​«Сказочный мир создавать гораздо интересней, чем реальный»

В прокат вышел фильм «Отдать концы», дебют лауреата Каннского кинофестиваля ТАИСИИ ИГУМЕНЦЕВОЙ. В интервью tvkinoradio.ru режиссер рассказала о работе над картиной, а также поделилась своим видением ситуации в российской киноиндустрии.


 
— Как бы Вы описали свою новую картину «Отдать концы»?
— Картина повествует о современных людях, о нашем времени, об отношениях между людьми, и о том, что не стоит ждать каких-то потрясений в своей жизни для того задышать полной грудью. Кино цепляет именно своей душевностью и русской простотой, идущей прямо от сердца. Но это не глупая, пустая и банальная простота, а это чистая, иногда по-детски наивная простота волшебства и радости. Вообще мне этой картиной хотелось освоить новый жанр. Жанр этот очень сложный – сказка. Гротесковость нашей истории как раз вылезла из этого жанра.
 
— В одном из интервью Вы как-то сказали, что «наша страна – это одна большая трагикомедия». «Отдать концы» — это трагикомедийный портрет России?
— Ну, можно и так сказать. Хотя я бы не стала, говоря об этом фильме, делать акцент только на России. Это фильм не только о русских людях, скорее о людях вообще, о нравах, о характерах. Я думаю это универсальная история, которая будет понятна любому человеку, вне зависимости от его менталитета и национальности. Конечно, если мы живем в России, мы отталкивались от того, что мы хорошо знаем. Но мы все равно выводили нашу историю в более общее, такое сказочное русло.
 
— А в чем для Вас как для режиссера привлекательность и специфика работы в подобном жанре сказки?
— Сказочный мир создавать гораздо интересней, чем реальный, потому что здесь ты можешь размахнуться в своей фантазии как ты хочешь. В итоге получился новый интересный, объемный мир. Мне кажется, любой позавидует возможности создать нечто подобное. Но это если говорить о колорите, об обертке истории. Что касается сюжетных линий, они все были, так или иначе, взяты из реальной жизни. Одну из главных сюжетных линий сценарист Александра Головина вообще целиком списывала с себя. Над драматургией лучше не фантазировать, в том смысле, что если ты будешь говорить о том, что тебе чуждо – зритель очень хорошо увидит твое вранье.


 
— Подобных картин, условно говоря, светлых и добрых, в российском авторском кино не много. Как Вы думаете, с чем это связано?
— Вообще на остросоциальных ситуациях намного проще построить конфликт. Это я почерпнула ещё из учебы на режиссера-дукоменталиста во ВГИКе. Когда ты стараешься сделать документальную картину на какую-то светлую, добрую тему – не возникает той нужной драматургии, которую могла бы создать для тебя сама жизнь. Ну, это что касается документального кино. В художественном, на самом деле, не угадаешь. Может быть, спрос рождает предложение, а может, и нет. Может, режиссеры просто пытаются из себя что-то такое болезненное достать – а в кино не всегда нужна социальная острота. Каждый раз, когда я показываю свой фильм где-нибудь российских городах, все как раз благодарят за то, что наконец-то у нас вышло что-то доброе и светлое, на что действительно можно пойти отдохнуть, зарядиться какими-то позитивными, быть может, даже романтическими, одухотворяющими мыслями. Мы в своём фильме вместе с оператором, с художником-постановщиком, со сценаристом были предельно искренними, и выстраивали диалог со зрителем на такие темы, на которые нам бы хотелось заговорить в первую очередь самим.
 
— Поскольку «Отдать концы» — это Ваш полнометражный дебют, можете оценить опыт, который Вам дала эта работа? С какими трудностями Вы столкнулись во время съёмок?
— Картина принесла мне очень большой опыт. И с технической точки зрения, и с творческой – это очень сложное кино. У нас была куча столкновений и с погодными условиями, и с устройством декораций. Особая тема – это отношения с именитыми актерами, с детьми. Также сложный момент работы с животными, дрессированными и не очень, – корова, к примеру, вообще дрессировке не поддается. Для дебютанта браться за такую тему, за довольно глобальные съемки, с участием детей и животных – это, можно сказать, героизм. Так что я уверена, что благодаря этому фильму развила свои профессиональные навыки. ВГИК, само собой, не давал возможности так размахнуться. Это мой первый размах, получился он или нет – судить зрителю, но для себя я могу сказать, что серьезно выросла, и считаю это огромным, положительным опытом. Всех молодых кинематографистов-дебютантов призываю смело пускаться во все тяжкие, также как пустились мы, и извлекать жизненные уроки на пути к чему-то большему, настоящему.

Кадр из фильма «Отдать концы»

 
— В картине десять героев, каждый из которых по-своему колоритен. Как появились эти образы и в чем секрет создания яркого, запоминающегося персонажа?
— Сценарий создавался Александрой Головиной по моим отдельным сюжетным линиям или типажам. У нас так совпало, что все эти яркие типажи – это во многом отражение самих актеров. Некоторым проходилось играть в чем-то самих себя. Потом актеры даже признавались, что какие-то моменты в сценарии совпали с их жизнью. Вообще у меня есть принцип – «своих» не бросать. Поэтому самый внимательный зритель может заметить актеров из «Дороги  на…», Сергея Аброскина и Анну Рудь, которые заняли достойное место в нашей новой картине, и сами по себе стали отправными точками для создания персонажей. Иногда хватает какой-то яркой характерной черты для того, чтобы выдумать из этого целый внутренний мир.
 
— Когда говорят о Вашей картине, вспоминают фильмы Федерико Феллини, Эмира Кустурицы. У Вас были какие-то подобные ориентиры?
— Нашим ориентиром было создать новое, стильное кино, идущее в ногу со временем. Я всегда за то, чтобы для режиссера отправной точкой в создании картины был его внутренний духовный мир. Поэтому насколько я смогла себя раскрыть в своем кино – вы видите на экране. Есть же понятие авторского почерка, авторского видения – это ведь намного более ценно, чем взгляд, основанный на чужих открытиях.

Кадр из фильма «Отдать концы»

 
— На какую аудиторию Вы рассчитывали, снимая картину?
— Мы ориентировались на то, что фильм будет интересен широкой зрительской аудитории. Не зря же у нас 12+ (смеется). Увы, в эпоху постмодерна, подходящую, к счастью, к своему концу, так мало фильмов, которые можно посмотреть всей семьёй, без стеснения перед детьми за пошлость, исходящую из уст героев. Так мало чистых и светлых чувств, наполняющих речи персонажей, так мало искренности и правдивости.
 

Кадр из фильма «Отдать концы»

— Как молодой режиссер, скажите, какое значение в киноиндустрии играет возраст? С какими трудностями сталкивается молодежь в кино?
— Не хочу отвечать за всех молодых режиссеров. Но конечно многие сталкиваются с большими трудностями, в том числе, с недооценкой их таланта в силу возраста. Плюс значительную роль играет половая принадлежность. У нас же вообще очень мало женщин режиссеров. Никто не верит, что женщина способна потянуть на себе целую полнометражную картину. Есть определенный сложившийся стереотип. Хорошо, что все-таки современная тенденция такова, что этот стереотип начинает ломаться – женщины становятся на более сильные, более серьезные позиции как в кино, так и в обществе.
 
— А киноиндустрия, на Ваш взгляд, готова к тому, чтобы привлекать и давать реализоваться молодым авторам?
— В последнее время выходит много прекрасных дебютных картин. Надеюсь, грядет новая, свежая волна кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *