Аналитический монтаж
[Analytical editing]
— разновидность повествовательного монтажа, при которой последовательно показываются детали какого-либо предмета, героя, события и т.д., из чего затем формируется единый образ
Асинхрон
[Asynchronous/Non-sync]
— дефект, при котором изображение не согласуется со звуком
Ассоциативный монтаж/Ассоциативно-образный монтаж
[Associative montage]
— вид монтажа, предполагающий не прямую логическую зависимость кадров, а их внутренние взаимосвязи, аналогии, ассоциации
Хрестоматийный пример ассоциативного монтажа – монтаж представительницы женского батальона и скульптуры Родена в
«Октябре» Сергей Эйзенштейна
Вертикальный монтаж
[Vertical montage]
— монтаж различных элементов фильма, в первую очередь, изображения и звука; Сергей Эйзенштейн разрабатывал такую модель вертикального монтажа, при которой изобразительный ряд максимально точно согласовывался со звуком, что позволяло зрительным и звуковым образам дополнять и усиливать друг друга
Сцену перед Ледовом побоищем из
«Александра Невского» сам Эйзенштейн часто приводил в качестве примера вертикального монтажа
Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Монтаж»
Видеоредактор
Внутрикадровый монтаж
— вид монтажа, не имеющий отношения к процессу структуризации отснятого материала, а подразумевающий использование различных приемов съемки оператором (переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры)
Вытеснение
[Wipe]
Географический эффект/Географический эксперимент
[Creative geography/Artificial landscape]
— монтажный эффект, подразумевающий возникновение иллюзии единого места, несмотря на то, что чередующиеся кадры могут быть сняты в разных местах; описанный и выявленный Львом Кулешовым, эффект как бы создавал место, которого нет, «творимую земную поверхность»
Дистанционный монтаж
[Distance montage]
— вид монтажа, построенный на принципе «распечатывания кадров», т.е. выявления смысла двух опорных кадров не на их столкновении, а на их удалении друг от друга и взаимодействии через череду промежуточных кадров; теория дистанционного монтажа разрабатывалась Артаваздом Пелешяном в 60-70-е годы
Что почитать: Артавазд Пелешян – «
Дистанционный монтаж, или Теория дистанции»
Пример – фильм Пелешяна «Времена года»
Затемнение
[Fade]
— вид монтажного перехода, при котором первый кадр постепенно растворяется в однотонном, чаще всего черном фоне («уйти в затемнение» — fade out/fade to black), а следующий выходит из этого фона («выйти из затемнения» — fade in); прием обычно символизирует большую временную или географическую дистанцию между действиями двух сцен; длительность «темноты», как правило, составляет 1-2 секунды
Интеллектуальный монтаж
[Intellectual montage/Collision montage]
Клиповый монтаж/Монтаж короткими кусками
[MTV style editing]
— вид монтажа, характеризующийся чередованием коротких кадров, фиксирующих активное движение, в результате чего на экране формируется каскад пластических образов; наиболее распространен в рекламе, в музыкальных роликах; в кинематографе клиповый монтаж был особенно популярен в 90-2000-е годы; по сути, является развитием принципов «русского монтажа» 20-х годов
Контрапункт
[Counterpoint]
— контрастное столкновение или противопоставление соседних кадров
— контрастное столкновение зрительных и звуковых образов
Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «
Будущее звуковой фильмы»
Косая склейка/Наложение
[L cut/J cutSplit edit/Audio bridge/Delayed edit]
— вид монтажного перехода и прием при вертикальном монтаже, при котором в первом кадре появляется звук последующего кадра или же звук первого кадра продолжает звучать во втором кадре
Примеры косой склейки в комедии
«Выходной день Фэрриса Бьюллера»
Линейный монтаж
[Linear editing]
— монтаж кадров, снятых одновременно с разных точек при сохранении хронологической последовательности; часто используется на телевидении, к примеру, при прямой трансляции события, снимаемого несколькими камерами
Межкадровый монтаж
— тип монтажа, предполагающий соединение разных кадров
Метрический монтаж
[Metric montage]
— вид монтажа, подразумевающий чередование фрагментов в последовательности, задаваемой их длительностью; длина монтируемых фрагментов может сохраняться одинаковой или изменяться по определенной схеме, к примеру, каждый следующий кадр сокращается вдвое, что дает эффект напряжения
Пример –
сцена психической атаки в фильме братьев Васильевых «Чапаев»
Монтаж
[Film editing]
Монтаж аттракционов
[Montage of attractions]
— метод организации монтажа, построенный на чередовании ярких, ударных эпизодов-аттракционов, производящих на зрителя сильное «чувственное воздействие»
Теория монтажа аттракционов была создана и разрабатывалась Сергеем Эйзенштейном в середине 20-х годов
Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Монтаж аттракционов»
Монтажер
[Film editor]
— специалист, занимающийся монтажом фильма в соответствии со сценарием, указаниями режиссера и продюсера; также осуществляет подготовку к озвучанию, синхронизации и т.д.
Монтажная фраза
[Cutting phrase]
— смонтированная последовательность кадров, сочетание которых создает новый смысл
Монтажный кадр
[Shot/Scene/Take]
— фрагмент отснятого материала от одной склейки до другой
Монтажный лист
[Dope sheet/Crib sheet]
— контрольный документ, содержащий подробное описание фильма, в том числе содержание кадра и его фонограммы
Монтажный переход
[Scene transition/Editing transition]
— различные виды соединения отдельных эпизодов монтажной склейкой
Монтажный пульт
[Video editing system/Video editing workstations]
— комплекс устройств и оборудования, необходимых для осуществления монтажа в цифровом кино
Монтажный стол
[Film splicer/Film joiner/Cutting table/Editing bench]
— комплекс устройств и оборудования, необходимых для осуществления монтажа при работе с пленкой; как правило, включает склеечный пресс, проекционное устройство, подсветку, конденсор и т.д.
Наплыв
[Dissolve/Lap dissolve]
— вид монтажного перехода, при котором изображение первого кадра с помощью двойной экспозиции постепенно как бы превращается в изображение следующего кадра; обычная продолжительность наплыва – 2-3 секунды
Нелинейный монтаж
[Non-linear editing]
— монтаж фрагментов отснятого материала в определенной, не обязательно хронологически достоверной, последовательности
Осевой монтаж
[Axial cut]
— прием монтажа, при котором объект в кадре резко меняет крупность, к примеру, средний план сменяется крупным
Параллельный монтаж
[Parallel editing]
— вид монтажа, при котором несколько различных действий монтируются в чередовании друг с другом
Пример – эпизод «крещения» в
«Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы
Перебивка
[Cutaway shot/Insert/Intercut]
— элемент межкадрового монтажа, представляющий собой кадр, как правило, видовой, который служит для того, чтобы показать временной разрыв между сценами
Перекрестный монтаж
[Cross-cutting/Inter-cutting]
— усложненная разновидность параллельного монтажа, при которой чередуются фрагменты нескольких событий или даже сюжетных линий
| На использовании перекрестного монтажа целиком построены фильмы «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, «Облачный Атлас» Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски | |
Правило 30°
[30-degree rule]
— базовое правило при съемке и монтаже, согласно которому на следующих друг за другом кадрах угол зрения на один и тот же объект должен меняться не менее чем на 30°; правило позволяет добиться отличных друг от друга кадров, избежать излишне резкого «скачка», а также смягчить смену планов
Повествовательный монтаж/Последовательный монтаж/Однолинейный монтаж
[Continuity editing]
— вид монтажа, предполагающий выстраивание последовательности кадров на основе причинно-следственных связей, логики развития сюжета и хронологии происходящих событий
Продюсерский монтаж
[Producer’s cut/Final cut/Fine cut]
— этап готовности фильма, на котором монтажер вносит правки, поступившие от продюсера, студии и с предварительных показов
Рваный монтаж/Резаный монтаж
[Smash cut/Shock cut]
— вид монтажа, предполагающий чередование коротких, при этом зачастую контрастных кадров
Режиссер монтажа
[Film editor]
— специалист, руководящий процессом монтажа
Что почитать: режиссер монтажа Сергей Иванов («Солнце», «Овсянки», «Измена», «До свидания мама») о своей профессии
Что почитать: интервью с куратором факультета режиссеры монтажа Московской школы нового кино Ильей Томашевичем
Режиссерский монтаж
[Director’s cut]
— этап готовности фильма, на котором монтажер работает совместно с режиссером, внося правки в черновой монтаж
— версия фильма, которую режиссер считает более предпочтительной, чем полученная по итогам продюсерского монтажа; как правило, издается отдельно после проката продюсерской версии
Ритм
[Rhythm]
— порядок и частота чередования кадров
Ритмический монтаж
[Rhythmic montage]
— вид монтажа, при котором длина кадров определяется спецификой их содержания, к примеру, движением в кадре, фоном, мизансценой и т.д.; обычно работает правило, что чем больше зрителю требуется время для считывания кадра, тем длиннее будет кадр, и наоборот
Пример – кульминационная сцена фильма Серджио Леоне
«Хороший, плохой, злой»
«Русский монтаж»/«Американский монтаж»
[Russian montage]
— принцип монтажа, разработанный советскими кинематографистами 20-х годов под впечатлением от картин Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» и «Нетерпимость» (отсюда расхождения в терминологии – в СССР такой принцип монтажа называли американским, в США – русским); принцип подразумевает монтаж короткими фразами, выстраиваемыми, прежде всего, по ассоциативной логике, а не повествовательной; принцип позволяет добиться большего эмоционального воздействия на зрителя; термин «русский монтаж» применялся за рубежом где-то до 60-х годов.
Склейка
[Join/Joint/Splice]
— механическое соединение двух пленок; сегодня чаще употребляется в значении точки монтажного перехода, соединения двух кадров
Стоп-кадр/Размножение кадра
[Freeze/Freeze-frame/Stop-motion trick]
— прием, при котором многократно повторяется один и тот же кадр, благодаря чему возникает иллюзия замирания, остановки действия; часто используется на титрах фильма
Стоп-камера
[Stop-motion/Single frame technique/Arret]
— монтаж двух кадров, отличающихся наличием или отсутствием в одном из них какого-либо элемента (предмета, героя и т.д.), в результате чего достигается эффект внезапного появления или исчезновения; обычно используется для достижения комического или «магического» эффекта
Творимый человек
— монтажный эффект, подразумевающий возникновение иллюзии, что на экране мы видим одного и того же человека, при сопоставлении кадров различных частей тела; эффект выявлен Львом Кулешовым, создававшим творимого человека при монтаже кадров с «кусками» разных женщин: «спиной одной женщины, глазами другой, ртом опять другой, ногами третьей и т.д.»
Тематический монтаж
[Thematic montage]
— разновидность повествовательного монтажа, при которой кадры соединяются по принципу тематической близости; распространен в документалистике
Тональный монтаж
[Tonal montage]
— вид монтажа, при котором длина и порядок кадров определяется их эмоциональным «звучанием»
Фрагментарный монтаж/«Скачок»
[Jump cut]
— прием монтажа, незначительно нарушающий хронологию действия и разрушающий плавность движения объекта в кадре
Черновой монтаж
[Assembly/Rough cut/First cut]
— ранний этап готовности фильма, когда монтажером создается одна из первых версий картины; зачастую такая версия наиболее точно следует сценарию
Эффект Кулешова
[Kuleshov Effect]
— монтажный эффект, подразумевающий возникновение при сопоставлении двух кадров третьего смысла; эффект выявлен и описан Львом Кулешовым в конце 1910-х годов
| По распространенной легенде Кулешов иллюстрировал выявленный им эффект, монтируя крупный план Ивана Мозжухина с кадрами тарелки супа, детского гробика и девушки. В каждом случае зрители видели на лице героя разные выражения: голода, печали, влюбленности. | |