Интродукция: опасный сюжет
Мы сидим в придорожном кафе на федеральной трассе М4 «Дон». Илья Шерстобитов, пытаясь перекричать автомобильный шум, рассказывает, как он пытался начать съемки своего полнометражного дебюта
— Это был ад! Буквально все считали эту историю опасной. Мы должны были снимать в одном из московских аэропортов, а девочка-пиарщица мне пишет: «Илья, а у вас есть право на подобный креатив?» Ей же не позвонили из администрации президента и ничего не запретили: она сама находится в каком-то страхе. То есть люди сами создали себе 37-ой год и живут в нем.
Оганес Григорян на съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Соавтор сценария комедии «Каникулы президента» (производство X Soul по заказу «Андрианова кино»), резидент «Камеди Клаб» Оганес Григорян рассказал, почему их история наводит хтонический ужас на чиновников, гораздо менее экспрессивно:
— Сюжет у нас такой: президент, чтобы с новыми силами приступить к своим обязанностям, решил отдохнуть, как обычный россиянин. Его делают неузнаваемым, и вот президент едет по стране, сталкиваясь с ее реалиями, то есть с теми вещами, которые он не видит из окна своего кабинета. Наш герой лучше узнает свою страну, но не отказывается от нее, как от паршивой овцы, а подчеркивает то, что хотелось бы сделать лучше.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Все это вылилось в гигантский по масштабам и очень сложный по задачам проект, съемки которого проходили от Москвы до Ялты при участии большой группы и массовки. Самые сложные смены выдались на Ростов-на-Дону, куда мы и поехали.
День первый: гром, молния и свиньи
Нас привезли на красивейший берег Азовского моря в прекрасное место, похожее на декорацию фильма про Рублевских небожителей. «Это не декорация, здесь люди живут. Вон — бассейн, там — гостевой домик», — объяснят нам попозже. Но сейчас нас встречает тишина и две чистенькие хрюшки. Остальная группа собралась в одном из домиков, где с 10 утра снимают заключительную сцену сегодняшнего эпизода, ночную.
В ней два героя просыпаются ночью в одной кровати и понимают: между ними что-то есть. В самом буквальном смысле. Они приподнимают одеяло и обнаруживают там поросенка, которого все обыскались со вчерашнего вечера.
— Наша российская свадьба не щадит никого: кто угодно может проснуться где угодно с кем угодно, даже со свиньей, — комментирует ситуацию резидент «Камеди».
— …а поскольку после Кустурицы и Крыжовникова свадьбы снимать очень тяжело, мы отбиваем это все фотографиями. Получились как будто бы гифки, — продолжает Шерстобитов. — Под музыку «Гламурного колхоза». Все это, собранное вместе, создает паноптикум российских чудовищ. Будут убивать голубей, поросенок будет бегать по столу, а потом он окажется в постели героев.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Но это все теория и задумки сценаристов. Про практику работы с животными нам рассказывает ассистент режиссера по реквизиту Наталия Мартынова:
— С поросятами сложно. Обычно их покупают дрессировщики и занимаются с ними три дня. Хрюшки — очень воспитанные и хорошо запоминают команды. Почти как собаки, только те знают чуть больше. Но в Ростове цирка с поросятами нет, поэтому пришлось искать местных. Сегодняшняя смена будет очень трудной, так что я оставила поросят своим ассистентам. Мне главное — сдать сегодня ночью свинюшек хозяевам живыми и здоровыми.
Наталья Мартынова, ассистент режиссера по реквизиту. На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
На площадке работали две свинки: не столько для замены, сколько потому, что они — «стадные» животные и им важно контактировать друг с другом. Одна хрюшка бы скучала и не факт, что смогла бы играть.
Некоторые секреты про съемки ночной сцены днем раскрывает второй оператор Геворг Маркосян:
— Сцену в кровати мы снимали просто — выставили блики, будто от фонаря за окном. Плюс на камере использовали нужную температуру, чтобы кадр был холодным.
Геворг Маркосян, второй оператор. На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Закончив с поросятами, все передвигаются ближе к морю, где будет сниматься сама свадьба. Режиссер задумчиво смотрит на небо.
— Надо успеть снять, даже если будет дождь. Вчера, чтобы завершить длинный эпизод, мы вообще разбились на три юнита и каждый снимал параллельные сцены.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Снова подходим к Маркосяну:
— Дождь — незапланированная ситуация. Если просветов не будет, мы поставим мощные источники света.
В это время по рации оператор-постановщик Андрей Найденов предлагает свои варианты съемок во время ливня.
Андрей Найденов, оператор-постановщик. На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Но гром все же грянул. Ветер почти сдувает ракушку из темной ткани, закрывающую плейбэки. Ливень готов вот-вот залить аппаратуру, а мы идем знакомиться с исполнительным продюсером Эдуардом Алиевым, который задумчиво смотрит на горизонт:
— На «Каникулах президента» нас постоянно преследуют дожди. Они нам мешали еще в Москве, но я надеюсь, что на съемках в Ялте мы наконец-то погреемся. Пока мы идем по графику, никаких срывов не было, но без ливней, отмен, болезней и всего прочего я бы сидел, как машинист на радиоуправляемом паровозе, и ничего бы не делал. Я за всю свою карьеру еще ни разу не встречал проект без всего этого, поэтому я всегда на площадке.
Эдуард Алиев, исполнительный продюсер. На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
И вот, кажется, ливень пошел на спад. Пока все суетятся, разминается группа «Гламурный колхоз» — играют попурри из Майкла Джексона, Леди Гаги и Blur. Все только на народных инструментах: домбра, балалайка, гитара, баян и ударные.
К концу сцены солнце село окончательно. Нужно больше света: выносится монструозный «18-тикиловаттник» ARRI HMI Fresnel, миллиард мошек, проснувшихся после ливня, немедленно летят к нему, делая ситуацию, как выразился бы Илья Шерстобитов, «адовой». Но сейчас Илья, пробегая мимо меня, спрашивает: «Скажи, хаос?». «Да нет, и не такое видели».
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Свадьба продолжается. Звучит просьба второго режиссера: «Реквизиторы, расскажите, пожалуйста, актерам, что съедобное, что несъедобное!». Как нам потом расскажет Наталья Мартынова, которая следит не только за поросятами, но и за едой в кадре, бутафория уже давно ушла в прошлое. Она требует долгих поисков, поэтому получается, что сцены с настоящей едой стоят примерно столько же, сколько с реквизиторской.
— Бывает так, что ты шепчешь актерам: «Ну, пожалуйста, не ешьте много!» Актеры массовых сцен очень любят поесть, иногда доходит до ругани, потому что люди не осознают, сколько труда все это стоило. В таких случаях прошу бригадиров по «массовке», чтобы они в перерывах между дублями выгоняли актеров из-за стола.
Вот настал черед самой забавной сцены: поросенок должен бежать по столу, а гости — ловить его. На площадку выносят дико орущего хрюшку, ставят на стол, держат его всеми руками, а то вот-вот вырвется и побежит. Звучит команда «Начали!», поросенка отпускают, он устало ложится на стол и довольно хрюкает. Дубль, еще дубль, наконец, его толкают, он делает пару шажков, а дальше гости, похоже, его не ловят, а подталкивают. Впрочем, в итоговом варианте этого не будет видно. Второй поросенок, уже с камерой GoPro, пробегает гораздо шустрее.
Интерлюдия
Откровенный разговор с Ильей Шерстобитовым, который произошел где-то между первым днем и ночной сменой
— Часто ли известный продюсер Шерстобитов дерется с молодым начинающим режиссером Шерстобитовым на этом проекте?
— Бывает. Мне очень мешает опыт короткого метра, потому что он делается максимум пять смен. В идеале — две или три. Лучше — в одну. Но здесь я просто подыхаю, потому что каждый кадр забирает очень много эмоций. Это вообще другая эстетика. Другой подход. К самому себе, в первую очередь.
— Расскажи про кастинг.
— Я очень долго искал актера, который будет играть у нас президента. Мне все говорили: возьми Деревянко, возьми Стычкина, приводили доводы, показывали, кастинговали, общались, но все было не то. Но когда я увидел актера В. (так мы условились его называть, чтобы не выдавать секрета — прим. tvkinoradio.ru), то прямо вцепился в него. Он играет две роли: балбеса Валеру и президента, два совершенно разных характера. Я очень переживал, как он это сделает, но он молодец — все филигранно исполнил. Очень долго искал главную героиню, его спутницу Зину. Я увидел Анну Цуканову-Котт в Инстаграме, одну ее полуэротическую фотографию, и понял, что это она.
Потом я искал ФСОшницу, мне показали Настасью Самбурскую, мы с ней встретились и я сказал, что мне нужен «последний солдат империи». А она говорит: «Блин! Мне все предлагают одно и то же, а всю жизнь мечтала сыграть бабу-мента!». Или вот я мечтал снять в микроэпизоде Розу Хайрулину, поехал в театр, поговорил с ней, и она сказала: «Да, конечно, я приеду». И так со всеми!
Актриса Анна Цуханова-Котт и Илья Шерстобитов на съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
— А что Минкульт?
— Мы попросили у него 10 миллионов рублей. Нам отказали. А это разве деньги? Да на дебют выделяют 25 миллионов! Чиновники изначально считали эту историю опасной. После премьеры, думаю, меня заплюют со всех сторон: что гиперлиберальная общественность, что ультрапатриоты.
— Ты долго носился со сценарием?
— Не со сценарием, а с идеей, но все сценаристы отказывались работать над ней. Говорили: «Ой, нет, жесткая какая-то история». Или, наоборот, не хотели, потому что у меня президент — не полное дерьмо.
В общем, в конце концов, согласилась питерская сценаристка Ольга Погодина-Кузмина. Она написала литературную историю с моих слов. Но она не пишет комедии. И тогда дальше за работу взялся мой давний большой друг Оганес Григорян, кавээнщик и резидент «Камеди Клаб». Он не только довел сценарий до конца, но и приезжает на площадку, разговаривает с актерами, чем очень мне помогает.
День второй: проститутки, дальнобойщики, ночлежка
Сегодня будет еще труднее, чем вчера. Ночная смена, выставляться начали с 16:00: перекрыли половину федеральной трассы, поговорили с продавцами, чтобы вели себя так, будто их никто не снимает.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Поговорили с дальнобойщиками («Кто не в кадре, пожалуйста, не выходите за линию, оставайтесь там, где вы есть»). Наконец, на режиме, когда включился свет, все тщательно декорированные кафе стали похожи не на «гетто дальнобойщиков», а на какой-то Гонконг.
Протяженность натуры в одном кадре составила на глаз около 500 метров — немало, если учесть, что первый кадр будет длинным. Длится он будет около двух минут, во время которых главные герои — Президент-Валера (так и написана роль в сценарии) и Зина — проходят через весь этот донской «Восток». Зина отходит в сторону, а Президент-Валера приближается к дальнобойщикам, режущимся в нарды, в надежде продать свои часы.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
— Мы долго искали натуру для сцены, мне предлагали какие-то красивые места, благоустроенные стоянки, а я искал что-то трэшовое. Когда мы проезжали мимо этого места, я прямо заорал: «Стой! Вот оно!». Я выбежал и прямо прыгал от счастья.
В это время начинают снимать сцену, в которой местные проститутки собираются побить Зину. Шерстобитов расскажет о ней лучше:
— Проститутки думают, что она у них хлеб отбирает. Они такие: «Эй, сюда иди! Она: „Что вы делаете, я педагог!“ Главная проститутка: „Я тоже педагог, но сейчас-то каникулы!“ Я не люблю сцены „в лоб“, поэтому мы делаем cut, и Зина уже в душе смывает кровь: на педагогическом бывало и хуже. Герои идут в гостиницу, а там просто адище. Они заходят в номер… хотя, какой номер, бокс, скорее. И Зина говорит: „Может, в машине будет лучше?“ Он: „Ага“. И они выходят. Такая история. В духе Мамулия.
— Теперь-то ты понимаешь разницу между кадрами? Вчера — гламурная свадьба, сегодня — такие дальнобойщики, завтра будет совсем другое. И так всю дорогу: от Москвы до Ялты!
Оператор Геворг Маркосян добавляет:
— Для каждой локации мы специально выбирали аппаратуру, выезжали на локации, потому что зрителю очень важно видеть изменения и в природе, и в характере освещения, и в людях, потому что темперамент везде разный. Мы надеемся, что зритель за время этого путешествия из Москвы в Крым увидит всю палитру характеров и настроения. Например, в Москве у нас много зелени, хвои, мало открытого пространства, а уже в Воронеже появляется большая вода, пространство, рельеф. В Ростове — степь, трава успела пожелтеть, архитектура больше похожа на южные города. В Крыму природа такая, какая нигде больше в России не встречается.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Под конец вылавливаем в темноте исполнительного продюсера Эдуарда Алиева и спрашиваем, чем его зацепил проект.
— Да тем, что никто нечего подобного раньше не видел. Когда я читаю такие сценарии, во мне появляется кураж. Временами это выглядит как вестерн, временами — как драма, все вместе это похоже на комедию с уникальной красивой картинкой. Это как минимум оригинально.
На съемках фильма «Каникулы президента» / Фото: Всеволод Галкин
Под громкие аплодисменты смена заканчивается около пяти утра. «Проститутки» ковыляют к себе в вагончик. Одна из них не доходит, садится на ящик и на выдохе снимает туфли: «Да ни одна настоящая проститутка столько не проходит на таких каблуках». Идет к трейлеру уже босиком.
Кода: из разговора с соавтором сценария
Мы спросили у Оганеса Григоряна, не хочет ли он показать фильм нашему президенту. На что он ответил:
— Я бы безумно хотел, чтобы этот человек увидел фильм. Пусть даже в кинотеатр он бы пробрался неузнанным, но все же посмотрел.