«Бабочка»
[Butterfly lighting]
— схема освещения, при которой источник рисующего света расположен выше уровня глаз и позади камеры
Кадр из фильма «Шанхайский экспресс» (1932)
Бест-бой/Помощник гаффера
[Gaffer]
— специалист, ассистирующий гафферу, в том числе, занимающийся заказом оборудования, взаимодействием с осветителями и т.д.
Бленда
[Lens hood]
— приспособление для объектива или его часть, необходимая для коррекции избыточного освещения и устранения бликов
Блик
[Blink/Highlight/Glare]
— отраженное световое пятно, возникающее на ярко освещенной поверхности
Кадр из фильма «Берлин. Александрплац»
Гафер/Гаффер/Светооператор/Художник по свету/Главный осветитель
[Gaffer]
— специалист, руководящий осветителями и ответственный за освещение в кадре, а также за вопросы, связанные с электрооборудованием
Грип
[Grip]
— комплект оборудования, необходимого для создания искусственного освещения
Естественное освещение
[Natural light]
— свет, имеющий натуральное происхождение, к примеру, солнце, луна, звезды, свечи и т.д.
Жесткий свет
[Hard light]
— свет, при котором формируется резкий переход от светлых участков объекта к теневым
Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Заполняющий свет/Общий свет
[Fill light]
— вид освещения, равномерно распространяющегося на объект
Искусственное освещение
[Artificial light]
— свет, имеющий искусственное происхождение, к примеру, когда источником является специальное оборудование
Контражур/Контровый свет/Встречное освещение
[Countre-jour]
— вид освещения, когда источник света находится позади снимаемого объекта
Кадр из фильма «Джобс»
Контраст
[Contrast]
— отношение яркости самой светлой области объекта и самой темной
Контрастное освещение
[Low-key lighting]
— вид освещения, создающий сильный контраст между светлыми и темными областями
Кадр из фильма «Большой ансамбль» (1955)
Концентрированный свет/Направленный свет
[Directional light]
— освещение, имеющее ярко выраженную направленность и, как правило, неравномерно освещающее объект
Лампа
[Lamp/Bulb]
— устройство, служащее электрическим источником света; в кино используются фотолампы (photolamp), вольфрамовые лампы (tungsten), вольфрамово-галоидные (tungsten-halogen), металлогалогенные (HMI), флуоресцентные (fluorescents), светодиодные (LEDs), ксеноновые (xenons)
Моделирующий свет/Акцентирующий свет
[Modeling light/Accent light]
— вид света, используемого для выделения деталей или областей снимаемого объекта
Мягкий свет
[Soft light]
— свет, при котором формируется размытый переход от светлых участков объекта к теневым
Накамерный свет
[On-camera light]
— осветительный прибор, устанавливаемый непосредственно на камеру
Осветитель/Светотехник
[Electrician/Lighting technician/Lighter]
— профессионал, специализирующийся на свете и световых эффектах
Освещенность
[Illuminance]
— отношение количества света к площади освещаемой поверхности
Отражатель/Рефлектор/Экран/Лайт-диск
[Reflector panel]
— конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала, часто имеет вид круга или зонтика; используется, чтобы подсветить объект съемки дополнительным отраженным светом, перенаправить свет, погасить яркий источник света и т.д.
«Петля»
[Loop]
— схема освещения, при которой источник света располагается чуть выше объекта и на 30-45° в стороне от камеры
Кадр из фильма «Сияние» (1980)
Полутень/Полутон
[Half-shadow/Half-shade]
— поверхность предмета, на которой присутствует слабая тень, образующаяся, к примеру, когда источник света расположен под острым углом
Прожектор
[Searchlight/Spotlight]
— разновидность осветительных приборов, как правило, используемых для фокусировки света
Раздельный свет/Боковой свет
[Split light]
— схема освещения, при которой объект как бы разделяется светом на две части, ярко освещенную и находящуюся в тени
Кадр из фильма «Великолепная одержимость» (1954)
Рассеянный свет
[Diffused light]
— свет, не имеющий ярко выраженной направленности и равномерно распределяющийся по поверхности объекта
Рембрандтовский свет
[Rembrandt light]
— схема освещения, при которой источник света расположен чуть выше объекта и на 45° в стороне от него; схема позволяет сообщить объекту особенно сильную выразительность
Кадр из фильма «Властелин колец. Возвращение короля» (2003)
Рисующий свет/Ключевой свет
[Key light]
— разновидность направленного света, которая создает основной световой эффект, выявляя форму и детали объекта
Свет
[Light]
— области в кадре, ярко освещенные источником света
Световая партитура
[Lighting plot]
— план, отражающий, как в студии или павильоне будут располагаться осветительные приборы
Светотень
[Chiaroscuro]
— распределение света и тени по поверхности предметов
Что почитать: Б. Фишер – «Витторио Стораро. Управление светом»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979)
Светотональное освещение
[High-key lighting]
— вид освещения, при котором большую часть изображения составляют светлые тона
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Софит
[Spotlights]
— в широком смысле, комплект осветительной аппаратуры
Софтбокс
[Soft box]
— насадка на источник света в виде куполообразной конструкции, позволяющей создавать мягкое рассеянное освещение
Тень
[Shadow]
— неосвещенная или слабоосвещенная область в кадре; выделяют собственную тень – неосвещенную часть объекта, и падающую тень – отбрасываемую объектом
Трехточечное освещение/Треугольное освещение
[Three-point lighting/Triangle lighting]
— схема освещения, при которой используется три источника света, создающих ключевой свет, фоновый и заполняющий
Тубус
[Snoot]
— приспособление, как правило, конической формы, собирающее поток света в пучок
Фильтр
[Filter]
— оптическое устройство из пластика или стекла, позволяющее изменять спектр или интенсивность светового потока
Фоновый свет
[Background light]
— свет, освещающий фон, на котором расположен снимаемые объект
Шторки
[Barn doors]
— откидные створки, прикрепляемые к прибору искусственного освещения, которые позволяют менять направление света
Экспонометр
[Light meter]
— прибор, позволяющий измерить яркость или освещенность объекта съемки