— Когда мы встретились у него дома, Николас спросил мое мнение о сценарии, а я честно призналась, что он не произвел на меня впечатления. Николас улыбнулся: «О, тебе достался фальшивый». Очевидно, что он с осторожностью рассылал свой настоящий сценарий по миру, — рассказала оператор.
Наташа Брайер и Николас Вендинг Рефн
По пути домой от Рефна Брайер получила звонок от своего агента о том, что ей предложили работу:
— Я сказала, что буду рада работать с ним, но я совсем не знаю о чем фильм, — вспоминает она с улыбкой.
Ее агент уточнил, не хочет ли она дождаться, пока Рефн пришлет ей настоящий сценарий. Чувствуя установившуюся связь с режиссером и будучи под впечатлением от визуального подхода к повествованию, Брайер решила не ждать. И именно так началась одна из «безумных и наиболее сложных художественных пар» в ее карьере.
Николас Вендинг Рефн
Уникальный творческий процесс
Рефн попросил Брайер посмотреть 10 фильмов, среди которых: «Ребенок Розмари», «Заводной апельсин», «Изнанка долины кукол» и «Восход Скорпиона».
— Они не были визуальными ориентирами для фильма. Причина показать все эти фильмы — дать понять, что мы пройдем путь до конца, несмотря на затраты, без страха развивая идеи фильма до абсолюта, — пояснила Брайер, отметив, что общий смысл был в том, что в каждом фильме создана своя вселенная.
Кадр из фильма «Неоновый демон»
— Когда вы смотрите «Неонового демона», каждый кадр и каждое эстетическое решение настолько экстремальны и уверены, что вы просто убеждены, что таким они были запланированы с самого начала. Но самое интересное в том, что это совершенно не так, — признается она.
По словам оператора-постановщика, теоретически возможен был только один способ предварительного планирования гиперстилизованного мира «Неонового демона» — если бы у них с Рефном было больше 50 миллионов долларов в бюджете для построения мира для фильма с ноля. Бюджет такого размера означал бы, что Рефн должен отказаться от своей творческой свободы. Работая лишь с пятью миллионами, коллеги должны были создать внешний вид картины, основываясь на локациях, которые они разыскивали на протяжении двух месяцев подряд. Но к такому подходу вынуждает не только финансовое ограничение: это уникальный почерк работы Рефна.
Кадр из фильма «Неоновый демон»
— В Нике вы найдете сочетание двух разных режиссеров. Он очень стильный кинематографист, с пониманием и мышлением шире изображения, но также он оседлал волну неожиданного до крайности — настолько, что съемки фильма проходят в хронологическом порядке, а его сценарий полностью меняется во время съемок, — делится Брайер.
В результате Брайер пришлось выйти из зоны комфорта. Хотя ей не привыкать снимать напряженные фильмы и подталкивать режиссеров к самым границам, она признает, что всегда есть место инстинкту операторов-постановщиков «играть безопасно» и не допускать ошибок. На съемках «Неонового демона» она постоянно обнаруживала себя развивающей смелый визуальный язык фильма, игнорируя этот «инстинкт самосохранения».
Кадр из фильма «Неоновый демон»
Цветовое решение
— Цвета тонко меняются в этой сцене: синий становится бирюзовым, а затем — лиловым. Сменяющиеся цвета делают что-то с вашим сознанием, я хочу, чтобы вы почувствовали насколько этот мир для нее чужой и давящий.
Кадр из фильма «Неоновый демон»
В первой половине фильма синий цвет занимает значительное место в цветовой схеме, поскольку история Джесси пересказывает греческий миф о Нарциссе, влюбленном в свое отражение в водной глади. Это достигает максимума в эпизоде на дорожке — поворотной сцене картины и судьбы Джесси. Для момента, когда Джесси входит в отражение магического треугольника, оператор-постановщик нашла способ придать свету текстуру жидкости:
— Вместо сада и озера мы создали концептуальную интерпретацию воды, используя синий свет: все сделано крайне минималистично — вокруг дорожки все черно, но мы отразили свет от зеркала через воду, что превратило все вокруг в подобие воды.
Кадр из фильма «Неоновый демон»
В момент, когда Джесси видит свое отражение, она понимает, какой силой обладает ее красота и «теряет свою невинность». Чтобы обозначить это яркое изменение истории, Брайер изменяет палитру фильма с синего в красный.
— Красный сообщает не только о трансформации и сексуальной энергии Джесси, это еще и про опасность. Джена Мэлоун, например, предпочитает всегда быть в красном. Мы хотели на подсознательном уровне передать зрителю ощущение скорого предательства.
«Джена Мэлоун в «Неоновом демоне»
Цифровая съемка
Рефн, тем не менее, потребовал снимать на цифру, как он снимал все предыдущие фильмы. Возражения не принимались, пришлось работать в заданных условиях:
— Мне предстояло выбрать цифровую камеру и я не испытывала сомнений по поводу Alexa — у нее приятные мягкие тона и качество пленки. Само по себе это не порождало проблем, а вот выбрать правильный объектив было настоящим приключением.
Ключом к подбору объектива стала необходимость придать фильму «ощущение вне времени». Оператор-постановщик перепробовала массу старых объективов, имеющих те или иные несовершенства, а потому не снимающих с гипердетализацией, которую ассоциируют с цифровым видео.
Николас Вендинг Рефн на съемках «Неонового демона
— Более старые объективы имеют органическую передачу, а мы не должны видеть все поры девочек, пытаясь снять идеализированную версию красоты.
Потратив две недели на «кастинг» объективов, Брайер остановила свой выбор на Crystal Express, выполненных из старых Cooke S2 и S3 Panchros. Она была в восторге от этого выбора, созданные еще в шестидесятых линзы помогли создать желаемый фарфоровый тон кожи.
До старта картины в российском прокате остается совсем немного — она выйдет на экраны 28 июля. Пока же остается довольствоваться трейлером.
Трейлер фильма «Неоновый демон»
Источник: indiewire.com