​Словарь: Свет

«Бабочка»

[Butterfly lighting]
— схема освещения, при которой источник рисующего света расположен выше уровня глаз и позади камеры


Кадр из фильма «Шанхайский экспресс» (1932)


Бест-бой/Помощник гаффера

[Gaffer]
— специалист, ассистирующий гафферу, в том числе, занимающийся заказом оборудования, взаимодействием с осветителями и т.д.


Бленда

[Lens hood]
— приспособление для объектива или его часть, необходимая для коррекции избыточного освещения и устранения бликов


Блик

[Blink/Highlight/Glare]
— отраженное световое пятно, возникающее на ярко освещенной поверхности

Как правило, появление бликов считается не желательным, но может быть использовано и как прием. К примеру, блики – одна из характерных черт стиля Райнера Вернера Фассбиндера


Кадр из фильма «Берлин. Александрплац»


Гафер/Гаффер/Светооператор/Художник по свету/Главный осветитель

[Gaffer]
— специалист, руководящий осветителями и ответственный за освещение в кадре, а также за вопросы, связанные с электрооборудованием


Грип

[Grip]
— комплект оборудования, необходимого для создания искусственного освещения
 

Что почитать: Ю.Б. Айзенберг – «Справочная книга по светотехнике» 
 

 


Естественное освещение

[Natural light]
— свет, имеющий натуральное происхождение, к примеру, солнце, луна, звезды, свечи и т.д.
 

Фильм Стэнли Кубрика «Барри Линдон» снят преимущественно с использованием естественного освещения
 

 


Жесткий свет

[Hard light]
— свет, при котором формируется резкий переход от светлых участков объекта к теневым


Кадр из фильма «Список Шиндлера»


Заполняющий свет/Общий свет

[Fill light]
— вид освещения, равномерно распространяющегося на объект


Искусственное освещение

[Artificial light]
— свет, имеющий искусственное происхождение, к примеру, когда источником является специальное оборудование


Контражур/Контровый свет/Встречное освещение

[Countre-jour]
— вид освещения, когда источник света находится позади снимаемого объекта


Кадр из фильма «Джобс»


Контраст

[Contrast]
— отношение яркости самой светлой области объекта и самой темной


Контрастное освещение

[Low-key lighting]
— вид освещения, создающий сильный контраст между светлыми и темными областями
 

Использованием контрастного освещения знамениты фильмы немецкого экспрессионизма и нуара
 


Кадр из фильма «Большой ансамбль» (1955)


Концентрированный свет/Направленный свет

[Directional light]
— освещение, имеющее ярко выраженную направленность и, как правило, неравномерно освещающее объект


Лампа

[Lamp/Bulb]
— устройство, служащее электрическим источником света; в кино используются фотолампы (photolamp), вольфрамовые лампы (tungsten), вольфрамово-галоидные (tungsten-halogen), металлогалогенные (HMI), флуоресцентные (fluorescents), светодиодные (LEDs), ксеноновые (xenons)


Моделирующий свет/Акцентирующий свет

[Modeling light/Accent light]
— вид света, используемого для выделения деталей или областей снимаемого объекта


Мягкий свет

[Soft light]
— свет, при котором формируется размытый переход от светлых участков объекта к теневым


Накамерный свет

[On-camera light]
— осветительный прибор, устанавливаемый непосредственно на камеру


Осветитель/Светотехник

[Electrician/Lighting technician/Lighter]
— профессионал, специализирующийся на свете и световых эффектах


Освещенность

[Illuminance]
— отношение количества света к площади освещаемой поверхности
 

Что почитать: Дэвид Килпатрик — «Свет и освещение» 
 

 


Отражатель/Рефлектор/Экран/Лайт-диск

[Reflector panel]
— конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала, часто имеет вид круга или зонтика; используется, чтобы подсветить объект съемки дополнительным отраженным светом, перенаправить свет, погасить яркий источник света и т.д.


«Петля»

[Loop]
— схема освещения, при которой источник света располагается чуть выше объекта и на 30-45° в стороне от камеры


Кадр из фильма «Сияние» (1980)


Полутень/Полутон

[Half-shadow/Half-shade]
— поверхность предмета, на которой присутствует слабая тень, образующаяся, к примеру, когда источник света расположен под острым углом


Прожектор

[Searchlight/Spotlight]
— разновидность осветительных приборов, как правило, используемых для фокусировки света


Раздельный свет/Боковой свет

[Split light]
— схема освещения, при которой объект как бы разделяется светом на две части, ярко освещенную и находящуюся в тени


Кадр из фильма «Великолепная одержимость» (1954)


Рассеянный свет

[Diffused light]
— свет, не имеющий ярко выраженной направленности и равномерно распределяющийся по поверхности объекта


Рембрандтовский свет

[Rembrandt light]
— схема освещения, при которой источник света расположен чуть выше объекта и на 45° в стороне от него; схема позволяет сообщить объекту особенно сильную выразительность


Кадр из фильма «Властелин колец. Возвращение короля» (2003)


Рисующий свет/Ключевой свет

[Key light]
— разновидность направленного света, которая создает основной световой эффект, выявляя форму и детали объекта


Свет

[Light]
— области в кадре, ярко освещенные источником света


Световая партитура

[Lighting plot]
— план, отражающий, как в студии или павильоне будут располагаться осветительные приборы


Светотень

[Chiaroscuro]
— распределение света и тени по поверхности предметов
 

 Почетное прозвище «бога светотени» закрепилось за итальянским оператором Витторио Стораро
 
 Что почитать: Б. Фишер – «Витторио Стораро. Управление светом» 
 


Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979)


Светотональное освещение

[High-key lighting]
— вид освещения, при котором большую часть изображения составляют светлые тона


Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)​


Софит

[Spotlights]
— в широком смысле, комплект осветительной аппаратуры


Софтбокс

[Soft box]
— насадка на источник света в виде куполообразной конструкции, позволяющей создавать мягкое рассеянное освещение


Тень

[Shadow]
— неосвещенная или слабоосвещенная область в кадре; выделяют собственную тень – неосвещенную часть объекта, и падающую тень – отбрасываемую объектом


Трехточечное освещение/Треугольное освещение

[Three-point lighting/Triangle lighting]
— схема освещения, при которой используется три источника света, создающих ключевой свет, фоновый и заполняющий


Тубус

[Snoot]
— приспособление, как правило, конической формы, собирающее поток света в пучок


Фильтр

[Filter]
— оптическое устройство из пластика или стекла, позволяющее изменять спектр или интенсивность светового потока


Фоновый свет

[Background light]
— свет, освещающий фон, на котором расположен снимаемые объект


Шторки

[Barn doors]
— откидные створки, прикрепляемые к прибору искусственного освещения, которые позволяют менять направление света


Экспонометр

[Light meter]
— прибор, позволяющий измерить яркость или освещенность объекта съемки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *