Отправляясь на съемочную площадку где-то около московских Кузьминок, мы не совсем понимали, чего ждать. Фильм «Мысленный волк» Валерии Гай Германики снимается уже два года. Говорили, что он «вот-вот выйдет», потом сообщали, что картина еще не закончена. Хотелось разобраться — в чем же дело и на каком этапе находится проект.
Немного не доезжая МКАДа, мы свернули в промзону и остановились у большого павильона, подходящего для зимних съемок. Рядом развернулся съемочный лагерь: фургончики для артистов, палатки с чаем и кофе для группы и массовки и прочие необходимые удобства. Участники процесса активно передвигались под шум раций — сцену нужно было отснять за один день.
На съемках фильма «Мысленный волк» / Фото: Евгений Пахоль
В павильоне удалось воссоздать осень с ее непостоянной погодой: вокруг много луж, лежит искусственный снег, — из-за сырости очки сразу же запотевают. В центре съемочной площадки — сельский клуб: деревянный подиум с подвешенными на балках старыми осветительными приборами, которые мы могли видеть в любом советском ДК и на дискотеках в детском лагере. Рядом старый КамАЗ, на котором тоже будут отрываться люди, и палатка быстрого питания прямиком из 90-х: пиво в пластиковых стаканах, быстрая еда и бочки от горюче-смазочных материалов вместо столов. Позже удалось разглядеть вывеску «Продукты», которая дополняла задний план сцены.
Андрей Иванов, художник по реквизиту: Поскольку на улице зима, а в кадре должна быть осень, мы сделали такую как бы натурную площадку. Создаем неприятную, предзимнюю погоду — снежок, дождь, слякоть. Подходящий павильон найти было сложно — он должен был быть теплым и большим, нам нужно было заливать его водой и засыпать снегом. Мы не пытаемся воссоздать какое-то конкретное место, в кадре — вымышленное пространство, хотя действие происходит в наше время.
Художник по реквизиту Иванов Андрей / Фото: Евгений Пахоль
Съемка началась. По команде режиссера исправно сыпятся то снег, то дождь. Но насколько хорошо сочетаются непрерывно моргающие дискотечные прожекторы и огромное количество воды, которая на них льется? Ответ пришел практически сразу — после обильного ливня от приборов полетели искры и сработала пожарная сигнализация. Под звук сирены был организован дополнительный технический перерыв.
На съемках фильма «Мысленный волк» / Фото: Евгений Пахоль
Максим Трешков, осветитель: Все идет по плану, мы были к этому готовы (улыбается). Приходится ставить достаточно много света, потому что нужно создать атмосферу улицы. Задача — сделать картинку максимально близкую к финальной, чтобы на постпродакшне было меньше работы. Используем большой спектр оборудования — и теплый, и заполняющий свет. В приоритете продукция ARRI, у нее большой функционал — теплый, холодный свет, молнии. С помощью их SkyPanel можно сделать все что угодно.
Максим Трешков, осветитель / Фото: Евгений Пахоль
Будем верить, что все действительно идет согласно плану. Работники площадки подкручивают и снова зажигают частично потухшие лампочки, готовят снег и проверяют вентилятор, которым его будут раздувать. Воспользовавшись паузой, мы решили поговорить с художником-постановщиком проекта.
Давид Дадунашвилли, художник-постановщик («Непрощенный», «Защитники», «Землетрясение»)
— Как вы готовились к съемкам?
— Павильон мы готовили к съемкам четыре дня: разбирали мусор, расчищали, выставляли подиум, танцплощадку, декоративные элементы. По стилю нам были нужны большие стеклянные окна, которые изображают здание за танцполом. Так как сцена происходит на улице, потолка в кадре не будет. Все снимается однокадрово — возможно внутри будут укрупнения, но не более.
— Некоторые сцены вы снимали на Главкино и там тоже создавали интересные декорации. Расскажете про них?
— Там мы построили две декорации. Одна из них в стиле прованса. Съемка тоже была однокадровой: нужно было учесть, как будет лететь камера, перемещаться мебель и так далее.
Еще для одной сцены мы построили деревенский дом с раскачивающимися стенами и поднимающимся полом. Было атмосферно и страшно. Актеры явно получили заряд бодрости. Кадры, где герои переходят из комнаты в комнату, были весьма сложными технически, их снимали с помощью 15-метрового крана. На репетицию был выделен целый день — в итоге все задуманное получилось так, как мы и хотели.
На съемках фильма «Мысленный волк» / Фото: Евгений Пахоль
— Однокадровая съемка — это решение для фильма целиком или какие-то отдельные творческие ходы?
— Решение. Мы поняли, что так будет лучше и интересней стандартных «восьмерок».
В сцене, которую снимают сегодня, вещи по сторонам не летают. Но и без этого понятно, что на площадке, в таком шуме, сложно записать чистовой звук.
Данила Жаворонков (звукорежиссер на площадке): Переозвучки будет много, потому что условия работы тяжелые. Мы всегда стараемся записать на чистовую и речь актеров, и даже какие-то шумы. Но что из этого получилось, а что нет — будет понятно только на постпродакшне. Надеюсь, что-нибудь из записанного нами звука все же войдет в фильм.
Звукорежиссер Данила Жаворонков / Фото: Евгений Пахоль
Кажется, площадка готова для следующего дубля. Около 8 вечера, перед очередным съемочным рывком, группа расходится на заслуженный обед. Те, кто устал меньше, — делают селфи, гуляют вокруг декораций и обсуждают нюансы одежды. Кстати, все актеры в кадре исключительно в черном. А мы направляемся к оператору, пока есть возможность с ним пообщаться.
Морад Абдель Фаттах, оператор («Непрощенный», «Золотая Орда», «Желтый глаз тигра»):
— Как вы попали в команду?
— Лера позвонила и сказала, что есть проект, в котором нужно усложнить начало, середину и конец. Сделать интересные, атмосферные, сложные и однокадровые планы. В общем, добавить эффектности в простой быт существования героев.
Оператор Морад Абдель Фаттах / Фото: Евгений Пахоль
— На какое оборудование снимаете?
— Камера ARRI Alexa, объективы Cooke и технокран. Cooke — достаточно мягкая оптика, которая дает максимально кинематографичное изображение. С ней мы можем делать киноживопись — она очень точно собирает цвета, воспринимает свет, передает тона.
Самое сложное на этих съемках — развести мизансцену, чтобы кадр выглядел живо. Камера движется за героями, поэтому они должны быть в интересной обстановке буквально шаг за шагом. Кадр начинается и заканчивается без монтажных остановок. Дождь, снег — все происходит непрерывно, создает абсолютное ощущение присутствия.
— Что с картинкой произойдет на постпродакшне?
— Я считаю так — в нашей жизни все начиналось с пленки, и на пленке многое не поправишь. Поэтому привычка осталась — мы делаем все на площадке так, чтобы было максимально похоже на финал.
Обед заканчивается и группа готова к съемкам. Звучит «Мотор!». Камера на кране движется по рельсам за героиней. Она заходит на заполненную массовкой площадку, ищет кого-то, вступает в диалог, и начинается самое интересное — из-под потолка льет мощный ливень, а от огромного вентилятора разлетается искусственный снег, лампы искрят (теперь уже без пожарной сигнализации: так действительно было задумано).
Вся «тусовка» разбегается, кроме героев, общающихся в кадре под дождем. Они договаривают и собираются уходить. Заканчивается дождь, и сцена вновь наполняется отрывающимися ребятами из массовки. Как и было сказано — все снято одним кадром.
На съемках фильма «Мысленный волк» / Фото: Евгений Пахоль
Команда перемещается к минивэну, в котором на большом экране вместе с режиссером смотрит на результат. Картинка красивая и живая. Группа довольна увиденным и уходит на небольшой перерыв, а мы остаемся в авто, чтобы немного пообщаться с режиссером — Валерией Гай Германикой.
— «Мысленный волк» в производстве уже два года. На каком этапе сейчас работа?
— У нас уже монтаж. Сегодняшний материал я снимала ранее, но мне не понравилось, что получилось в первый раз. Это нормально, ничего в этом такого нет. Обычно я работаю быстро, но тут картинка не совпала с тем, что у меня было в голове, и смотреть на нее было неинтересно.
Режиссер Валерия Гай Германика / Фото: Евгений Пахоль
— Как долго писался сценарий и что было отправной точкой?
— Юрий Николаевич Арабов написал сценарий за две недели. Я пришла к нему с идеей, он меня услышал и все понял. Арабов — не тот автор, сценарий которого я могу контролировать. Скорее сценарий контролирует меня и это очень сложно. Даже сам Юрий Николаевич не может внести правки в эту конструкцию — тогда все начинает рушиться. Так я стала заложником его конструкции и не могу импровизировать. Хотя постоянно бывает желание что-то поменять.
— Какой саундтрек будет в картине?
— Песен со словами, как раньше, не будет. Музыку нам пишет Кирилл Рихтер. Это большая, эпическая, сложная композиция. Я ее придумала на уровне идеи, такая «Симфония Апокалипсиса». А он должен это воплотить.
Режиссер Валерия Гай Германика / Фото: Евгений Пахоль
— В описании картины в интернете сказано: «На философском уровне это размышление об утерянной чистоте помыслов». Можете пояснить эту мысль?
— Не знаю, кто это писал. Мне и самой, когда слушаю со стороны то, что говорила про фильм, все кажется бредом сумасшедшего. Поэтому придерживаюсь версии Арабова. На уровне синопсиса у него была высказана идея: «Страх объединяет близких, но разобщенных людей, и они под воздействием этого смертельного страха, находясь на краю, начинают объединяться и искать Бога. А когда страх отступает — родственные люди могут опять разобщиться и стать чужими»
Режиссер Валерия Гай Германика / Фото: Евгений Пахоль
— Есть ли в наше время такой страх, который мог бы сплотить людей?
— Я имею ввиду смертную память, страх вечного небытия. Головой это не понять, это чувствует душа, когда она болит. По-настоящему людей сплотить может только любовь, а не страх. А страх, в свою очередь, происходит от мысленного волка, который очень вреден и опасен. Впускать этого волка внутрь не стоит.
Обложка: на съемках фильма «Мысленный волк» / Евгений Пахоль