Словарь: Киноиндустрия


 

Ассоциированный продюсер

[Associate producer]
— профессионал, выполняющий при производстве фильма ограниченные административные, финансовые или творческие функции

Би-муви/Фильм категории «Б»

[B-movie]
— малобюджетное коммерческое кино, как правило, независимое и не отличающееся особыми художественными достоинствами; «королем» би-муви считается продюсер и режиссер Роджер Корман, создатель около 400 картин

Блокбастер

[Blockbuster]
— фильм, получивший большую популярность и имевший значительный кассовый успех; также применяется для обозначение высокобюджетных коммерческих картин, вне зависимости от их прокатного успеха; фильмом, открывши эру блокбастеров, принято считать «Челюсти» Стивена Спилберга – относительно небольшой бюджет картины окупился почти 70 раз

Бокс-офис

[Box-office]
— кассовые сборы фильма; самым кассовым фильмом в истории является «Аватар», бокс-офис которого составил $2,78 млрд., правда, с учетом инфляции картину Джеймса Кэмерона обходят «Унесенные ветром», сборы которых в пересчете составляют $3,3 млрд.

Бюджет

[Budget]
— денежные средства, выделенные на производство, а также продвижение фильма

Генеральный продюсер

[Producer/Main producer/General producer]
— профессионал, определяющий идею фильма, бюджет, выбор режиссера, сценариста, актеров, технических средств, рекламную кампанию, позиционирование на кинорынке и т.д.; участвует в производстве картины на всех этапах и ведет проект от запуска до релиза

Дистрибьютор

[Distributor]
— прокатная компания, занимающаяся продвижением фильма в киносетях и отдельных кинотеатрах

Исполнительный продюсер

[Executive producer/EP]
— профессионал, занимающийся, прежде всего административными и финансовыми вопросами, связанными с кинопроектом, в т.ч. контролирует порядок финансирования, использование средств, регулирует договоры с персоналом и т.д.

Кинозвезда

[Star/Film star/Movie star/Cinema star]
— киноактер, обладающий особым статусом в связи с повышенным интересом публики, медийной популярностью и востребованностью в профессии

Кинофестиваль

[Film festival]
— специальный смотр кинокартин, предполагающий творческое соревнование, наличие экспертного жюри, присутствие авторов фильмов, определенную периодичность, а также наличие кинорынка; всего в мире насчитывается несколько тысяч кинофестивалей, крупнейшие из которых (всего 52) имеют аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF); в тройку наиболее влиятельных мировых кинофестивалей традиционно включают Берлинский, Каннский и Венецианский

Киностудия

[Studio/Film studio/Movie studio]
— компания, специализирующаяся на производстве фильмов, и обладающая необходимой технической, материальной и кадровой базой; может самостоятельно инициировать проекты или привлекаться для создания других, контролировать полный цикл производства фильма или специализироваться на каких-либо этапах

Кинопремия

[Award]
— награда за достижения в области кинематографа, периодически присуждаемая профессиональной, общественной или благотворительной организацией, по результатам тайного голосования жюри; в отличие от кинофестивалей не сопровождается публичными показами фильмов; к числу крупнейших кинопремий мира относят «Оскар» (премия Американской академии кинематографических искусств и наук), «Золотой глобус» (премия Голливудской ассоциации иностранной прессы), BAFTA (премия Британской академии кино и телевизионных искусств)

Кинотеатр

[Cinema/Movie theater/Film house]
— учреждение, предназначенное для постоянного проведения киносеансов, и имеющее соответствующие помещения и оборудование (касса, зрительный зал, экран, рубка киномеханика, проектор)

Копродукция

[Coproduction]
— совместное производство фильма компаниями двух и более стран.
 
 

Линейный продюсер

[Line producer]
— профессионал, занимающийся организационными, техническими вопросами и текущим производством

Локализация

[Localization]
— адаптация кинопроизведения для местного зрителя; предполагает перевод названий, диалогов, надписей в кадре, изменение имен и т.п.

 

 

Локации

[Locations]
— место проведения съемок фильма

 

 

Мейнстрим

[Mainstream]
— наиболее популярное направление (стиль, тема, жанр и т.д.) в кинематографе в определенный период времени

Мультиплекс

[Multiplex]
— многозальный кинотеатр; в США первые мультиплексы появились в 1960-е годы, в России – в 2000-е

Мэйджор

[Major film studio]
— обозначение крупнейших кинокомпаний, лидеров кинопроизводства; в США к их числу на сегодняшний момент относят  Paramount Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios, Warner Bros., Columbia Pictures, Walt Disney Company (Buena Vista); в России: «ЦПШ», Bazelevs, «Дирекцию кино», «Три Тэ», «СТВ», «Профит», Art Pictures Studio, Enjoy Movies

Независимое кино

[Independent film]
— кинопродукция, создаваемая вне сложившейся студийной системы кинопроизводства, как правило, небольшими кинокомпаниями, оперирующими небольшими бюджетами без отчетности перед инвесторами

Павильон

[Film studio]
— специально оборудованное помещение, позволяющее при съемках имитировать натуру, интерьеры и т.д.

Питчинг

[Pitch]
— презентация кинопроекта на разных стадиях его подготовки перед потенциальными инвесторами, в т.ч. перед представителями государства

Пре-продакшн

[Pre-production]
— этап производства фильма, на котором проводится подготовка к съемкам, в т.ч. создается сценарий, превиз, декорации, костюмы, реквизит, проходит кастинг, собирается группа, определяются локации и т.д.

Премьера

[Premiere]
— первый официальный публичный показ картины в кинотеатре; как правило, сопровождается присутствием создателей фильма и прессы

Пресс-показ

[Press screening]
— закрытый показ фильма для представителей СМИ

Продюсер

[Producer]
— специалист, занимающийся финансовыми, административными, юридическими, техническими, творческими и т.д. вопросами кинопроекта

 

Что почитать: В.И. Сидоренко, П.К. Огурчиков – «Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы»
 
Что почитать: Александр Роднянский – «Выходит продюсер»
 
Что почитать: Интервью с Александром Роднянским
 
Что почитать: Интервью с продюсером Файтом Хайдушкой («Забавные игры», «Белая лента», «Любовь»)
 
Что почитать: Продюсер Андрей Сигле («Солнце», «Фауст», «Роль») о своей профессии
 
Что почитать: Дмитрий Харатьян о профессии продюсера 
 
 

Пост-продакшн/Пост/Монтажно-тонировочный период

[Post-production]
— этап производства фильма, следующий за съемками, на котором проводится монтаж, создание визуальных эффектов, цветокоррекция, озвучание, создание титров и т.д.

Прокат/Кинотеатральный прокат

[Film distribution]
— официальная коммерческая демонстрация фильма в кинотеатрах, а также в Сети

Рейтинг

[Rating]
— классификация фильмов по степени нежелательности их просмотра теми или иными возрастными группами; в США рейтинговая система, носящая рекомендательный характер, действует с 1968 года, в России – с 2012 года

Релиз

[Release]
— выпуск фильма в прокат; принято выделять ограниченный релиз (limited release), т.е. до 600 копий в США и до 30 копий в России, и широкий (wide release), т.е. больше 600 копий в США и 30 в России;

Ретроспектива

[Retrospective]
— повторный показ фильмов, объединенных одним авторством, тематикой, жанром или по какому-либо еще признаку

Сопродюсер

[Co-producer]
— продюсер, вовлеченный в различные аспекты производства фильма и предоставляющий финансирование

Съемочная группа

[Film crew]
— команда творческих, технических, административных специалистов, сообща работающих над фильмом в съемочный период; как правило, включает режиссера (director), оператора (director of photograpgy/DP), актеров (actors), художника-постановщика (production designer), художников по костюмам (costume designer), по гриму (make-up artist), супервайзера визуальных эффектов (VFX supervisor), осветителей или гафферов (gaffer), постановщика трюков (stunt coordinator) и каскадеров (stunts) и т.д., а также специалистов соответствующих департаментов

Съемочный период/Продакшн

[Production]
— этап производства фильма, во время которого проходят съемки

Съемочная площадка

[Filming location]
— территория, на которой проводится съемка и располагается необходимое для съемки оборудование

Теглайн/Слоган

[Tagline]
— рекламная фраза, призванная, в лаконичной и интригующей форме донести основную идею фильма

Тестовый показ

[Test screening/Focus group screening]
— показ фильма фокус-группе для определения реакции аудитории и выявления слабых мест картины

Тизер

[Teaser]
— короткий (не более 15-30 секунд) ролик, используемый для привлечения внимания к кинопроекту и создания вокруг него интриги; не столько раскрывает сюжет, сколько создает рекламный образ

Трейлер

[Trailer]
— небольшой (1,5-3 минуты) ролик, рекламирующий фильм и, в отличие от тизера, раскрывающий детали сюжета, жанровую принадлежность, тематику и т.д.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *