CGI/Computer-generated imagery
— изображение, создаваемое с помощью трехмерной компьютерной графики
Что почитать – Antony A. Apodaca, Larry Gritz – «Creating CGI for Motion Pictures»
Go motion animation
— разновидность stop motion animation, при которой снимаемые фигурки присоединяют к управляемым компьютером моторам, чтобы они двигались в момент экспозиции каждого кадра. Делается это для того, чтобы добиться motion blur (размытия в движении) и таким образом – более реалистичной анимации
Модель в фильме «Победитель дракона» 1981 года
Один из первых случаев применения go motion – сцена из V эпизода «Звездных войн» «Империя наносит ответный удар»
Stop motion animation
— метод покадровой съемки, когда снимаются неподвижные объекты, положение которых слегка меняется для каждого следующего кадра
Классический пример использования stop motion в кино — «Кинг Конг» 1933 года
VFX-продюсер/Продюсер визуальных эффектов
[VFX-producer/Visual effects producer]
— специалист, занимающийся вопросами бюджета, графика и организации работ в области визуальных эффектов
VFX-супервайзер/Супервайзер визуальных эффектов
[VFX-supervisor/Visual effect supervisor]
— специалист, отвечающий за художественные и технические вопросы постановки визуальных эффектов
Что почитать: супервайзер визуальных эффектор Алексей Гусев («22 минуты», «Форт Росс: В поисках приключений», «Батальон смерти») о своей профессии
Бипак
[Bipack]
— прием комбинированной съемки, предполагающий одновременное использование в киносъемочном аппарате двух кинопленок
Блуждающая маска
[Travelling mask/Travelling matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты в кадре совмещаются с фоном при помощи двойной экспозиции. Создаваемая оптическим образом маска используется для того, чтобы при печати фона в кадр закрыть от экспозиции часть кадра, в которую позже будет впечатан отснятый в другом месте и в другое время объект. Для печати объекта в уже напечатанный фон используют контрмаску, обратную первой. Блуждающей маска называется потому, что двигается по кадру вместе с отснятым объектом.
Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
Визуальные эффекты/Оптические эффекты
[Visual effects/VFX]
— различные оптические (а также компьютерные) способы создания несуществующих сцен, действий или образов, и изменения уже отснятого материала
Что посмотреть: развитие визуальных эффектов за 100 лет кино
Что посмотреть: фильмы-обладатели премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» |
Вытеснение/«Шторка»
[Wipe]
— эффект, используемый в качестве монтажного перехода, когда новый кадр постепенно замещает собой предыдущий
Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
Захват движения
[Motion capture/Mocap]
— технология, позволяющая преобразовывать изображение актера (в т.ч. его движение и мимику) в анимированного персонажа; маркерная система motion capture предполагает использование помимо специальных камер маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов
Среди фильмов, снятых с помощью motion capture: «Полярный экспресс», «Властелин колец», «Кинг Конг», «Аватар», «Рождественская история», «Восстание планеты обезьян», «Хоббит», «Планета обезьян: Революция» и т.д.
Актер Энди Серкис специализируется на исполнении ролей героев, создаваемых с помощью motion capture. В его фильмографии такие образы как Кинг Конг, Голум из «Властелина колец» и «Хоббита», а также шимпанзе Цезарь из франшизы «Планета обезьян»
Затемнение
[Fade]
— эффект растворения кадра в однотонном, как правило черном фоне
Замедленная съемка/Цейтрафер
[Undercranking/Timelapse/Time-lapse photography]
— эффект ускоренного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой ниже 24 кадров в секунду
Пример – «пейзажные» кадры фильма «Как я провел этим летом»
Кейинг
[Keying]
— процесс отделения объекта от зеленого или синего фона хромакея
Клинап
[Clean up]
— процесс вычищения в кадре лишних деталей, к примеру, микрофонов, шнуров, тросов, отражения съемочной группы в зеркале и т.п., а также замещения затертых мест
Клинапер
[Clean up artist]
— специалист, занимающийся удалением из кадра лишних деталей, а также их замещением
Колоризация
[Colorization]
— процесс и технология преобразования черно-белого изображения в цветное
Что посмотреть – сюжет передачи «Галилео» о колоризации
Комбинированная съемка
[Combination shot]
— органичное соединение в одном кадре нескольких элементов из других кадров, снятых в разное время, в разных местах, возможно имеющих разный масштаб и т.д.
Один из ранних примеров комбинированных съемок – фильм Жоржа Мельеса «Человек с резиновой головой» |
Что посмотреть: документальный фильм о технологиях комбинированных съемок в СССР «Великие комбинаторы»
Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
Композитинг/Композ
[Compositing]
— процесс цифрового объединения нескольких визуальных элементов в единое изображение, к примеру, комбинирование 3D-графики, съемочного материала, подсъемок и т.п., а также сведение различных слоев по цвету и ряду других параметров
Пример – композитинг в сериале «Джон Адамс»
Что почитать: Стив Райт – «Цифровой композитинг в кино и видео» |
Композер/Композитинг-артист
[Compositing artist]
— специалист, завершающий визуальную обработку изображения компановкой различных элементов в единой целое
Компьютерная графика
[Computer graphics]
— процесс и результат синтеза и обработки изображения с помощью компьютера
Контроль движения
[Motion control]
— технология, позволяющая камере в точности повторять ранее произведенное или предварительно запрограммированное движение; используется, когда требуется объединить несколько изображений, снятых в движении
Впервые технология контроля движения использовалась при съемках IV эпизода «Звездных войн» «Новая надежда» |
Что посмотреть: видео об устройстве и принципах работы технологии контроля движения
Концепт/Концепт-арт/Концепт-дизайн
[Concept]
— подготовительные изобразительные материалы, создающиеся для того, чтобы передать идею и атмосферу будущего фильма
Пример – концепт-арт «Звездных войн»
Лид-композер
[Lead compositing artist]
— специалист, отвечающий за работу композеров
Люмакей
[Luma key]
— технология замены самой яркой или, что реже, самой темной части изображения
Маркер
[Marker]
— опорные точки на декорации, на костюме или на теле актера, которые фиксируются камерами и служат основой для создания виртуальной модели
Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
Маска
[Matte/Mask]
— фрагмент одного изображения, накладываемый поверх другого
Пример – кадры, снятые с использованием маски в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение»
Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
Матчмувинг
[Match moving]
— технология, позволяющая располагать компьютерную графику в отснятом кадре путем отслеживания траектории движения камеры и расположения объектов в сцене
Многократная экспозиция/Мультиэкспозиция
[Multiple exposure]
— прием, заключающийся в эффекте сочетания в одном кадре нескольких изображений, что достигается наложением нескольких кадров друг на друга
Моделирование
[Modeling]
— процесс создания модели объекта, дающей первоначальное представление о его основных параметрах
Модельщик/Моделлер
[Modeling]
— специалист, занимающийся созданием компьютерных трехмерных объектов на ранней стадии
Морфинг
[Morphing]
— плавный переход одного изображения в другое через схожие опорные точки
Мэтт-пэйнтинг/Мэтт-пэйнт
[Matte painting]
— рисованное изображение ландшафта, пейзажа и любого другого пространства, заменяющее натурные съемки
Примеры мэтт-пэйнтига во «Властелине колец»
Наплыв
[Dissolve/Lap dissolve]
— эффект, при котором изображение одного кадра постепенно переходит в изображение следующего при помощи двойной экспозиции
Примеры наплыва в фильме «Эффект бабочки»
Неподвижная маска
[Static mask/Static matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой часть снимаемого кадра закрывается маской в виде светонепроницаемой заслонки, с тем, чтобы на закрытую часть кадра затем заснять другое изображение
Обратная съемка
[Reverse]
— эффект, возникающий при проекции заснятого действия в обратном направлении
Пример – сцена из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Оцифровка
[Digitizing/Digitization]
— процесс перевода изображения или звука в цифровой вид
Пайплайн
[Pipeline]
— общий план и процесс разработки и производства компьютерной графики, преобразования сценария в изобразительный ряд
Превизуализация/Превиз/Аниматик
[Previsualization/Preview/Pre-viz/Animatics]
— компьютерное моделирование сцен будущего фильма, позволяющее на этапе пре-продакшна экспериментировать с мизансценой, освещением, движением камеры, спецэффектами и т.п.; обычно используется для подготовки сложных постановочных эпизодов
Пример – превиз одной из сцен фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Рирпроекция
[Rear projection/Process photography]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты съемки, к примеру, актеры, располагаются на фоне кадров натуры, проецируемых на рирэкран; применялась в случаях, когда не было возможности отснять сцену на натуре, а также для создания особой атмосферы
Пример – рирпроекция в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад»
Рендеринг
[Rendering]
— процесс формирования изображения по созданной ранее компьютерной модели; при этом просчитываются различные параметры и показатели изображения, к примеру, свет, тень, отражения, блики и т.д.
Что почитать: «Рендеринг: За кулисами 3D визуализации»
Риггинг
[Animation setup]
— процесс установления иерархической зависимости между элементами скелета объекта, к примеру, между частями тела персонажа; необходим для достоверной передачи движения объекта
Пример – риггинг персонажа мультфильма «Цыган»
Ротомация
[Rotomation]
— процесс замены реального актера в отснятом кадре анимированным персонажем
Ротоскопинг
[Rotoscoping]
— процесс в композитинге, заключающийся в покадровой обрисовке и вырезании того или иного объекта для его отделения от фона и получения маски
Ротоскопер
[Rotoscoper]
— специалист, занимающийся вырезанием объектов в кадре для их удаления или совмещения с другими объектами и т.д.
Сетап
[Animation setup]
— процесс настройки 3D-объекта, к примеру, персонажа; включает риггинг, скиннинг, настройку движений, динамики волос и т.д.
Сетапщик
[Setupper]
— специалист, занимающийся настройкой 3D-объекта
Симулькам
[Simulcam]
— технология, позволяющая накладывать CGI на изображение актера в режиме реального времени
Технология была разработана для картины Джеймса Кэмерона «Аватар»
Скиннинг
[Skinning]
— процесс установления зависимости между скелетом объекта и его моделью
Спецэффекты/Специальные эффекты
[Special effects/SP-EFX/SPFX/SFX/FX]
— различные технологические приемы в кино, применяемые для создания сцен, действий и образов которые или не существуют в действительности, или в силу разных причин не могут быть отсняты; также применяются для корректировки уже отснятого материала; принято выделять визуальные эффекты (комбинированная съемка, оптические эффекты, монтажные, а также компьютерные) и механические (или физические) (пиротехника, макеты, трюковые постановки, грим и т.д.)
Стереограф
[Stereo supervisor]
— специалист, занимающийся настройкой камер и отвечающий за качество изображения при съемках 3D
Текстурирование
[Texturing]
— процесс придания тех или иных свойств модели объекта, к примеру, определенного цвета, параметров блеска, отражения, различных качеств поверхности, рельефа и т.д.
Текстуровщик/Художник по текстурам
[Texture artist]
— специалист, занимающийся созданием текстур
Трехмерная графика/3D-графика
[3D computer graphics]
— одна из разновидностей компьютерной графики, позволяющая создавать пространственное объемное изображение
Трехмерный кинематограф/Стереокинематограф
[3D film]
— вид съемки, создающий иллюзию глубины пространства, возникающей благодаря бинокулярному устройству зрения человека; предполагает одновременную съемку двумя камерами или двумя объективами
Что почитать – «История изобретения 3D»
Трюкмашина/Аппарат трюковой печати/Аппарат комбинированной печати
[Optical printer]
— разновидность кинокопировальных аппаратов, позволявшая печатать изображение с разных негативов на одной пленке
Трекинг
[Tracking]
— технология и процесс определения позиции и ориентации объекта, а также траектории его движения в пространстве
Ускоренная съемка/Рапид
[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
— эффект замедленного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой выше 24 кадров в секунду
Пример – кадр из фильма «Повелитель бури»
Фронтпроекция
[Front-projection]
— технология комбинированной съемки, позволяющая совмещать в кадре объект с ранее отснятым фоном
Открывающий эпизод «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика снят с использованием фронт проекции
Хромакей/Хромак
[Chroma key/Chroma keying/Chroma key compositing]
— технология наложения и совмещения нескольких изображений, при которой снимаемый объект располагается на однотонном фоне, заменяемым на пост-продакшне изображением; также под хромакеем часто имеют ввиду и сам цветной фон
Как правило, хромакей бывает или зеленый (green screen), или синий (blue screen). Это связано с тем, что таких цветов не бывает в оттенках кожи человека. При этом преимущества зеленого фона перед синим в том, что его проще осветить, он дешевле в производстве, а при съемке на натуре он не совпадает с цветом неба
Одним из первых фильмов, в котором был использован хромакей, является «Багдадский вор» 1940 года. Постановщик спецэффектов фильма Лоуренс Батлер был удостоен за свою разработку премии «Оскар».
Примеры использования хромакея
Циклорама
[Cyclorama/Cyc]
— фоновая конструкция, не имеющая резкой границы между горизонтальной плоскостью и вертикальной, что создает ощущение перспективы; однотонная циклорама используется как хромакей
Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
Эффект Шюфтана/Процесс Шюфтана/Зеркальный метод
[Schüfftan process]
— метод комбинированной съемки, заключающийся в органичном совмещении объектов съемки с визуально измененными при помощи системы зеркал макетами
Эффект был открыт немецким оператором Эженом Шюфтаном, и впервые применен им в фильме Фрица Ланга «Метрополис»