Спасение проекта
После гибели Пола Уокера в 2013 году команда «Форсажа 7» была вынуждена спасать проект, прибегнув к помощи визуальных эффектов и двух братьев актера: Коди и Калеба, один из которых похож на него фигурой, а другой — лицом.
Визуальные эффекты в фильме «Форсаж 7» (2015)
Хотя это и не афишируется, но сегодня в любом боевике есть сцены с цифровым дублером, либо с живым дублером, на которого «приклеивают» цифровую голову актера (раньше старались искать похожих людей или надевали дублеру маску). Актера просто заранее сканируют в 3D.
В отдельных случаях артиста просят отыграть соответствующие сцены в хромакейном павильоне. И это ни у кого не вызывает вопросов. Конечно, у VFX команды «Форсажа 7» был скан головы Пола Уокера. Им оставалось только воспроизвести его игру в тех сценах, которые команда не успела отснять.
Впрочем, это не первая картина, которую пришлось так спасать. В 1999 году на съемках «Гладиатора» умер Оливер Рид. Ридли Скотт мог переснять его сцены с другим актером, но было решено использовать дублера для тела и «цифровую» голову.
Визуальные эффекты в фильме «Гладиатор» (2000)
Некоторые кадры просто композили из отснятого материала или неиспользованных дублей. Создать убедительное полностью цифровое лицо для крупного плана на тот момент было еще почти невозможно.
Российский опыт
Вот и в российском кино есть проект, который пришлось спасать с помощью графики — фильм «СуперБобровы: Народные мстители». А ведь его чуть не закрыли, когда во время съемок скоропостижно скончался Владимир Толоконников. Он не успел сняться в нескольких ключевых сценах картины.
До сих пор в российском кино не было опыта воссоздания фотографически верного цифрового человека. Да, был проект «Напарник», в котором действовал цифровой человек, в общем-то, похожий на юного актера, который эту роль играл в сценах, где можно было использовать реального ребенка. Однако зрители не приняли эту версию — уж очень неубедительным был этот трехмерный портрет.
О фильме «СуперБобровы: Народные мстители» (2018)
Что же касается цифрового Толоконникова, здесь все гораздо лучше. Скульптор Константин Мальярдо создал цифровой портрет артиста по фотографиям и другим ролям. Всего было сделано четыре версии головы патриарха Боброва, четвертая — всего за два месяца до выхода картины на экраны. Но именно она оказалась ближе всего к прототипу. На съемочной площадке роль Боброва-старшего играл другой возрастной актер с маркерами на лице. Художники по визуальным эффектам заменяли только голову.
Аниматор Антон Маслов вручную анимировал всю мимику персонажа.
Кадр из фильма «СуперБобровы: Народные мстители» (2018) / Фото: Yellow, Black and White
«Мы изучали эмоцию и оценивали результат, — рассказывает Коснтантин Мальярдо. — Если она не похожа ни на дублера, ни на Толоконникова, но она хорошая, мы смотрели и думали: „А мог бы Толоконников так сыграть?“. Если решали, что, в принципе, мог, то оставляли ее. Мы не должны были точно повторять первых „СуперБобровых“. Нам нужно было набрать библиотеку эмоций. Владимир Толоконников — актер старой школы, он всегда разный. И мы приходили к чему-то среднему между Толоконниковым и его дублером».
Всего в фильме «Супербобровы: Народные мстители» около 40 шотов с цифровым персонажем.
Воскрешение
Но есть и другие задачи. Например, студии ILM понадобилось «оживить» генерала Таркина для картины «Изгой-один». Конечно, в 80-е годы никому не приходило в голову, что в будущем образы ушедших звезд могут кому-нибудь понадобиться. Но у ILM был слепок лица Питера Кушинга — их делают для дизайна и создания грим-накладок.
Команда студии достала слепок из своего архива, сдула с него пыль и сделала 3D-скан. Дальше всю роль отыграл похожий актер с маркерами на лице. Но мимические мышцы у всех разные, и то, что «работает» для одного, пусть даже внешне похожего лица, не очень работает для другого. Поэтому Таркин получился крайне странный, прямо вышедший из Зловещей долины.
Визуальные эффекты в фильме «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (2016)
Сегодня мертвых воскрешают не только в кино — в будущем году голограмма Эми Вайнхауз поедет в тур, чтобы собрать со зрителей денег в благотворительный фонд имени безвременно почившей певицы.
Голограмма Тупака Шакура
А студия Digital Domain уже показала всем голограмму Тупака Шакура на музыкальном фестивале Coachella.
Бесконечная молодость
Мы живем в эпоху, когда нет почти ничего невозможного. Студия Lola VFX на регулярной основе делает секретную подтяжку лиц и официально омолаживает героев фильмов Marvel. Они уже омолодили Майкла Дугласа, Роберта Дауни мл., Мишель Пфайффер, Курта Рассела, а в следующем году мы увидим молодого Сэмюэла Л. Джексона в «Капитане Марвел».
Но для «Изгоя один» потребовалось воссоздать 19-летнюю Кэрри Фишер. За основу они взяли молодую актрису Ингвильд Дейлу, ее выбрали за сходство профиля с профилем Кэрри Фишер. Девушка отыграла свою роль с маркерами на лице. Но Лея получилась похожей еще меньше, чем Таркин, хоть и очень живой.
Кажется, очень скоро даже смерть суперзвезды не помешает ее образу работать и зарабатывать деньги на благо своих потомков. Нужно всего лишь окончательно избавиться от Зловещей долины. А это — всего лишь дело техники.
Lucasfilm еще в прошлом году объявили, что будут сканировать своих звезд в 3D в обязательном порядке, вне зависимости от того, понадобятся эти сканы для фильма или нет. Таким образом, франшиза может продолжать использовать своих звезд бесконечно.
Визуальные эффекты в фильме «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (2016)
Цифровое сохранение
VFX компания Digital Domain подсуетилась и открыла выгодный бизнес (хоть они его и не афишируют): богатые клиенты могут сосканировать себя в 3D и сохранить навечно для потомков. «Мы не делали объявлений „Сохрани свой образ“ в газетах», — говорит директор отделения Digital Humans Group студии Digital Domain Даррен Хендлер.
Они предлагают знаменитостям сканировать лицо, что в будущем может облегчить задачу по омолаживанию их персонажей или воссозданию их образа. И, кстати, они уже сосканировали около 60 человек.
Демонстрация технологии сканирования лиц в высоком разрешении
346 светодиодных лампочек, составляющих сферу, позволяют сосканировать лицо в высоком разрешении, вплоть до пор и дефектов. Подобную систему использовали для создания персонажей в таких фильмах, как «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Аватар».
Эта система также позволяет имитировать любое освещение для воссоздания правильных рефлексов, например, если человек стоит на пляже, то сверху на него будет светить голубое небо, а снизу — желтый песок.
«Мы фактически снимаем то, как изменение движения крови под кожей влияет на цвет лица», — говорит Хендлер. Эта технология помогает запечатлеть все движения складок кожи и мимических морщин в движении, что позволит сделать цифровые лица более убедительными и живыми.
Лекция TED о создании фотореалистичных цифровых персонажей
Процесс полного сканирования может занять два дня и будет стоить около миллиона долларов. Именно цена пока останавливает студии, но в будущем она упадет, и сервис станет доступнее. А артисты, готовые заплатить за такую услугу, смогут играть более молодых персонажей и лицензировать собственную внешность, чтобы она продолжала работать после их смерти.
Бо Джансен, глава школы визуальных эффектов, игр и анимации Gnomon, считает, что добиться абсолютной убедительности в движениях и коже цифровых людей — это все еще непреодолимая задача для VFX-художников. Маленькие несовпадающие с реальностью детали до сих пор выдают компьютерную графику. Но ее решение уже не за горами.
Подробный скан точнее, чем работа по реальным слепкам или старым зернистым пленкам. С его помощью воссоздать умершего актера можно быстрее. Для Джансена воскрешение почивших — просто еще одна VFX-задача, поскольку, как мы говорили выше, замена головы — это вполне рутинная работа для экшн сцен. «Я не вижу это как некий Рубикон, который невозможно перейти, — говорит он. — Потому что в кино и так происходит много такого, о чем зрители не догадываются».
Обложка: на съемках фильма «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (2016) / Lucasfilm