Снимается кино: «Новенький»

Съемочную площадку оказалось найти несложно — еще с улицы видно огромное черное полотно с массивным световым прибором, установленным перед окнами обычной московской квартиры, расположенной на первом этаже панельного дома. Консьерж открывает дверь в подъезд не спрашивая: видимо, в курсе, что домофон в квартире специально отключили для съемок. Пол-этажа захвачено киношниками — вдоль стен лежат систенды, штативы, реквизит и прочее съемочное оборудование. Перед входной дверью стоит главный актер Александр Алешкин, в руках цветы и сушилка. Сейчас будут записывать очередной дубль. Раздается команда: «Мотор! Камера», актер заходит в квартиру, ему навстречу с криками выбегают дети в костюмах призраков.

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

По сюжету «Новенького» в многодетной семье неожиданно появляется новый ребенок. Мальчик говорит на непонятном языке, и никто не знает, откуда он взялся. Главный герой, отец семейства Сеня, безуспешно пытается найти родителей «новенького», а вместо этого находит семейное счастье и гармонию. Короткометражная история будет длиться 25-30 минут и нацелена на широкую аудиторию.

Александр Ермолин на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Ермолин на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Между дублями мы просачиваемся в квартиру, где нас встречает продюсер проекта Александр Ермолин из киностудии «Свободное кино». Он проводит экскурсию по локации и знакомит со съемочной группой. Режиссер фильма — Мария Сопова, художественный руководитель «Детской социальной киностудии “Киношкид”». Ее кандидатуру предложила автор сценария — Евгения Хрипова, с которой Александр Ермолин познакомился еще во ВГИКе. В прошлом году Александр снял по сценарию Евгении фильм «Кошмар на курорте» в качестве режиссера и продюсера. В этот раз он предложил выступить в качестве продюсера, а Марию позвать на место режиссера, поскольку у нее есть большой опыт работы с детьми.

Мария Сопова, режиссер, художественный руководитель «Детской социальной киностудии “Киношкид”» / Фото: Виктор ВытольскийМария Сопова на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Мария Сопова, режиссер: «На нашей киностудии мы проводим занятия с детьми из различных социальных групп и снимаем вместе с ними кино. В данном случае мы пригласили ребят из театральной студии Future для участия в социальном проекте. Сценарий Жени помогает раскрыть довольно сложную тему при помощи юмора. При работе с детьми необходимо учитывать множество нюансов. Например, что они могут воспринимать информацию только какое-то ограниченное время. В отличие от взрослых актеров, они не могут заучить роль и прорабатывать ее на площадке. Импровизация работает с одним ребенком, но когда их много, то получается каша — они не соблюдают границы кадра и легко ловят настрой друг друга. Поэтому мы придумали такую схему работы — несколько дней перед съемками мы репетируем с детьми ключевые сцены, запоминаем слова, проходим по основным точкам и действиям. А на съемках я их только эмоционально настраиваю — готовлю для соответствующей ситуации. Мы запускаем их на площадку с необходимым настроем, чтобы они просто шли по отработанной технике. Там с детьми постоянно работает педагог-психолог».

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Мария Сопова, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

Мария Сопова, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

Этот метод предложил оператор-постановщик Всеволод Каптур, который пришел на этот проект, чтобы в очередной раз попытаться ответить на сложнейший вопрос: «Как работать с детьми?».

Всеволод Каптур, оператор-постановщик: «С детьми сложно построить мизансцену и кадр с идеальной композицией, потому что они не ходят по точкам (хотя это и устаревший способ рассказа истории). К тому же они быстрее устают. Они настолько свободные, что все превращается в хаос. Мне интересен проект с точки зрения обуздания этой «стихии». Работая с детьми, я не могу добиться того, чего хочу в глобальном смысле на 100% . Приходится особым образом подстраиваться, и для этого нужна определенная гибкость ума и творческих составляющих».

Всеволод Каптур на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийВсеволод Каптур на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

В отличие от «Да и да» и «Хардкора», где Всеволод придумывал специальные технические накамерные конструкции для съемки, в «Новеньком» он постарался максимально убрать технологии на второй план, чтобы они не мешали. Вместе с режиссером они заранее продумали каждый кадр и нарисовали подробную раскадровку всех сцен, чтобы избавиться от необходимости снимать множество запасных кадров для монтажа. Акцент сделан на длинных кадрах, а способ съемки не должен отвлекать от происходящего в них действия.

Всеволод Каптур / Фото: Виктор Вытольский

Всеволод Каптур / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Всеволод рассказал нам о своих методах съемки: «Мы снимаем мастер-план: если на нем можно проиграть мизансцену, то делаем его плотнее, чтобы герои были крупнее на маленьком экране. В этом смысле интерьер отходит на второй план, но так, чтобы все предметы подчеркивали миниатюрные размеры квартиры. Мы специально выбрали место, в котором были бы очевидны и понятны обстоятельства существования этой истории. Вместо обычного набора оптики упор сделан на широкоугольные объективы — 15 мм и 21 мм. Этого вполне хватает. Свет достаточно обычный, он немного имитирует квартиру, но не превращается в драматический. Мы используем единственную в Москве SkyPanel S120-C от ARRI. При помощи нее мы создаем закат — не с жестким светом, как обычно делают, а розоватый, когда свет проходит зимой через плотные облака. Это очень классные и удобные панели, потому что в них можно сразу подбирать определенные фильтры».

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Благодаря этим приборам группа избавилась от необходимости брать в аренду генератор, так как они питаются от обычной розетки. К тому же это помогает сократить количество задействованных в съемочном процессе людей. Ребятам удалось сократить значительную часть расходов за счет участия в питчингах и привлечения партнеров. В прошлом году продюсер Александр Ермолин вместе с Марией Соповой представили проект на «VI Питчинге дебютантов» и фестивале Potential. В результате они получили полное техническое обеспечение от киностудии «ТВ-фильм» (аренда камеры Sony PMV-F5 с комплектом оптики и необходимым операторским оборудованием), звуковой постпродакшн от кинокомпании «Невафильм», монтажные смены в компании «Горизонт Кино», а также онлайн-премьеру и информационную поддержку на kinopoisk.ru. Кроме того, проект решила поддержать компания «Богдан и Бригада» — постоянный партнёр киностудии «КиноШкид».

Александр Ермолин. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Ермолин на съемках фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Александр Ермолин, продюсер: «Специально к питчингу мы подготовили тизер, чтобы показать, как мы будем снимать фильм, и провести первичный кастинг. Из тизера в фильм перекочевали Миша и Сережа Новоженины. Активную подготовку к съемкам мы начали в сентябре прошлого года. Нам очень помогла театральная студия Future, где занимаются дети, которые играют в нашем фильме, и преподает наш главный актер Александр Алешкин. Начались репетиции, подготовка, поиск локаций, и к январю мы уже были готовы снимать».

Ребята заложили в съемочный период 10 смен: две на натуре, шесть в квартире, одну в полицейском участке и одну дополнительную смену для съемок сна Сени, в которой будет задействовано около 40 детей. Это достаточно большое количество смен для короткометражного фильма продиктовано спецификой детского кино. Дело в том, что по закону дети могут работать на съемочной площадке шесть часов, а если ребенок новорожденый, то не более трех. Это все прописано в юридическом договоре, который обязательно заключается с родителями детей (или их законным опекуном). Поэтому здесь не может быть речи о двенадцатичасовых переработках, которые часто можно встретить на обычных проектах.

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Пока мы обсуждали юридические тонкости, на площадку приехали родители с восьмимесячным малышом. Сегодня с его участием снимут две сцены. По словам продюсера, очень сложно найти родителей, согласных задействовать своих маленьких детей в съемках. Их пришлось долго искать через знакомых.

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер с оператором выставляют мизансцену — дети дружно сидят кружком на кровати и читают книжку, пока мама спит на переднем плане. Малыш ведет себя непринужденно и явно заинтересован процессом. На вопрос, зачем сценарист ввел грудного ребенка в историю, усложнив тем самым и так непростые съемки, продюсер отвечает, что это предлагаемое обстоятельство для усиления конфликта. Мама должна быть максимально сконцентрированной и постоянно успокаивать детей, чтобы они не разбудили маленького братика. Естественно, что грудной ребенок снимается не во всех сценах, и для других кадров художник по реквизиту нашла куклу.

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Наталья Аванова, художник по реквизиту: «Самое сложное было найти эту куклу — симуляцию младенца в полный рост, с пухлыми ножками и ручками. Если не вглядываться в застывший мертвый взгляд, то ее вообще не отличишь от настоящего ребенка. Это очень дорогая штука, пришлось взять ее в аренду, но большинство реквизита мы покупаем. Принято считать, что в аренду брать дешевле, но это полное заблуждение, потому что часто аренда в сутки эквивалентна покупке. Я удивляюсь, почему еще склады не разорились с таким подходом. Как правило, ищем на Avito и подобных ресурсах. Я собираю у себя реквизит, привезенный c нескольких квартир со всей Москвы, и потом отвожу на площадку. Купленный реквизит после съемок мы опять распродаем или отправляем на склад, принадлежащий продакшену».

Наталья Аванова, художник по реквизиту. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийНаталья Аванова на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Не все вещи доживают до конца съемок. Например, советская скатерть, которую сегодня дети «убили» маркерами специально для фильма. Какие-то предметы подфактурили художники при помощи наклеек, магнитиков и фотографий.

Виктор Зудин, художник-постановщик: «Мы делаем в кадре жизнь, чтобы не было каких-то моментов, режущих глаз. Изначально планировалось все снимать в загородном коттедже, но мы решили избавиться от эффекта павильона и нашли подходящую квартиру. Согласно концепции, она досталась нашим героям по наследству, поэтому здесь происходит наслоение новой жизни на старую. Половина детской сделана полностью нами. Двухъярусные кровати привезли из хостела. Рисунки делали по ходу съемок. Какие-то из них привезли родители детей-актеров».

Виктор Зудин, художник-постановщик. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийВиктор Зудин на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Пока оператор с режиссером просматривают отснятые кадры, с молодыми актерами занимается специальный ассистент Алена. Ее абсолютно не смущает орава бегающих детей: она привыкла работать на своих спектаклях с гораздо большим количеством — до 20-30 ребят. Мы попросили ее поделиться профессиональными секретами, при помощи которых она помогает режиссеру настроить детей на нужный лад.

Алена Михайлова, ассистент по детям: «Все зависит от ситуации. Если дети шумят, то лучше разговаривать с ними тихим голосом. Если расслаблены, то можно подбодрить активным движением. Мы смотрим, какое состояние ребенка нужно в данный момент, и стараемся его к нему привести: через юмор, шутку и доброту. Ни в коем случае нельзя применять насилие и давление. Из физических воздействий — только предложение попрыгать или легкий массаж. Еще мы с детьми много рисуем, это помогает расслабиться и отвлечься. Мы много разговариваем, они рассказывает мне про себя, мы с ними фантазируем и мечтаем».

Алена Михайлова, ассистент по детям. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор ВытольскийАлена Михайлова на съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Кроме Алены съемочной группе помогает главный герой фильма Александр Алешкин, преподаватель театральной студии Future. В составе детской кинотруппы три его воспитанника. По словам Александра, работа в этой короткометражке отличается невероятной сложностью — большое количество детей, постоянно находящихся в кадре, заставляет быть максимально сконцентрированным и внимательно относится к деталям. Нужно постоянно реагировать на их меняющееся поведение и по ходу действия менять что-то в сцене. С другой стороны, дети доверяют ему как наставнику, и это влияние на игру друг друга взаимно.

Александр Алешкин, актер: «Дети очень чутко чувствуют, где правда, а где ложь. Если ты достаточно четко и достоверно выполняешь какую-либо задачу, то дети это чувствуют и у них рождается ответная правдивая реакция. А если где-то начинаешь чуть-чуть привирать, то и дети отстраняются и думают, что это такая полуигра, полурепетиция. Поэтому нужно быть всегда настоящим. Не зря ведь говорят, что нельзя переиграть животных и детей, на них всегда интересно смотреть. Они гораздо честнее и правдивее нас».

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Виктор Вытольский

Важный момент в детском кино — научить ребенка уважительно относится к съемочному процессу и не терять субординацию. Для этого вводятся особые правила. В театре они могут звучать так: за кулисами не шуметь, чужой реквизит не брать, текст — знать. В кино существует такая же культура поведения: тишина на площадке после команды «Мотор!», нужно следить за своим реквизитом, прической, и, конечно, не смотреть в камеру. Такие простые правила помогают организовать детей и облегчают работу съемочной группе. Наличие Александра Алешкина на площадке является гарантом спокойствия для родителей, которые терпеливо сидят на кухне и с интересом наблюдают за съемочным процессом.

Дмитрий Хитаров, папа актрисы Даши: «Я знаю Александра не первый год, именно он предложил поучаствовать в проекте. Присутствие Алешкина как гарантия того, что все будет хорошо. Кроме того, мы подписали с продюсером договор, где все подробно прописано, поэтому никаких опасений не было. Мне очень интересно присутствовать на съемках, потому что я сам раньше хотел заниматься актерской деятельностью. Я понимаю технологию, и то, что съемки не сказка, а тяжкий труд, я прекрасно знал. Дочке нравится сниматься, а у нас с женой нет стремления вырастить из нее звезду. Это пусть она сама решает».

Даша, актриса. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Руслан Альтимиров

Даша, актриса. На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Руслан Альтимиров

Дмитрий Хитаров, папа актрисы Даши / Фото: Мария Черникова

Дмитрий Хитаров, папа актрисы Даши / Фото: Мария Черникова

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Руслан Альтимиров

На съемках короткометражного фильма «Новенький» / Фото: Руслан Альтимиров

Немаловажный вопрос — запись звука на площадке. По словам продюсера Александра Ермолина, изначально было принято решение писать чистовой звук, поскольку повторить на дубляже детскую игру будет крайне сложно. Петличные микрофоны висят у взрослых актеров, а детские голоса пишутся на бум. В студии будут записываться только «гургуры», атмосферный звук, в котором дети одновременно что-то говорят. Кроме этого предстоит записать дополнительные шумы, различные эффекты и производится работа по сведению звука. Еще планируется работа с графикой, для придания фильму атмосферы волшебства и новогоднего настроения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *