому подходу вынуждает не только финансовое ограничение: это уникальный почерк работы Рефна.
 
Кадр из фильма «Неоновый демон»
 
— В Нике вы найдете сочетание двух разных режиссеров. Он очень стильный кинематографист, с пониманием и мышлением шире изображения, но также он оседлал волну неожиданного до крайности — настолько, что съемки фильма проходят в хронологическом порядке, а его сценарий полностью меняется во время съемок, — делится Брайер.
 
В результате Брайер пришлось выйти из зоны комфорта. Хотя ей не привыкать снимать напряженные фильмы и подталкивать режиссеров к самым границам, она признает, что всегда есть место инстинкту операторов-постановщиков «играть безопасно» и не допускать ошибок. На съемках «Неонового демона» она постоянно обнаруживала себя развивающей смелый визуальный язык фильма, игнорируя этот «инстинкт самосохранения».
 

 Кадр из фильма «Неоновый демон»Кадр из фильма «Неоновый демон»

Цветовое решение

 

Луше всего этот смелый подход заметен в цветовой палитре фильма. Это очевидно с первых кадров — с открывающей сцены, совершенно экстремальной по цветовому решению, где Джесси в исполнении Эль Фаннинг впервые сталкивается с миром моды Лос-Анджелеса. Брайер никогда не стремилась сделать «Неонового демона» реалистичным портретом мира моды или следовать холодному, блестящему виду супермоделей из журнальной рекламы. Напротив, она показывает зрителю большую вечеринку модницы, где еще невинная Джесси впервые встречается с другими моделями, стараясь передать чувства Алисы, попавшей в Зазеркалье:
 
— Цвета тонко меняются в этой сцене: синий становится бирюзовым, а затем — лиловым. Сменяющиеся цвета делают что-то с вашим сознанием, я хочу, чтобы вы почувствовали насколько этот мир для нее чужой и давящий.
 
Кадр из фильма«Неоновый демон»Кадр из фильма «Неоновый демон»
 
В первой половине фильма синий цвет занимает значительное место в цветовой схеме, поскольку история Джесси пересказывает греческий миф о Нарциссе, влюбленном в свое отражение в водной глади. Это достигает максимума в эпизоде на дорожке — поворотной сцене картины и судьбы Джесси. Для момента, когда Джесси входит в отражение магического треугольника, оператор-постановщик нашла способ придать свету текстуру жидкости:
 
— Вместо сада и озера мы создали концептуальную интерпретацию воды, используя синий свет: все сделано крайне минималистично — вокруг дорожки все черно, но мы отразили свет от зеркала через воду, что превратило все вокруг в подобие воды.
 
Кадр из фильма «Неоновый демон» Кадр из фильма «Неоновый демон»

В момент, когда Джесси видит свое отражение, она понимает, какой силой обладает ее красота и «теряет свою невинность». Чтобы обозначить это яркое изменение истории, Брайер изменяет палитру фильма с синего в красный.
 
— Красный сообщает не только о трансформации и сексуальной энергии Джесси, это еще и про опасность. Джена Мэлоун, например, предпочитает всегда быть в красном. Мы хотели на подсознательном уровне передать зрителю ощущение скорого предательства.
 
«Джена Мэлоун в «Неоновом демоне»«Джена Мэлоун в «Неоновом демоне»

Цифровая съемка

— Моим первым инстинктом было снимать на пленку, позволяющую точнее передать нюансы красоты девушек, тон кожи — все это заставляет картинку выглядеть сногсшибательно, — признается Брайер.
 
Рефн, тем не менее, потребовал снимать на цифру, как он снимал все предыдущие фильмы. Возражения не принимались, пришлось работать в заданных условиях:
 
— Мне предстояло выбрать цифровую камеру и я не испытывала сомнений по поводу Alexa — у нее приятные мягкие тона и качество пленки. Само по себе это не порождало проблем, а вот выбрать правильный объектив было настоящим приключением.
 
Ключом к подбору объектива стала необходимость придать фильму «ощущение вне времени». Оператор-постановщик перепробовала массу старых объективов, имеющих те или иные несовершенства, а потому не снимающих с гипердетализацией, которую ассоциируют с цифровым видео.
 
Николас Вендинг Рефн на съемках «Неонового демонаНиколас Вендинг Рефн на съемках «Неонового демона
 
— Более старые объективы имеют органическую передачу, а мы не должны видеть все поры девочек, пытаясь снять идеализированную версию красоты.
 
Потратив две недели на «кастинг» объективов, Брайер остановила свой выбор на Crystal Express, выполненных из старых Cooke S2 и S3 Panchros. Она была в восторге от этого выбора, созданные еще в шестидесятых линзы помогли создать желаемый фарфоровый тон кожи.
 
До старта картины в российском прокате остается совсем немного — она выйдет на экраны 28 июля. Пока же остается довольствоваться трейлером.
 

Трейлер фильма «Неоновый демон»
 
Источник: indiewire.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *